Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как начать работать в Е-aktiv с 1 марта 2023 года
Изначально этот материал был подготовлен с учетом назревающих проблем. О том, что согласно ПКМ №595 с 1 марта должна заработать система Е-aktiv, а к этому не готовы ни регулятор, ни налогоплательщики, ни сама система... О том, что по факту сейчас работает только функционал по ТМЗ. И нет пошагового регламента или каких-то иных инструкций по этой системе.
Но уже после публикации – в этот же день поздно вечером – стало известно, что регулятор готов принять мудрое решение – продлить период отладки системы и обучения бухгалтеров работать с нею.
Мы решили оставить это разъяснение начальника отдела НИЦ «Янги технологиялар» при Налоговом комитете Нодира МУХАММАДОВА и эксперта «Нормы» Эльвиры ЖИЛЬЦОВОЙ открытым для читателей. Оно поможет тем, кто уже настроился начать свое знакомство с Е-aktiv:
❖
Новые сроки добровольного использования системы налоговый комитет уточнил позже - более подробно об этом можно прочитать на нашем сайте
– Для начала войдите в персональный кабинет налогоплательщика на my3.soliq.uz и из перечня услуг выберите «Э-актив (Э-склад)».
Откроется главная станица системы Е-aktiv:
Шаг №1: создание склада (складов) организации
Заполните соответствующие реквизиты:
- номер склада, его название и адрес;
- реквизиты заведующего склада – материально ответственного лица (ПИНФЛ, Ф.И.О.);
- площадь склада.
При этом часть информации заполняется автоматически – по данным системы E-ijara.
Нарушителям порядка регистрации договоров аренды в E-ijara грозит:
1) штраф за сокрытие налоговой базы. Остатки ТМЗ на объектах недвижимого имущества, арендуемого или безвозмездно используемого на основании договоров, не поставленных на учет в ОГНС (на Е-ijara) :
– не подлежат инвентаризации;
– в целях налогообложения оцениваются как несуществующие на складе налогоплательщика.
Любые действия с этими активами налоговые органы могут расценить, как хранение, использование и реализацию неоформленных (неоприходованных) товаров, и наложить штраф по ст. 223 НК в размере 20% от стоимости реализации такой продукции;
2) приостановка сертификата плательщика НДС. Если у налогоплательщика не зарегистрирован на Е-ijara договор аренды и нет собственной недвижимости, система риск-анализа расценит это как «отсутствие собственного, арендуемого или безвозмездно используемого недвижимого имущества по месту нахождения». А это уже – основание отнести налогоплательщика к группе с высоким риском .
В итоге дело может кончиться отказом в постановке на учет в качестве плательщика НДС или приостановкой свидетельства о такой регистрации .
После того, как вы зарегистрировали склад (склады), можете отражать и учитывать в системе Е-aktiv приход и расход ТМЗ.
Что беспокоит предпринимателей в части учета и регистрации складских помещений
- «У нас – семейное предприятие, естественно, нет склада, так как производство полуфабрикатов организовано на дому (частный дом). Как приходовать остатки сырья и готовой продукции? Если нет склада, в систему нельзя добавить остатки товара. Как быть?».
- «Организация занимается оптовой и розничной торговлей одновременно. Договор аренды магазина зарегистрирован в системе Е-ijara, а оптовый склад – контейнеры – не зарегистрирован. Как в такой ситуации оприходовать остатки ТМЗ отдельно для розничной и оптовой торговли?».
- «Как быть, если у организации – виртуальный офис? Мы оказываем услуги в сфере IT-технологий, консультационные услуги. При этом – являемся плательщиком НДС и должны отражать движение ТМЦ в системе Е-aktiv (например, приход и расход канцтоваров). Как это сделать без склада?».
Ответов на эти вопросы Е-aktiv пока не содержит. Возможно, в ближайшие дни (до 1 марта 2023 года) она будет доработана в этой части. Либо – регулятор объяснит, как действовать таким налогоплательщикам.
Отражать в системе необходимо движение:
- производственных запасов (1000, 1100, 1500, 1600);
- незавершенного производства (2000, 2100, 2300, 2700);
- готовой продукции;
- товаров.
При этом – соблюдать нормы НСБУ №4 и Правил по заполнению форм финансовой отчетности
Шаг №2: вкладка «Приход»
Источниками прихода могут быть:
- ЭСФ (должно заполняться автоматически по данным ЭСФ, но пока не работает);
- ГТД (должно заполняться по данным ГТД, но – с возможностью ручной корректировки).
- «Все приходы» (заполняется с функцией ручного ввода данных) – с отражением:
– источника прихода ТМЗ (поступление готовой продукции, первоначальный остаток, поступление от производства):
– метода прихода ТМЗ (бесплатно или покупка):
– основы прихода (сырье, топливо, готовая продукция):
В приходе ТМЗ на данный момент отсутствует возможность отражать данные по:
- товарным займам;
- давальческому сырью;
- НМА;
- ТМЗ, переданным на ответственное хранение;
- нюансам импортных операций с учетом перехода права собственности;
- излишкам по итогам инвентаризации;
- безвозмездно полученным ТМЗ.
Сформировать приход ТМЗ можно с помощью заранее созданного файла-шаблона в формате Excel:
Для этого заполните файл-шаблон и загрузите его в систему:
Шаг №3: вкладка «Расход»
По состоянию на 27 февраля 2023 года E-aktiv в части расхода ТМЗ и ОС предусматривает:
- перемещение ТМЗ в производство;
- перемещение между складами;
- экспорт ТМЗ;
- лизинговые операции;
- списание ТМЗ;
- создание основных средств;
- их списание.
Здесь можно выбрать источник расхода:
Также вы можете сформировать и загрузить файл-шаблон в формате Excel по расходу ТМЗ:
Шаг №4: если есть основные средства
По вкладке «Основные средства» сразу возникают вопросы:
- с чего начать? Нужно внести остатки ОС на 01.03.2023 г. или с даты введения в эксплуатацию;
- должен ли быть указан вид ОС? Где это сделать;
- ОС может находиться на складе, как капитальное вложение. Как его не амортизировать в этом случае? Где в системе сформировать акт ввода в эксплуатацию?
Ответов на них система опять-таки пока не содержит.
При этом Е-aktiv предусматривает операцию по расчету амортизации ОС. Для этого:
1) в основном окне нажмите на кнопку «Редактировать». Откроется окно расчета амортизации;
2) выберите вид амортизации;
3) выберите наименование группы ОС, для которых нужно рассчитать амортизацию;
4) нажмите на кнопку «Рассчитать».
Что можно и нужно сделать до 1 марта 2023 года:
1. Инвентаризация. Приведите в соответствие фактические и учетные данные.
2. Технические настройки 1С: отладьте автоматизацию работы с Е-aktiv.
3. Разъяснительная работа в отделах предприятия (бухгалтерия, склад, логистика). Распределите обязанности.
4. Инструкции движения активов. Составьте и разъясните коллегам (снабжение, склад, цех, торговля).
5. Поддержка руководства компании. Доведите до сведения руководства важность слаженной работы коллектива.
❖
Помимо отсрочки использования E-aktiv предпринимателям предоставили и другие льготы
От редакции:
Разработчики обещали рассмотреть все вопросы и предложения, все проблемные и «неучтенные» моменты системы Е-aktiv, озвученные в рамках прошедшего в «Норме» семинара. Эта система должна стать максимально удобным механизмом не только для налоговых органов, но и для бухгалтеров, как, например, функционалы «Электронная налоговая отчетность» и «ЭСФ».
Ответы на вопросы, поднятые на семинаре, мы обязательно получим от специалистов налоговых органов и разработчиков системы Е-aktiv в ближайшее время. И, конечно, мы опубликуем их для вас.
Надеемся также, что в период становления системы Е-aktiv и доведения ее до должного уровня к бухгалтерам предприятий не будут применяться никакие меры ответственности и взысканий. Ведь сейчас мы – единая рабочая команда на пути внедрения электронных коммуникаций в целях четкого и справедливого налогового администрирования.
Подготовила Татьяна ЛЫМАРЕВА