Как избежать ошибок в налоговом и бухгалтерском учете промоакций у посредников

preview

Многие предприятия пользуются услугами рекламных агентств, заказывая у них промоакции. Непонимание сути различных видов договоров и их налоговых последствий приводит к значительной переплате налогов.

Об ошибках бухгалтера, которые могут стоить участникам посреднической сделки сотни миллионов сумов, по просьбе buxgalter.uz рассказала директор консалтинговой фирмы «Arkad Audit» Наталья ТУРАЛИНОВА:

 

– Ситуация из практики: иностранный бренд поручает иностранному юрлицу найти в Узбекистане рекламное агентство, которое организует раздачу призов в рамках акции по стимулированию продаж товаров бренда. Иностранное юрлицо находит такое рекламное агентство и хочет заключить с ним договор на следующих условиях:

1. Узбекское рекламное агентство закупает на территории страны призы на 1 150 млн сум. (включая НДС) на внутреннем рынке.

2. Оно проводит акцию и раздает призы покупателям, совершившим покупки на определенную сумму.

3. Вознаграждение агентства составит 30 млн сум.

 Рекламное агентство согласилось на эти условие, но потребовало компенсировать НДФЛ с материальной выгоды получателей призов в размере 138 млн сум. Такую сумму налога по утверждению бухгалтера агентству придется уплатить.

Рассмотрим, правомочны ли требования бухгалтера рекламного агентства к заказчику в части компенсации НДФЛ. И – какие ошибки приводят к многократному увеличению суммы налогов.

 

Ошибка №1. НДФЛ со стоимости призов, раздаваемых во время акции

Как объяснил бухгалтер рекламного агентства, он настоял на компенсации заказчиком 138 млн сум. НДФЛ, так как это якобы должно снять все риски, связанные с раздачей призового фонда.

Между тем раздачу призов при выполнении требований п. 14 ч. 2 ст. 369 НК вполне можно отнести к необлагаемым НДФЛ операциям. Налоговые риски по доначислению НДФЛ здесь отсутствуют. Поэтому бухгалтер в данной ситуации явно перестраховывается, что приводит не только к дополнительным затратам заказчика на 138 млн сум., но, как мы увидим далее, порождает еще дополнительные налоги.

 

Ошибка №2. НДС с безвозмездной раздачи призов

Оборот по безвозмездной передаче товаров не облагается НДС при соблюдении хотя бы одного из следующих условий  :

1) он производится в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

2) он необходим для сохранения или развития предпринимательской деятельности и связь расходов с этой деятельностью обоснована;

3) он вытекает из положений законодательства.

В данной ситуации призы раздаются в интересах получения дохода и развития предпринимательской деятельности бренда, который заказчиком для рекламного агентства не является и прямого договора с ним не имеет. Услуги оказываются по поручению иностранной организации, для которой безвозмездная раздача призов не связана с ее деятельностью. Поэтому существуют значительные риски, что налоговики не признают этот оборот экономически оправданным и доначислят НДС.

При бесплатной раздаче призов посредник должен выступить, как налоговый агент , и заплатить налог в бюджет.

 

Ошибка №3. Налог на прибыль

Бухгалтер ведет учет поступлений по сделке следующим образом: вся получаемая от заказчика сумма признается доходом рекламного агентства. Стоимость призов списана на расходы вместе с начисленным НДФЛ (138 млн сум.). По расчетам бухгалтера прибыль составит 30 млн сум. (1 150 + 138 + 30 – 1 150 – 138), она облагается налогом на прибыль. НДС начисляется на всю сумму, потом входной НДС призового фонда должен быть отнесен в зачет.

Можно ли будет действительно зачесть этот НДС?

– Нет, поскольку рекламное агентство выступает посредником:

  • оно покупает товар в качестве призов на деньги иностранного заказчика;
  • этот товар оформляется за балансом;
  • права на зачет у него нет.

Т.е. НДС агентство уплатит дважды – сначала при приобретении товаров на территории Узбекистана, а потом при их раздаче в качестве призов.

Поскольку бухгалтер самостоятельно классифицирует раздачу призов как доход в виде материальной выгоды, это списание автоматически становится невычитаемым расходом при расчете налога на прибыль . Так же, как и сумма НДФЛ . Поэтому вся стоимость акции облагается налогом на прибыль: рекламная раздача товаров – невычет, НДФЛ – невычет, вознаграждение – доход. Следовательно, для рекламного агентства налоговой базой по прибыли будет вся сумма поступивших средств, а налог составит 177 млн сум.  ((1 150 + 30) х 15%), если нет налоговых льгот.

Итого: налоги, которые должно уплатить рекламное агентство, из-за неверного выбора формы сделки и ошибок бухгалтера составят:

1) НДС при покупке товаров на территории Узбекистана – 150 млн сум.;

2) НДС при раздаче призов – 150 млн сум.;

3) НДФЛ с призов – 138 млн сум.;

4) налог на прибыль – 177 млн сум.

Всего – 615 млн сум.

Резюмируем: в этой, казалось бы, рядовой сделке появляются налоги, которые разорят рекламное агентство. Мы называем это – своими руками создать проблемы на пустом месте.

 

Можно ли совершить сделку с минимальной налоговой нагрузкой?

– Да, можно, если устранить совокупные риски, приводящие к таким последствиям.

Как это сделать, а также обо многом другом вы узнаете на вебинаре «Как избежать ошибок в налоговом и бухгалтерском учете промоакций при посреднических сделках». Начало – 20 октября в 15:30.

Его участники получат чек-листы на тестирование:

  • положений договорных взаимодействий между заказчиком и агентством – в целом и в части перехода права собственности на приобретаемое на деньги заказчика имущество;
  • методологии бухгалтерского и налогового учета по списанию призового фонда (исходя из ответа на первый пункт);
  • выполнения условий для применения вычета по НДФЛ.