Нужно ли исправлять ИКПУ в чеках, если получили сообщение ГНК

preview

Налоговый комитет рассылает письма, в которых сообщает налогоплательщикам о неуказанных или ошибочных ИКПУ в чеках онлайн-ККМ и виртуальных касс.

Налоговый консультант Рустам САБИРОВ по просьбе buxgalter.uz прокомментировал ситуацию с ИКПУ. По мнению специалиста, помочь решить проблему могут сами налоговые органы:

 

– В письме налоговики предупреждают об ответственности за неверно указанные ИКПУ в чеках онлайн-ККМ. Но в нем, очевидно, допущена опечатка. По смыслу письма в нем должна быть ссылка не на ст. 233 НК, а на ст. 223 НК, предусматривающую ответственность за отражение неправильных ИКПУ. Эта норма вступает в силу с 1 июля 2022 года .

С 12 августа заработает еще одна норма:  исключение из реестра тех ЦОТУ,  в чьем ведении находятся онлайн-ККМ, печатающие чеки с ошибочными ИКПУ  .

Считаю, что продолжающаяся инвентаризация кодов ИКПУ создает риски для предпринимателей. И было бы правильно ее завершить, прежде чем начинать применять такие серьезные формы наказания.

Новые нормы показывают насколько внимательно и ответственно нужно отнестись к этим оповещающим письмам.

Перепроверьте данные о товарах, внесенные в ваш онлайн-ККМ: они должны иметь коды ИКПУ, соответствующие текущей версии Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг) (tasnif.soliq.uz).

 

Инвентаризация ИКПУ

Еще раз хочу обратить внимание ГНК на проблемы, возникающие у предпринимателей из-за того, что ИКПУ в классификаторе постоянно меняются.

По официальной информации сайта tasnif.soliq.uz введены обновленные коды ИКПУ :

  • с 7 марта 2022 года – на лекарственные средства и средства медицинского назначения;
  • с 7 апреля 2022 года – на цемент;
  • с 1 июня 2022 года – на пшеницу, ковры и ковровые изделия.

Очевидно инвентаризация только в самом начале, она не охватила еще даже половину товаров и услуг, представленных на рынке. Предпринимателям сложно успевать за этими изменениями. Ведь отследить изменение – это полдела, нужно эти новые ИКПУ ввести в память онлайн-ККМ и виртуальной кассы. А это, как показывает практика, задача не из тех, с которой предприниматель всегда может справиться без помощи специалистов.

 

Как может помочь исправить ситуацию налоговое ведомство

С точки зрения налогового администрирования было бы идеально, если бы ГНК продолжил автоматизировать систему мониторинга и применения ИКПУ не только в чеках онлайн-ККМ, но и в ЭСФ.

Информационные системы ГНК обнаруживают в ЭСФ и чеках неверно указанные ИКПУ. Что мешает этой же системе обнаруженный неправильный ИКПУ заменить на правильный? Технически, на мой взгляд, это реализовать возможно. В случае автоматической корректировки ИКПУ нужно предоставить налогоплательщику возможность выразить согласие или несогласие с заменой, которую предлагает произвести программа.

Полезным будет и функционал оповещения об ошибках ИКПУ в момент формирования чека онлайн-ККТ и счетов-фактур. Это позволит исправить ошибку до того, как будет выдан чек или отправлен счет-фактура.  

Все товары в магазин приходят в сопровождении электронного счета-фактуры. Почему магазины до сих пор должны вручную информацию о товарах из счетов-фактур переносить в онлайн-ККМ или виртуальную кассу? И ЭСФ, и онлайн-ККМ работают в единой информационной системе налоговых органов. Значит, можно сделать так, чтобы база данных о товарах онлайн-ККМ автоматически формировалась на основании данных счетов-фактур.

Но это пока только предложения. А реальные штрафы за ошибки грозят уже с 1 июля. Нужно признать, что мы к этому не готовы, т.к. на многие вопросы все еще нет ответа.

Рассмотрим ситуацию. Предположим, сегодня объявили об изменениях в ИКПУ для определенной группы товаров. И сразу возникают вопросы:

     1) Нужно ли приостановить торговлю, чтобы ввести новые ИКПУ в онлайн-ККМ? Или это можно сделать в течение определенного времени, не приостанавливая торговлю и без последствий в виде штрафных санкций?

     2) Что делать с нестыковками в ИКПУ? Товар получил со старым ИКПУ, а продавать должны с новым? Или как?

     3) Если ИКПУ изменили в середине месяца, нужно ли корректировать чеки, выданные в первых числах месяца, до введения новых ИКПУ?

Ответа на эти вопросы пока нет. А скоро эти вопросы будут стоять очень остро. Госрегулятор должен разработать и утвердить единые правила, чтобы потом не было спорных моментов.

Даже по письму, которое сейчас рассылает ГНК, возникают вопросы официального ответа на которые пока нет.

 Из текста письма напрашивается вывод, что нужно вылавливать чеки за 2–3 месяца, о которых говорится в письме, и делать корректировку. Но ведь это – огромный объем работы, если количество чеков исчисляется сотнями или тысячами. Править-то нужно каждый чек в отдельности... У меня вызывает сомнение правильность требования ГНК о корректировке чеков за предыдущий период. Прав я или нет?

Можно ли исходить из практического смысла этой корректировки? Если от ошибочно указанного или неуказанного ИКПУ зависит сумма уплаченного налога, то, конечно, – да, нужно корректировать. А если – не зависит? Что даст корректировка? Достаточно, по-моему, предпринять меры чтобы в последующих чеках не было этих ошибок и все.

В письме приведен список телефонов. Я потратил больше часа и ни по одному из них не дозвонился, чтобы получить ответ на свой вопрос. Также не получил я его, позвонив на номер 1198. Операторы этой службы рекомендовали звонить по тем же телефонам, что указаны в письме.

И еще одно пожелание. На мой взгляд, устаревшие коды не должны испаряться из классификатора и информационных систем. Просто они должны быть с пометкой срока действия. Это может понадобиться в случае спорных ситуаций, когда и налоговикам, и налогоплательщикам понадобится отстаивать свою позицию.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ