Как ускорить получение справки о снятии с учета постоянного учреждения

preview

«Постоянное учреждение завершило свою работу в Узбекистане, так как все договорные обязательства выполнены в полном объеме. В течение какого срока налоговые органы должны выдать справку о снятии с учета? С момента подачи заявления уже прошло больше месяца, а в налоговой никто толком и сказать не может, когда мы получим этот документ».

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА. Эксперт считает, что многие проблемные моменты в этой ситуации требуют внимания уполномоченных органов: 

Внимание

Подпишитесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить нужное разъяснение!

 

– Постоянные учреждения и обособленные подразделения иностранных предприятий после завершения деятельности должны получить в налоговых органах справку о снятии с налогового учета. Этот документ по сути является точкой в их работе. Он подтверждает, что данный конкретный хозсубъект выполнил все свои договорные обязательства и уплатил все положенные налоги и сборы.

Такую справку должны выдавать в течение 1 рабочего дня, если налогоплательщик выполнил следующие условия :
1) полностью погасил обязательства по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом. Налоговой задолженности – нет;

2) закрыл банковские счета (если они были) иностранных юридических лиц, действующих через постоянное учреждение или обособленное подразделение, и это подтверждается информацией ЦБ, направленной в электронной форме налоговому органу.

При этом Административный регламент оказания госуслуги по постановке на учет (снятию с учета) в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юридических лиц не дает четкой ясности, как должно быть подтверждено полное выполнение обязательств по уплате налогов и сборов.

Подтвердить это можно только в результате налоговой проверки. И в данном случае мы сталкиваемся с той же проблемой, что и при добровольной ликвидации субъектов предпринимательства, когда, как поясняют сами налоговики, из-за высокой загруженности сроки затягиваются.

Только в случае с ПУ и обособленными подразделениями все несколько сложнее. Положение о добровольной ликвидации субъектов предпринимательства устанавливает 3-дневный срок с момента подачи уведомления, в течение которого налоговый орган должен назначить проверку. Если этот срок пропущен, появляются аргументы, с которыми можно пойти в вышестоящий налоговый орган или в прокуратуру с жалобой. У постоянных учреждений и обособленных подразделений и этого срока не прописано.

Получается все очень размыто, что сильно усложняет процесс с точки зрения понимания, как это должно происходить, сроков и, конечно же, контроля.

В этой ситуации уместно руководствоваться ст. 28 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц». Если в течение 15 рабочих дней нет никаких признаков реакции на ваше обращение, нужно проявлять активность. Потребуйте в налоговой инспекции информацию о ходе рассмотрения вашего заявления.

Если последуют ответы «много работы», «не успеваем» и т.п., – обратитесь с заявлением к начальнику инспекции, а если результата не будет, есть смысл обратиться с жалобой в Налоговый комитет.

Как правило, настойчивость позволяет ускорить ход рассмотрения вопроса. Если не поможет жалоба, обращайтесь в прокуратуру.

 

Как решить проблему на уровне системы

На мой взгляд, для решения возникающих проблем нужно усовершенствовать законодательство:

1) в Административном регламенте оказания госуслуги по постановке на учет (снятию с учета) в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юрлиц нужно четко прописать, как именно подтверждается факт полного выполнения обязательств по уплате налогов и сборов, факт отсутствия налоговой задолженности. Если это – налоговая проверка, то в обязательном порядке должны быть установлены сроки, в течение которых она должна быть назначена и проведена;

2) нужно установить, что полное выполнение обязательств по уплате налогов и сборов, установленных НК, и отсутствие налоговой задолженности у ПУ и обособленных подразделений при их закрытии устанавливается на основании камеральной налоговой проверки. Эту же практику целесообразно распространить и на субъекты предпринимательства, чтобы отсутствие налоговой проверки не влекло продление полугодичного срока, установленного для их снятия с регистрации.

Считаю, что камеральная проверка – это достаточно эффективный инструмент, который поможет разгрузить налоговые органы, поскольку в этом случае анализируются данные из разных источников. И налоговикам тогда будет целесообразно физически выходить на объект, только если по результатам камералки выявлено много вопросов и нестыковок, требующих уточнения на месте.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Юридические консультации в Узбекистане - письменные рекомендации по вопросам права для бухгалтера на buxgalter.uz юридические консультации, юридическое консультирование, бухгалтерские законодательные акты, законодательные акты бухгалтера, законодательные акты бухгалтерского учета, консультация по юридическим вопросам, нормативно законодательные акты бухгалтерского учета, правовая юридическая консультация, юридическая консультация, юридическая ответственность бухгалтеров Юридические консультации в Узбекистане. Письменные рекомендации для бухгалтера по вопросам законодательства, договорной работы и правовых рисков. Найдите решение своего вопроса на buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text190724_kak_uskorit_poluchenie_spravki_o_snyatii_s_ucheta_postoyannogo_uchrejdeniya