Как не получить доначисление, реализуя товары или услуги по разной цене

preview

Многие производители применяют «вилку цен» для различных оптовых покупателей. Конечная цена зависит от условий договора.

По просьбе buxgalter.uz налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА разъяснила, как не получить в этом случае доначисление налогов по ч. 4 ст. 248 НК.

 

– Налоговики имеют права доначислить налог исходя из рыночных цен. Правила этих доначислений будут разными в зависимости от ситуации.

В соответствии с Положением о порядке определения базы по НДС исходя из рыночной стоимости товаров (услуг) рыночную цену рассчитывают при:

  • реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);
  • использовании в личных целях имущества юридического лица;
  • безвозмездной передаче товаров (оказании услуг).

Правилами VI раздела НК руководствуются, если есть признаки трансфертного ценообразования. Т.е. когда цена формируется в сделках между взаимосвязанными лицами и (или) отличается от объективно формирующейся цены, которая применялась бы в сопоставимых экономических условиях при совершении сделок между независимыми сторонами.

Но есть и другие ситуации, не попадающие под эти нормы, когда цена на товар оказывается ниже рыночной. В этих случаях налоговики ссылаются на ч. 4 ст. 248 НК, где сказано, что налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг). Эта норма на сегодняшний день не получила своего законодательного развития, хотя ГНК выставлял на обсуждение проект ПКМ, которым предполагалось утвердить соответствующее Положение. Но документ до сих пор не принят.

Кто-то может решить, что с выходом еще одного НПА ценообразование станет слишком зарегулированным. Я с такой позицией не согласна. Пока не будет такого документа, вопрос будут решать налоговики в меру своих представлений. А у них не всегда есть четкое понимание, какую цену брать в качестве рыночной. Вот примеры:

  • налоговики пытались сделать доначисление производителю кондиционеров, опираясь на цены, по которым продают эту технику на «Малике»;
  • производитель колбасы индивидуальному предпринимателю отпускает палку за 40 тыс. сум., а в сеть супермаркетов ту же колбасу из той же партии – по 50 тыс. Налоговики решают сделать доначисление исходя по цене 50 тыс. сум.

При этом зачастую налоговики считают достаточным для обоснования своих действий сослаться на статью НК, не объясняя, почему она была применена именно в этом случае.

Я считаю, что налоговики должны обосновывать и доказывать свои расчеты при доначислениях из-за сниженной цены. И в этом им должны помочь нормы законодательства, которых пока нет.

 Если предприниматель отпускает по одному договору товар по более низкой цене, чем по другим договорам, это как раз-таки может указывать на то, что у него ценообразование произошло по рыночным правилам.

Почему производитель колбасы может одному клиенту отпустить товар дешевле, чем другому? Условия договора могут быть разные. Например, тому, кто взял на себя обязательства самовывоза товара с производства и без возможности возврата в случае истечения срока годности, товар реализован по более низкой цене. При этом будет вполне оправдано, если супермаркет, получит тот же товар по более высокой цене, потому что договор с ним предусматривает иные условия: производитель обязан доставить товар до торговых точек и забрать на утилизацию, если он не будет реализован в установленные сроки годности.

В той же ч. 4 ст. 248 НК сказано, что налогоплательщик вправе оспорить решение налогового органа, представив обоснование того, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения. Но спорить с ведомством, когда нет четких правил, а норма НК слишком общая, – очень сложно.

Предпринимателям, которых я консультировала, удалось отстоять свою позицию и не получить доначисление. В некоторых случаях обошлось даже без суда. Но процесс противостояния был достаточно сложным. Отстоять свою позицию налогоплательщикам помогало то, что у них на руках были:

  • расчет себестоимости продукции, подтвержденный нормами технической документации (технические условия и стандарты производства), договоры и счета-фактуры на приобретение сырья, документы, подтверждающие прочие расходы;
  • Ценовая политика предприятия, в которой детально расписаны правила ценообразования в зависимости от условий договора, заключенного с клиентом;
  • договоры с клиентами, в которых четко прописан объем поставок и сопроводительных услуг в соответствии с Ценовой политикой предприятия.

И – главное – все эти документы на предприятиях изначально были в порядке, а не подготовлены специально к разбирательствам с налоговиками.

Рекомендую обзавестись всеми перечисленными документами заранее. Пусть лучше они останутся невостребованными, чем их не будет на руках, когда они понадобятся.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ