К чему приводит ИКПУ-творчество и как все исправить

preview

ГНК предупредил, что неверное отражение ИКПУ в ЭСФ, чеках онлайн-ККТ и электронных договорах может привести к ошибкам, несоответствию приобретенной (оприходованной) и реализованной продукции. Однако к тем же результатам приводит и развернувшееся в последние дни бурное ИКПУ-творчество. На это обращает внимание налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– «Сегодня и налогоплательщики, и налоговики много сил тратят на создание кодов ИКПУ для товаров и услуг. Я наблюдаю за Телеграм-группой «Тадбиркор ва Солиқчи», предназначенной для оказания практической помощи налогоплательщикам в решении проблем, связанных с исполнением налоговых обязательств. Складывается впечатление, что в последние дни у бухгалтеров нет других проблем. Практически все обращения связаны с просьбой помочь подобрать или создать ИКПУ.

И, думаю, в этом месяце переход на 17-значные ИКПУ не завершится. Будет «дубль №2», потому что, скорее всего, через какое-то время авторы ИКПУ поймут, что с созданной базой ИКПУ учета товаров не наладить и ценной аналитики не составить. 

Более того, уже существующая система кодов ИКПУ приводит бухгалтеров к путанице, так как процесс выбора подходящего ИКПУ – «творческий». К одному и тому же товару могут быть применены разные коды ИКПУ. Ведь существуют ИКПУ, оканчивающиеся на шесть нулей – без указания бренда и атрибутов, и – более конкретные для аналогичных товаров отдельных производителей. Что мешало сразу, по крайней мере, ко всем промышленным товарам создать конкретные коды, исключив для них «безымянные» нули?

И складывающаяся ситуация не способствует точному применению даже уже созданных ИКПУ. К примеру, вчера я посетила супермаркет. Дома ради интереса посмотрела электронный чек на покупку: в нем ИКПУ дается не только в числовом значении, как в бумажном чеке, но и с расшифровкой. И сразу бросилась в глаза ошибка! Напротив чая, который я купила в реальности, стоял ИКПУ кофе конкретной марки, конкретного производителя. Его я не покупала. Значит, была допущена ошибка при вводе информации в виртуальную кассу. Следовательно, будут неточности и в учете, и в аналитике, которую попытаются выстроить в этом магазине при помощи ИКПУ.

На мой взгляд, моделирование системы ИКПУ нужно приостановить и все еще раз тщательно продумать. Иначе ИКПУ-творчество будет бесконечным процессом, приносящим больше вреда, чем пользы.

– Как организовать работу по созданию эффективной системы ИКПУ, чтобы она не доставляла лишних хлопот ни налоговикам, ни налогоплательщикам?

 – Думаю, недостаточно желания – посчитать, что есть на рынке и чего на нем не хватает. Это слишком обширная и общая задача. Нужно иметь четкий и конкретный ответ на вопрос – какую информацию о потребительском рынке мы хотим получить при помощи системы ИКПУ, зачем она нужна?

Со стороны заинтересованных госорганов и хозяйствующих субъектов должен быть заказ на конкретную информацию. И тогда можно будет сразу сформировать четкие задачи и приступить к их исполнению. А сейчас складывается впечатление, что такого понимания еще нет. А если оно – есть, значит, процесс по внедрению ИКПУ организован очень неумело.

Давайте еще раз посмотрим структуру ИКПУ:

                              

Как видим, он достаточно емок по информации о товаре. Это открывает неограниченные возможности. Вместе с тем, это еще раз подчеркивает, насколько важны четкое понимание целей и заказ на конкретную аналитическую информацию.

Поделюсь некоторыми соображениями, как можно организовать процесс создания ИКПУ, чтобы он прошел с наименьшими издержками:

1. По промышленным товарам – из процесса создания ИКПУ нужно исключить торговые организации. Они должны пользоваться теми ИКПУ, с которыми к ним пришел товар по документам. О коде ИКПУ для товаров должны позаботиться производители и импортеры. За тем, чтобы идентичные импортированные товары не получили разные ИКПУ, должны следить администраторы tasnif.soliq.uz.

2. По сельскохозяйственной продукции – коды изначально нужно разработать централизованно, изучив наиболее востребованные на рынке сорта овощей, фруктов и прочей непромышленной продукции, поставляемой на рынок фермерами и дехканами.

3. По услугам – также коды нужно разработать централизованно. При этом значение ИКПУ должно основываться на сущности – конечном результате оказываемых услуг (ремонт бытовой техники, банковские услуги по вкладам и т.д.).

4. По продукции общепита – считаю, существующие коды ИКПУ по общепиту – самые неинформативные и бесполезные. Если каждое заведение будет присваивать каждой своей торговой позиции ИКПУ, этот код будет ни о чем, так как любое блюдо можно приготовить по-разному. Присваивать коды ИКПУ  каждому блюду по этой же причине – нецелесообразно. Я считаю, что для общепита коды ИКПУ также должны быть разработаны централизованно. Они могут принести пользу с точки зрения пищевых предпочтений населения, оценки спроса на продукты питания и объемов потребления основных и прочих продуктов питания.  Следовательно, не нужно создавать ИКПУ для «сумаляк», «супы из рыбы», «горячие закуски из говядины» и т.д. В классификаторе должны быть такие позиции, как, например, «вторые блюда с основным ингредиентом мясо баранины без добавления овощей и круп», «вторые мучные формовые блюда с начинкой из мяса говядины», «гарнир из рисовой крупы» и что-то в этом роде. Т.е. позиции должны быть емкие, представляющие ценность для учета и аналитики.

В целом, создание системы ИКПУ – очень сложный, трудоемкий процесс и, возможно, это – задача для научно-исследовательского института. Может быть, нужно просто более широко применить систему идентификационных номеров товаров (штрих-кодов) и цифровой маркировки товаров? Эффективность этих систем проверена в мировом масштабе. Сделав ставку на эти всемирно признанные системы идентификации товаров, по крайней мере, не придется придумывать новую систему кодов для идентификации товаров и услуг.   

Кстати, в п. 1 ПКМ №249 от 28.04.2021 г. заложена идея поэтапной  привязки ИКПУ к идентификационным номерам товаров (штрих-кодам). Получается, что в итоге каждый штрих-код будет иметь свой аналог в системе ИКПУ? Не проще ли сразу более активно использовать штрих-коды? Они уже есть на большинстве товаров. Осталось только простимулировать тех производителей, которые еще не имеют штрих-кода на продукции».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ