Полезное для бухгалтера в декабре:
Как государство будет защищать предпринимателей
4 ноября президент Шавкат Мирзиеев ознакомился с предложениями по усилению правовой защиты предпринимателей.
Предлагаемые меры по просьбе buxgalter.uz прокомментировала директор Организации налоговых консультантов «ICONSULTANT» Иродахон АББОСХОНОВА:
Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
1. С 1 января 2025 года за одно правонарушение будет предусмотрена только одна мера ответственности.
2. Отменяются некоторые санкции:
- штраф за ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 10% от полученных доходов, но не менее 1 млн сум.
Полагаю, что финансовая санкция отменяется из-за ее неэффективности. Во-первых, у налоговых органов на практике скорее всего возникают существенные сложности с администрированием. Определить реальный размер дохода при отсутствии официальной регистрации и документов – достаточно сложная задача. Во-вторых, минимальный размер штрафа (особенно с учетом его снижения при добровольной уплате вдвое – до 500 тыс. сум.) не обеспечивает достаточного превентивного эффекта;
- административная ответственность за нарушение правил цифровой маркировки и отображения фискальных меток – в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 100 БРВ . А финсанкция в размере 2% от квартальной выручки (а при повторном нарушении в течение года – 20%), установленная ст. 227-1 НК, – сохраняется.
Вероятно, логика была такая: ответственность должно нести предприятие, как юридическое лицо, а не его сотрудники;
- административная ответственность за сокрытие числа сотрудников (штраф должностному лицу 10 БРВ, за повторное нарушение в течение года – 20 БРВ). За правонарушение также будет отвечать хозсубъект.
3. С 1 марта 2025 года, чтобы облегчить разрешение споров, будет введен порядок частичного возврата госпошлины, если дело в суде завершится соглашением сторон.
Мера экономически мотивирует стороны находить компромисс, что косвенно может повлиять на общую продолжительность рассмотрения дел в суде.
4. По проверкам предпринимателей:
- будет утвержден перечень госорганов, уполномоченных контролировать деятельность предпринимателей, и их сфер контроля. Будут запрещены проверки, не предусмотренные этим перечнем;
- все проверки предпринимателей будут регистрироваться в информационной системе «Единый государственный контроль» – с обязательным уведомлением Бизнес-омбудсмана. А с 1 января 2025 года они будут проводиться на основе электронной системы «Анализ рисков» с разделением предпринимателей на три категории риска.
Т. е. акцент вновь делается на формальных аспектах: создание перечней, регистрация в системах, уведомления… Однако, на мой взгляд, этого недостаточно, так как ключевые проблемы остаются нерешенными:
a) качество самих проверок;
б) отсутствие эффективных механизмов досудебного урегулирования споров между проверяемым хозсубъектом и госорганом.
Хотя в предлагаемых изменениях и предусмотрено повышение квалификации инспекторов, это не решает существующие проблемы в текущей практике проведения проверок. Для достижения реальных изменений нужно сместить акцент с формальных процедур на качественное преобразование самих подходов к контрольной деятельности и оценку их эффективности.