Как создать семейное предприятие: пошаговая инструкция

preview

«Планируем открыть семейное предприятие. Просим объяснить, что для этого необходимо».

Пошаговую инструкцию для читателей buxgalter.uz подготовил юрист Икрам АБДУЛКАДЫРОВ: 

Шаг №1: изучаем требования законодательства к деятельности, названию и уставному фонду, налогообложению и т.п.

Деятельность семейных предприятий регламентирует Закон «О семейном предпринимательстве». Согласно его ст. 4 семейное предприятие – это субъект малого предпринимательства, создаваемый добровольно на базе общего или принадлежащего отдельным членам семьи имущества, с целью производить и реализовать товары или оказывать услуги.

Определите вид деятельности вашего будущего семейного предприятия с помощью Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Имейте в виду: семейное предприятие не может :

  • производить подакцизную продукцию ;
  • добывать полезные ископаемые, облагаемые налогом за пользование недрами ;
  • осуществлять дельность промышленного характера в жилых помещениях многоквартирного жилого дома;
  • использовать семейным предприятием в своей деятельности ядовитых, радиоактивных веществ и материалов, оборудования высокого давления и прочего оборудования, представляющего повышенную опасность для человека и окружающей среды .

Отдельные виды деятельности для семейного предприятия, как и для любого другого, возможны только при наличии лицензии .

 

Название предприятия выбирайте с учетом требований Закона «О фирменных наименованиях». Семейное предприятие должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование.

Внимание
Полное фирменное наименование семейного предприятия должно содержать полное его наименование и слова «oilaviy korxona». Сокращенное фирменное наименование семейного предприятия должно содержать его сокращенное наименование и слова «oilaviy korxona» или аббревиатуру «ОК» .

Уставный фонд семейного предприятия формируется за счет денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, включая имущественные права или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Имейте в виду: единственный жилой дом (квартира) не может быть внесен в уставный фонд семейного предприятия .

Если вы планируете лицензируемую деятельность, минимальный размер уставного фонда семейного предприятия может быть определен в лицензионных требованиях.

Определяя участников семейного предприятия, руководствуйтесь требованиями ст. 5 №ЗРУ-327. Ими могут быть только дееспособные лица, достигшие трудоспособного возраста. А именно:

  • глава семьи, его супруга (супруг), дети и внуки, родители, иные родственники (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги и дети, дяди и тети).

Минимальная численность участников семейного предприятия – не менее 2 человек.

 Участник одного семейного предприятия не может быть одновременно участником другого семейного предприятия.

 

Местонахождение (почтовый адрес)

Исходя из требований ст. 46 ГК юридическое лицо при регистрации должно иметь почтовый адрес и обязано в дальнейшем уведомлять уполномоченные государственные органы о его изменении.

Местом деятельности семейного предприятия могут быть жилые и нежилые помещения, включая производственные, хозяйственные строения и иные постройки, принадлежащие участникам семейного предприятия на праве собственности или на другом законном основании .

Внимание
Не нужно переводить жилые помещения, принадлежащие участникам семейного предприятия на праве собственности, в нежилые помещения, чтобы использовать их в деятельности семейного предприятия. Исключения из этого правила предусмотрены только для отдельных видов деятельности .

 

Налогообложение и получение прибыли

Семейное предприятие уплачивает налоги, сборы и другие платежи в порядке, определяемом законодательством . Никаких особых условий налогообложения для семейных предприятий не установлено.

Они могут быть плательщиками налога с оборота, если соответствуют критериям, определенным НК для таких налогоплательщиков , или плательщиками налога на прибыль и НДС.

Прибыль семейного предприятия после уплаты налогов, сборов и других платежей и с учетом удержания налога на дивиденды поступает в распоряжение его участников .

Внимание

Образцы юридических документов и подробные разъяснения по налогам и отчетности, кассовым и банковским операциям, другим вопросам учета и деятельности вы найдете в Buxgalter.PRO – «Микробизнес» (1 МРОТ на 12 месяцев) и «Малый бизнес» (2 МРОТ на 12 месяцев).

Свяжитесь со службой поддержки (+998 (78) 150-11-72), чтобы узнать подробнее.

 

Шаг №2: готовим документы для госрегистрации

Подготовьте пакет документов для регистрации семейного предприятия, желательно сделать это на латинской графике.

Учредительный документ семейного предприятия – это учредительный договор, заключаемый всеми его участниками . Он включает в себя:

  • Ф.И.О. и место жительства (адрес) главы семейного предприятия и других участников;
  • размер уставного фонда;
  • порядок определения имущества, вносимого участниками в уставный фонд;
  • фирменное наименование и сведения о местонахождении (почтовый адрес) предприятия;
  • порядок распределения прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, между участниками, а также имущества при ликвидации семейного предприятия;
  • перечень имущества участников, передаваемого в пользование семейному предприятию;
  • размер крупной сделки с имуществом семейного предприятия (т.е. какая сделка будет считаться крупной);
  • порядок принятия решений общим собранием участников;
  • другие условия, которые участники считают существенными.

Учредительный договор подписывают все участники семейного предприятия.

Семейное предприятие во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами представляет его глава .  А главой семейного предприятия может быть один из его участников, которому все остальные единогласно предоставляют право участвовать в деловом обороте от их имени.

Назначение главы предприятия оформите протоколом общего собрания участников семейного предприятия .

Внимание
При регистрации семейного предприятия могут понадобиться документы, подтверждающие родство между участниками (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении и т.п.).

 

Шаг №3: госрегистрация и постановка на учет

Зарегистрироваться можно онлайн – через Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) либо в явочном порядке .

Рассмотрим, как это сделать онлайн.

 

I этап: формирование запроса

  1. Выберите на my.gov.uz госуслугу «Регистрация нового субъекта предпринимательства».

Фирменное наименование заявитель выбирает в процессе формирования запроса из доступных фирменных наименований (на латинской графике). Т.е., если такое фирменное наименование уже принадлежит какой-то другой фирме, система об этом сообщит. Соответственно, использовать его не получится. Если же наименование будет свободно, система бронирует его для вас на 60 календарных дней. Если за 60 дней ваше предприятие не пройдет госрегистрацию, забронированное вами фирменное наименование опять станет свободным.

К запросу должен прилагаться учредительный договор на государственном языке в виде электронного документа или в формате Pdf.

Внимание
Каждый отдельный документ, направляемый в регистрирующий орган, должен прилагаться к запросу в виде отдельного файла, обеспечивающего сохранение всех аутентичных признаков подлинности (скан в хорошем качестве – не менее 200 точек на дюйм). Размер одного файла не должен превышать 10 Мб.

Кроме того, запросы юрлиц с двумя и более учредителями должны содержать согласие каждого учредителя о вхождении в состав учредителей. Для этого каждый учредитель должен подтвердить направленное ему на электронную почту уведомление, а также пройти идентификацию через Единую систему идентификации (OneID) (за исключением лиц, не являющихся гражданами Узбекистана).

Лица, не являющиеся гражданами Узбекистана, должны подписывать заявления собственной ЭЦП в обязательном порядке.

 

II этап: оплата госпошлины 

После завершения формирования запроса заявитель уплачивает госпошлину, ставка которой определяется автоматически по утвержденным размерам .

Оплатить можно:

  • через интернет – с помощью банковской карты и подключенной услугой «СМС-информирование»;
  • через кассу банка – наличным или безналичным расчетом – с указанием уникального номера запроса, сформированного системой;
  • безналичным расчетом с помощью банковского перевода с расчетного счета.
Внимание
Уплаченная госпошлина не возвращается, за исключением излишне уплаченных сумм в порядке, установленном законодательством.

С момента уплаты госпошлины сформированный запрос система сохраняет и направляет уведомление об этом в персональный кабинет ответственного работника регистрирующего органа.

 

III этап: регистрация субъекта и формирование свидетельства 

В дальнейшем система в установленные сроки сверяет представленные заявителем сведения и, если они соответствуют имеющимся в госоргане данным:

  • осуществляет госрегистрацию, внося запись в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства;
  • формирует свидетельство о регистрации по соответствующей форме;
  • сохраняет свидетельство о регистрации, учредительные документы в репозитории электронных документов;
  • формирует и сохраняет в репозитории электронных документов отказ в государственной регистрации, перерегистрации.

Свидетельство о регистрации и учредительные документы должны содержать ЭЦП ответственного работника регистрирующего органа и QR-код (матричный штриховой код), а также идентификационные номера.

Заявитель вправе получить доступ к своему свидетельству о регистрации, учредительным документам, хранящимся в репозитории электронных документов на ЕПИГУ, а также распечатать их копии на бумажный носитель.