Полезное для бухгалтера в ноябре:
ЭСФ – обязателен, акт выполненных работ – на усмотрение сторон
Оператор электронного документооборота, ссылаясь на требования роумингового оператора, приостановил возможность формировать счета-фактуры, которые создаются и отправляются с актом выполненных работ в одном документе. Теперь ЭСФ и акт выполненных работ нужно отправлять по отдельности. Как в этой ситуации сократить издержки на оформление электронных документов, читайте в разъяснении buxgalter.uz:
– Счет-фактура и акт выполненных работ – разные документы по своей сути и содержанию, и к ним применяется разный подход.
Обязательства по оформлению ЭСФ установлены ст. 47 НК, а необходимость оформлять акт выполненных работ определяет договор, заключенный сторонами сделки.
Если услуги – разнообразные по составу (например, – консалтинг), здесь, конечно, лучше составить акт выполненных работ, где расписать объем и характер оказанных услуг.
Если услуги – однотипные с фиксированной оплатой (ежемесячная плата, абонентская плата и т.п.), т.е. сумма не меняется и она безвозвратная, участие поставщика услуги сведено к минимуму (аренда и т.п.), а перечень работ предусмотрен условиями договора, – акт не обязателен, вполне достаточно оформлять только ЭСФ. Но в этом случае из договора должно быть понятно, на основании чего происходят ежемесячные взаиморасчеты.
Но если договор, например, на техобслуживание оборудования подразумевает не только фиксированную плату, но и дополнительную оплату в случае внештатных ситуаций, требующих значительных ремонтных работ, тогда акт при возникновении таких случаев составлять крайне желательно.
В целом, акт выполненных работ может быть полезен для обеих сторон договора тем, что это – документ, подтвержденный двумя сторонами и свидетельствующий о фактическом объеме работ за определенный период и его стоимости. И он может в дальнейшем пригодиться в суде, если понадобится доказывать факты.
Так, в частности, согласно ч. 2 ст. 646 ГК заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них только в том случае, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были указаны они или возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Дополнительно рекомендуем прочесть:
Подготовил Олег ГАЕВОЙ