Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
С мая 2025 года НИЦ «Янги технологиялар» ввел новые требования к регистрации чеков корпоративных карт в системе soliq.uz. С учетом существующих нормативных требований к чекам онлайн-ККТ не должно было возникнуть никаких проблем, но они тем не менее появились и – немалые. Значительную часть корпоративных чеков при регистрации на my3soliq система забраковала, опознав как чеки карт физических лиц. Возврат НДС по ним стал невозможным.
Причины проблемы и пути ее решения по просьбе buxgalter.uz разъяснили эксперты по онлайн-ККТ, директор ООО «RIG» Рустам ЯКУБОВ и учредитель ООО «GAROV TARAQQIYOT NKM» Владимир ГИБЕЛЬ:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Суть проблемы
В начале мая 2025 года НИЦ установил фильтр – теперь для зачета НДС можно регистрировать только чеки с указанием «корпоративная карта». Раньше система принимала любые чеки.
Это кардинально изменило подход к корпоративным закупкам. Если раньше закупщики могли получать кешбэк по личным картам и одновременно передавать чеки бухгалтеру для зачета НДС, то теперь нужно выбирать: либо кешбэк, либо возврат НДС.
Директор ООО «RIG» Рустам ЯКУБОВ:
– «В сложившейся ситуации виноваты не ГНК и НИЦ, а ЦТО и производители онлайн-ККТ.
Кассовая техника должна передавать тип карты, а у многих этот функционал до сих пор не реализован, хотя прошло уже полтора года после того, как в ПКМ №943 внесли соответствующие технические требования к чеку
.
В двадцатых числах января 2024 года нам (производителям) дали техническое задание, чтобы мы в своих кассах реализовали возможность указывать в чеках и передавать в ОФД информацию о типе карты – личная или корпоративная. Немногие производители касс сделали это оперативно. У некоторых этого функционала нет до сих пор.
У некоторых моделей касс этот функционал работает наполовину. Если касса и банковский терминал сопряжены (2 в 1), все работает хорошо. А вот если пробивать отдельно на терминале, а потом дублировать это в кассу, то – не работает. Также есть случаи, когда на чеке информация о типе карты отображается, а в ОФД она не передается.
Платежные системы также не указывают тип карты, если оплачивать картой или по QR-коду.
Как решить проблему
Она уже решается «сверху». 22 мая ЦТО и производители касс получили предупредительное письмо Налогового комитета и НИЦ – о недопустимости использования онлайн-ККТ, не отвечающей требованиям ПКМ №943, и перспективах исключения из госреестра тех производителей и ЦТО, которые не привели свою технику в полное соответствие:
Также налогоплательщики получили уведомление о том, что с 10 июня 2025 года при регистрации чеков покупок, совершенных с использованием корпоративных карт, в персональном кабинете налогоплательщика на my3.soliq.uz будет учитываться указанный в чеке тип банковской карты. И если в чеке указана «корпоративная» карта, его можно будет зарегистрировать через персональный кабинет. В противном случае возможность регистрации чеков будет ограничена:
Это – правильное решение, я считаю».
Учредитель ООО «GAROV TARAQQIYOT NKM» Владимир ГИБЕЛЬ:
– «Согласен с коллегой, что из 53 моделей контрольно-кассовой техники только 20 имеют инструкции по указанию типа карты. Остальные 33 либо не поддерживают эту функцию, либо у них нет инструкции об этом.
В результате закупщик просит указать корпоративную карту, но кассир физически не может этого сделать. Без отметки «корпоративная карта» чек не подходит для возврата НДС – компании теряют деньги.
Производители кассовых аппаратов должны доработать программное обеспечение согласно ПКМ №943. Налоговый комитет в свою очередь может активнее анализировать приходящую от предпринимателей информацию и в случаях выявления недостатков давать указания НИЦ на проверку функционала кассовых аппаратов и исключать несоответствующие модели из реестра.
Инструкция для кассиров
Кассир обязан указать тип карты «корпоративная», оформляя продажу. Визуально корпоративные карты часто неотличимы от личных карт физлица – на них тоже может быть указано имя владельца.
Поэтому кассир полагается на информацию покупателя. Без явного указания «это корпоративная карта» он по умолчанию проставляет «личная карта» в 99% случаев.
Инструкция для закупщика
Закупщик – ключевая фигура процесса, ответственное лицо, а не просто человек с корпоративной картой. Он должен:
1) предупредить кассира: «Это – корпоративная карта, укажите в чеке»;
2) проверить чек, не отходя от кассы (тип карты, наименования товаров, сумму, количество).
При этом лучше отсканировать QR-код, перейти по ссылке и сразу проверить электронный чек. Во-первых, это удобнее, так как в нем все параметры всегда одинаково расположены вне зависимости от марки ККТ, поэтому не надо каждый раз искать, где что располагается. А во-вторых, там указаны именно те данные, которые переданы в налоговые органы;
3) отсканировать QR-код с помощью камеры смартфона и отправить ссылку на электронный чек бухгалтеру через Телеграм.
Внимание
Если кассовый аппарат не поддерживает указание типа карты, закупщик не должен делать покупку в этом месте.
Выбирайте магазины с кассовыми системами, отражающими тип карты.
Можно ли исправить ошибку
НИЦ предоставляет функционал коррекции чека. С его помощью можно исправить количество, сумму, ставку НДС через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Проблема – тип карты пока исправить нельзя. Система требует доработки.
Если это сделать, то в случае неправильного указания типа карты можно будет обратиться к бухгалтеру продавца с просьбой исправить. Исправления вносит бухгалтер продавца по обращению покупателя.
Какие у нас перспективы
Сейчас контролируется только тип карты, но скоро будут так же дотошно проверять правильность наименований товаров и их соответствие кодам ИКПУ.
С чеками будет такой же строгий контроль, как сегодня с ЭСФ: нельзя выписать расходный документ или оприходовать товар без соответствующего прихода. Е-Актив отменили, но развитие в направление автоматизации товарооборота и прослеживаемости движения товаров (работ, услуг) продолжается.
Электронный чек становится важнее бумажного – в нем содержится полная информация: коды товаров, названия по ИКПУ, другие необходимые детали для контроля.
Поэтому нужен осознанный подход к закупкам – с обязательной проверкой всех параметров чека, а не только типа карты. Цифровизация и ужесточение контроля – неизбежный процесс».
![]()