Санитарные правила и нормы очистки территорий населенных мест от твердых бытовых отходов в условиях Республики Узбекистан (СанПиН РУз N 0297-11) (Утверждены Главным государственным санитарным врачом 27.08.2011 г.)
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УТВЕРЖДЕНЫ
ГЛАВНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ
САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
С. С. САЙДАЛИЕВЫМ
27.08.2011 г.
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
очистки территорий населенных мест
от твердых бытовых отходов в условиях
Республики Узбекистан
СанПиН РУз
N 0297-11
1.1. Правильно организованная и надежно эксплуатируемая система сбора, хранения, транспортировки и удаления с территорий населенных мест, обезвреживания, обеззараживания и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) играет решающую роль в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и снижение заболеваемости населения кишечными инфекциями. Санитарный надзор за состоянием систем очистки территорий населенных мест от ТБО является одной из главных задач территориальных Центров Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (МЗ РУз).
1.2. На основе результатов исследований узбекских гигиенистов разработан и утвержден МЗ РУз ряд нормативно-методических документов, направленных на улучшение функционирования систем санитарной очистки населенных пунктов республики и охраны почвы от загрязнения (раздел 2 "Нормативные ссылки").
1.3. Настоящие санитарные правила и нормы (далее - санитарные правила) предназначены для врачей по коммунальной гигиене ЦГСЭН МЗ РУз, специалистов хокимиятов и проектных организаций, министерств и ведомств, занимающихся вопросами охраны почвы от загрязнения и очистки населенных мест республики.
2.1. Санитарные требования к системам канализации в особых природных и климатических условиях Узбекистана (СанПиН РУз N 0129-02). Ташкент, 2002., 7 с.
2.2. Санитарные требования к хранению и обеззараживанию твердых бытовых отходов на специальных полигонах в условиях Узбекистана (СанПиН РУз N 0157-04). Ташкент, 2004. 12 с.
2.3. Гигиенические требования к качеству почвы населенных мест в специфических природно-климатических условиях Узбекистана (СанПиН РУз N 0183-05). Ташкент, 2005. 19 с.
2.4. Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) экзогенных вредных веществ в почве (СанПиН РУз N 0191-05). Ташкент, 2005. 15 с.
2.5. Санитарные правила и нормы гигиенической оценки степени загрязнения почвы разных типов землепользования в специфических условиях Узбекистана (СанПиН РУз N 0212-06). Ташкент, 2006. 8 с.
2.6. Санитарные правила и нормы составления гигиенических обоснований к схемам охраны почвы от загрязнения в условиях Узбекистана (СанПиН РУз N 0272-09). Ташкент, 2009. 12 с.
3. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ
НАДЗОР ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБЩЕЙ СХЕМЫ
ОЧИСТКИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
3.1. Пояснительная записка к схеме очистки населенного пункта должна содержать исчерпывающую характеристику природных условий, системы планировки и застройки, экономического развития, санитарного и эпидемиологического состояния населенного пункта, расчеты по количеству образующихся в населенном пункте твердых и жидких отбросов, необходимому числу мусоросборников, транспорта, земельных площадей; генеральный и ситуационный планы населенного пункта, документы о согласовании схемы очистки с заинтересованными организациями и ведомствами.
3.2. Проект схемы очистки населенного пункта должен содержать паспортные данные и характеристику населенного пункта, мест общественного пользования, природных и климатических факторов заболеваемости кишечными инфекциями и гельминтозами. Этот предварительный этап работы необходим для ознакомления с санитарной ситуацией в населенном пункте и принятия наиболее эффективных и гигиенически обоснованных решений по внедрению мероприятий санитарной очистки.
3.3. Схема очистки населенного пункта должна содержать сведения о порядке внедрения планово-регулярной очистки, очередности охвата территорий и их календарных сроках. В первую очередь внедрение очистки проводят в районах города с многоэтажной застройкой и высокой плотностью населения, а также в районах города с повышенной заболеваемостью населения кишечными инфекциями и гельминтозами.
3.4. Проект схемы очистки населенного пункта должен содержать расчеты количества твердых отбросов, образующихся на территории, которая включается в планово-регулярную систему очистки, необходимого количества мусоросборников для домовладений, квартала, района, всего населенного пункта, урн для улиц с учетом протяженности тротуаров и принятого интервала их расстановки (50 м - на улицах с интенсивным пешеходным движением, 100 м - на остальных улицах, на рынках 1 урна должна приходиться на 250 кв. м площади, на пляжах - на каждые 30 м протяженности пляжа), требуемого числа контейнеровозов и другого транспорта. Расстояние площадок сбора мусора и контейнеров от окон и входов жилых помещений должно быть не менее 20 м.
3.5. Генеральная схема очистки должна предусматривать наличие общественных туалетов, их достаточную пропускную способность и места размещения в плане населенного пункта (площади, рынки, бульвары, стадионы, выставки, пляжи и т.д.). Общее количество общественных туалетов проектируется исходя из соотношения 1 туалет на 10000-15000 человек городского населения. Пропускная способность общественных туалетов устанавливается в соответствии со следующими нормативами: на площадях и улицах - 1 место на 5000 человек, в парках и на стадионах - 1 место на 500 посетителей, на пляже - 1 место на 75 посетителей.
3.6. При выборе способов обезвреживания ТБО следует придерживаться ряда гигиенических принципов: ликвидация неорганизованных свалок; устройство усовершенствованных свалок, полей компостирования; утилизации и обезвреживания отбросов на специальных полигонах промышленными методами (мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы).
3.7. При гигиенической оценке устройства и оборудования отдельных сооружений по обезвреживанию и ликвидации ТБО, в первую очередь, необходимо проверить соответствие количества поступающих на обезвреживание отходов - производительности проектируемых сооружений по их обезвреживанию.
3.8. В ходе проведения предупредительного санитарного надзора за ходом строительства проверяют: а) соответствие строительных и монтажных работ санитарным нормам и правилам, на основании которых проводилось проектирование; б) использование в проектных материалах санитарных условий, включенных представителем Госсанэпиднадзора в акт комиссии по отводу участка; в) выполнение графика осуществления мероприятий по охране внешней среды.
3.9. Обследование объектов строительства необходимо проводить не менее 3 раз: первый раз - когда ведутся "скрытые" и недоступные осмотру в законченном здании работы (подготовка котлована, закладка фундамента, гидроизоляция, укладка подземных сетей и т.д.); второй раз - когда производится внутренняя отделка и монтаж сооружений; третий раз - когда производится установка санитарно-технологических приборов и оборудования.
ЗА ОБЪЕКТАМИ ОЧИСТКИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
4.1. Текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест проводится по следующим основным направлениям:
- периодический контроль за регулярностью вывоза отбросов и соблюдением графика движения транспорта (с учетом плотности населения);
- текущий надзор за мероприятиями по санитарной охране почвы;
- надзор за осуществлением сбора и удалением отбросов;
- контроль за состоянием и условиями эксплуатации отдельных сооружений и объектов санитарной очистки;
- контроль за эффективностью методов обезвреживания и состоянием почвы населенных мест по данным санитарных обследований и лабораторных анализов;
- выявление случаев неблагополучия на том или ином этапе санитарной очистки и устранение их причин;
- участие в научном обосновании новых более эффективных методов сбора, удаления, обезвреживания, ликвидации и утилизации отбросов;
- административное воздействие на служебных лиц и домовладельцев, нарушающих санитарные правила;
- создание санитарного актива для организации наблюдения за мероприятиями по улучшению санитарной очистки населенных мест.
4.2. При осуществлении текущего надзора за объектами санитарной очистки необходимо использовать программу санитарного обследования, результаты которого фиксировать в специальном акте.
Форма акта санитарного обследования приведена в приложении.
4.3. В перечень лабораторных исследований, при проведении санитарного надзора за состоянием очистки населенных мест, входят:
1. Бактериологические исследования почвы:
а) определение общего числа сапрофитных бактерий (микробное число);
б) определение титра кишечной палочки в почве;
в) определение числа анаэробов в почве;
г) определение содержания термофильных бактерий в почве.
2. Гельминтологические исследования почвы:
а) исследования почвы на содержание яиц гельминтов.
3. Санитарно-химические исследования почвы:
а) определение органического азота;
б) определение "почвенно-белкового азота";
в) определение санитарного числа;
г) определение содержания хлоридов и сульфатов;
д) определение содержания органического углерода.
4. Санитарно-энтомологические исследования:
а) учет численности личинок и куколок мух;
б) учет численности окрыленных мух.
5. Исследования физических свойств почвы:
а) механический состав, влажность почвы и т.д.
НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
5.1. Состав ТБО обычно подразделяется на следующие основные группы: бумага, пищевые отходы, дерево, металл, текстиль, кожа, резина, стекло, камни, уголь и зола, комнатный и дворовый смет, опавшие листья, прочие не классифицируемые части и отсев (частицы размером менее 15 мм).
5.2. Усредненный морфологический состав ТБО (табл. 1) характеризуется значительным содержанием в них пищевых отходов (до 38,4%) и бумаги (18,9%). В последние годы в ТБО резко повысилось содержание различных изделий из полиэтилена и пластмасс. Содержание составляющих частей ТБО непостоянно и меняется по сезонам года, в частности, летом и осенью в них повышается процентное содержание пищевых отходов, что связано с более частым использованием населением в эти периоды овощей, фруктов и бахчевых.
5.3. В условиях Узбекистана средняя годовая норма накопления твердых отбросов на 1 человека в разных городах колеблется, состав их отличается повышенным накоплением мусора за счет уличного смета, отходов фруктов и овощей, упаковочного материала (в т.ч. пластика). Наибольшую часть мусора составляют такие фракции как бумага, кухонные отбросы, металл, текстиль, стекло и камни.
Усредненный морфологический состав ТБО в городах,
в % по весу
(по данным Т. И. Искандарова, Р. А. Атажанова, Г. И. Малыхиной)
N п/п
|
Фракции |
Сезон года |
Среднее за год |
|||
зима |
весна |
лето |
осень |
|||
1. |
Бумага |
20,5 |
18,3 |
18,8 |
18,1 |
18,9 |
2. |
Пищевые отходы |
35,3 |
36,8 |
39,2 |
42,2 |
38,4 |
3. |
Дерево |
4,7 |
4,2 |
3,0 |
7,8 |
4,9 |
4. |
Металл |
5,0 |
3,9 |
2,2 |
2,3 |
3,4 |
5. |
Текстиль |
3,7 |
3,3 |
3,9 |
4,3 |
3,9 |
6. |
Кожа, резина |
2,0 |
0,7 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
7. |
Стекло |
4,7 |
4,5 |
0,3 |
1,9 |
3,7 |
8. |
Камни |
6,4 |
10,5 |
16,8 |
8,0 |
8,9 |
9. |
Прочие части, в т. ч. полиэтилен и др. пластмассы |
17,7 |
17,8 |
15,4 |
15,0 |
17,1 |
5.4. По химическим исследованиям мусор, в основном, имеет нейтральную реакцию, зольность его колеблется от 55,3 до 78,3%.
Содержание органического углерода в мусоре колеблется от 8,48 до 27%.
Мусор отличается значительным содержанием горючего материала, большим количеством азота и углерода, что подтверждает возможность использования его в качестве удобрения. Содержание органических веществ в ТБО постоянно остается высоким (в среднем 55,1%), а осенью даже до 66%, на фоне высокой теплотворности (в среднем за год до 1908,7 ккал/кг). Это позволяет осуществлять их обработку на мусоросжигательных установках во все периоды года (табл. 2).
5.5. Бактериологическое качество ТБО характеризуется низкими титрами кишечной палочки (10-7-10-8), бактерии перфрингенс (10-7), протея (10-3-10-5). ТБО обычно содержат яйца гельминтов (до 73,6%) и личинки мух (до 100% в летних и осенних пробах). В связи с этим, ТБО представляют потенциальную эпидемическую опасность для населения.
Усредненный химический состав твердых бытовых отходов
N п/п |
Основные показатели
|
Сезон года |
Среднее за год |
|||
зима |
весна |
лето |
осень |
|||
1. |
Органические вещества, % на абсолютно сухое вещество
|
54,3 |
39,1 |
61,0 |
66,0 |
55,1 |
2. |
Влажность, %
|
46,0 |
43,6 |
38,9 |
48,6 |
44,2 |
3. |
рН солевой вытяжки
|
7,1 |
7,2 |
7,6 |
7,4 |
7,3 |
4. |
Объемный вес, кг/куб. м
|
355,6 |
387,6 |
434,0 |
406,0 |
395,8 |
5. |
Теплотворность, ккал/кг
|
1972,4 |
1508,4 |
2507,0 |
1647,2 |
1908,7 |
5.6. Объемный вес ТБО в городах может колебаться в широких пределах (от 355,6 до 587,6 кг/куб. м); при среднегодовых расчетах реально пользоваться цифрами в пределах 445 кг/куб. м (табл. 3, 4).
Дифференцированные нормы
накопления твердых бытовых отходов
от отдельных объектов и учреждений
N п/п |
Наименование объекта
|
Усредненные нормы накопления ТБО |
||||
среднегодовая |
среднесуточная |
Объемный вес, кг/куб.м |
||||
кг |
л |
кг |
л |
|||
1. |
Больница (на 1 койку) |
230 |
700 |
0,63 |
1,90 |
330 |
2. |
Поликлиника (на 1 посещение) |
- |
- |
0,01 |
0,04 |
270 |
3. |
Гостиница (на 1 место) |
80 |
400 |
0,22 |
1,10 |
290 |
4. |
Общежитие (на 1 место) |
100 |
330 |
0,28 |
0,93 |
300 |
5. |
Детский сад, ясли (на 1 место) |
70 |
235 |
0,19 |
0,78 |
300 |
6. |
Школы (на 1 учащегося) |
20 |
90 |
0,06 |
0,30 |
220 |
7. |
ВУЗы (на 1 студента) |
26 |
120 |
0,09 |
0,40 |
220 |
8. |
Театры (на 1 место) |
20 |
90 |
0,06 |
0,30 |
220 |
9. |
Учреждения (на 1 сотрудника) |
50 |
950 |
0,14 |
0,70 |
200 |
10. |
Столовые (на 1 блюдо) |
120 |
- |
0,03 |
0,08 |
400 |
11. |
Магазины продовольственные (на 1 кв. м) |
- |
460 |
0,33 |
1,27 |
260 |
12. |
Рынки (на 1 кв. м) |
18 |
36 |
0,06 |
0,12 |
500 |
13. |
Смет (на 1 кв. м): - булыжные покрытия - асфальтовые покрытия - брусчатые покрытия
|
11,2 5,5 7,5 |
15,0 7,5 10,0 |
- - - |
- - - |
750 750 750 |
Нормы накопления твердых бытовых отходов (в среднем)
N п/п |
Показатели накопления ТБО на 1 жителя
|
Сезон года |
Среднее за год |
|||
зима |
весна |
лето |
осень |
|||
1. |
Средняя, кг/сутки |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
1,6 |
1,17 |
2. |
Средняя, куб. м/сутки |
0,0025 |
0,0028 |
0,0030 |
0,0039 |
0,003 |
3. |
Средняя, кг/год |
292 |
401 |
474 |
584 |
437,7 |
4. |
Средняя, куб. м/год |
0,82 |
1,03 |
1,09 |
1,43 |
1,09 |
5. |
Объемный вес, кг/куб. м
|
355,6 |
587,6 |
434,0 |
406,0 |
445,8 |
Объемный вес ТБО необходимо уточнять для отдельных населенных мест того или иного региона республики.
5.7. Нормы накопления ТБО в населенных пунктах на 1 жителя следует принимать в среднем на уровне 1,17 кг/сутки (0,003 куб. м) или 437,7 кг в год (1,09 куб. м в год).
5.8. Твердые бытовые отходы по своим физико-химическим показателям (влажность, теплотворность, содержание органических веществ) достаточно специфичны, содержат большое количество горючего материала, азота и углерода, что обеспечивает возможность их обезвреживания разными способами (сжигание, использование в качестве удобрения, обезвреживание методом биоферментации на заводских установках и специальных полигонах).
К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЛИГОНОВ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ
ОТХОДОВ И УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ СВАЛОК
6.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ПТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны обеспечивать и гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Они должны быть организованы для любых по величине населенных пунктов, но более целесообразно создавать их для централизованного обслуживания нескольких групп населенных пунктов (городские, районные, межрайонные).
Участок, выбранный для устройства ПТБО, должен иметь заключение территориальных Центров ГСЭН о его соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам.
6.2. На ПТБО принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли и общественного питания, уличный, садовый и парковый смет, строительный мусор и некоторые виды промышленных отходов 3-4 классов опасности. Список таких промышленных отходов должен согласовываться с территориальными Центрами ГСЭН.
Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности, действующими на территории Республики Узбекистан.
Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1-2 классов опасности), в которых содержатся токсичные вещества и тяжелые металлы (СанПиН РУз N 0127-02 "Санитарные правила инвентаризации, классификации и обезвреживания промышленных отходов" и СанПиН РУз N 0128-02 "Гигиенический классификатор токсических промышленных отходов в условиях Республики Узбекистан"), а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на специальных полигонах, организованных в соответствии с вышеуказанными санитарными правилами.
6.3. Территориальные Центры ГСЭН должны осуществлять санитарный надзор за устройством и эксплуатацией ПТБО в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь утвержденными МЗ РУз гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве (СанПиН РУз N 0191-05 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) экзогенных вредных веществ в почве") и оценочными показателями санитарного состояния почвы (СанПиН РУз N 0212-06 "Санитарные правила и нормы гигиенической оценки степени загрязнения почвы разных типов землепользования в специфических условиях Узбекистана") и давать заключения об использовании территорий бывших ПТБО.
6.4. При выборе участка для устройства ПТБО следует учитывать следующие требования: не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных вод; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов; в местах массового отдыха населения и расположения оздоровительных учреждений.
Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от жилой зоны и застройки до границ мест утилизации и обезвреживания ТБО принимается в соответствии с требованиями СанПиН по охране атмосферного воздуха населенных мест Республики Узбекистан. Если расчетная граница выходит за эти пределы, граница зоны устанавливается по изолинии загрязнения почвы на уровне 1 ПДК.
6.5. Наиболее перспективными для расположения ПТБО являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Нельзя использовать под ПТБО болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно для ПТБО выбирать участки с наличием в СЗЗ зеленых насаждений и земельных насыпей. Допускается отвод земельных участков под ПТБО на территории оврагов, начиная с их верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
6.6. ПТБО должен состоять из двух взаимосвязанных территориальных частей: 1 - территория, занятая под складирование ТБО; 2 - территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.
Для полигонов, принимающих менее 120 тыс. куб. м ТБО в год, рекомендуется траншейная схема их складирования. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу отходов. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для засыпки их после заполнения ТБО.
Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты. При этом, длина траншей должна устраиваться с учетом времени их заполнения: в период температуры выше 0°С - в течение 1-2 месяцев; в период температуры ниже 0°С - на весь период промерзания грунтов.
6.7. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Персонал должен быть обеспечен питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, предусматривается устройство комнаты для приема пищи и туалет.
6.8. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди - не менее 5 лк. На выезде организуется контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению МЗ РУз.
6.9. Выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль) и ниже полигона, для учета влияния складированных ТБО на грунтовые воды, устраиваются контрольные скважины.
6.10. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте; промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре менее 5°С - не позднее 3-х суток со времени их складирования.
Один раз в 10 дней, силами обслуживающего персонала полигона и специализированных автохозяйств, проводится осмотр территории СЗЗ и прилегающих земель к подъездной дороге, обеспечивается уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. На территории полигона не допускается сжигание ТБО и необходимо принимать меры по недопустимости их самовозгорания.
6.11. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее 5 лет, допускается отсыпка на 10% превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки. Последний слой отходов перед закрытием полигона окончательно перекрывается наружным изолирующим слоем грунта. При этом территории зон, используемых для создания лесопаркового комплекса в системе пригородного сельского хозяйства, в качестве горок для лыжного спорта или смотровых площадок для обозрения местности, должны иметь толщину наружного слоя не менее 0,6 м.
При использовании территории бывшего ПТБО под открытые склады непищевого назначения толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. Верхний слой отходов, до их укрытия изоляцией, должен быть уплотнен особенно тщательно и равномерно.
Использование территорий рекультивируемых полигонов ТБО под капитальное строительство не допускается.
6.12. Засыпка карьеров и других, искусственно созданных полостей, допускается с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных отходов 3-4 классов опасности. В их составе общее количество пищевых отходов не должно превышать 15%.
Размер СЗЗ для рекультивируемого карьера принимается равным размеру СЗЗ для мусороперегрузочных станций ТБО и должен составлять не менее 100 м от ближайшей жилой застройки. Рекультивируемый карьер должен иметь легкое ограждение и временные хозяйственно-бытовые объекты для обеспечения выполнения работ.
6.13. Территориальные Центры ГСЭН обязаны осуществлять санитарный надзор за проведением работ при рекультивации карьеров в соответствии с СанПиН РУз N 0157-04 "Санитарные требования к хранению и обеззараживанию твердых бытовых отходов на специальных полигонах в условиях Узбекистана".
6.14. При приеме промышленных отходов на ПТБО основным санитарным условием является требование не превышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа их водной вытяжки.
Промышленные отходы IV класса опасности, принимаемые без ограничения в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО, а по интегрирующим показателям - БПКполн и ХПК не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
Промышленные отходы III и IV классов опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30% от массы ТБО) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК на уровне 3400-5000 мгО2/л.
6.15. Санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности совместного хранения и захоронения промышленных отходов и ТБО выдается территориальными Центрами ГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Организация, в ведении которой находится ПТБО, обеспечивает безопасное в санитарно-гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.
6.16. Особые санитарные требования предъявляются к устройству и эксплуатации усовершенствованных свалок, которые являются одним из главных элементов в системе очистки населенных пунктов.
При осуществлении санитарного надзора главное внимание должно быть уделено гигиеническому контролю за проектами усовершенствованных свалок, как эксплуатируемых, так и намеченных к строительству.
При гигиеническом наблюдении и контроле за усовершенствованными свалками санитарный врач, в первую очередь, должен обратить внимание на такие разделы как обеспечение водонепроницаемости основания участка, соответствие рельефа местности схеме свалки (наклонная, высотная, траншейная), наличие грунта для осуществления изолирующих перекрытий отбросов на весь период эксплуатации свалки, наличие хозяйственного двора с административно-бытовым корпусом, крытой стоянкой для механизмов, эстакадой для мойки машин.
В административно-бытовом здании необходимо предусмотреть и соответственно оборудовать помещения для конторы, помещения для приема пищи, раздевалки, душевой, санитарного узла и хранения инвентаря.
6.17. В схеме текущего санитарного обследования усовершенствованной свалки для ТБО должны быть освещены следующие моменты:
- наличие в населенном пункте неусовершенствованных свалок;
- назначение усовершенствованной свалки (обезвреживание ТБО и планировочная роль);
- расположение свалки по отношению к жилой зоне, ширина имеющейся СЗЗ (в норме 500 м);
- характеристика территории свалки;
- организация подъездных путей;
- организация засыпки слоя ТБО слоями земли;
- наличие экскаваторов и бульдозеров, их использование;
- проведение дезинфекционных мероприятий;
- характеристика и медицинское обследование персонала.
Посещение усовершенствованных свалок санитарным врачом осуществляется в порядке, установленном законодательством.
ФОРМА
акта санитарного обследования
объектов очистки населенного пункта
"___" __________ 201__ г. |
|
|
Адрес и наименование объекта: |
|
|
|
|
|
Мною, санитарным врачом Центра ГСЭН |
|
(район, область) |
города |
|
(Ф.И.О.) |
в присутствии |
|
(должность, Ф.И.О) |
произведено санитарное обследование |
|
(наименование объекта) |
Обследованием установлено:
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
На основании вышеизложенного предлагается
|
(должность и Ф.И.О.) |
на |
|
(наименование объекта) |
обеспечить выполнение следующих мероприятий в нижеуказанные сроки:
1. |
"___" __________ 201__ г. |
|
2. |
"___" __________ 201__ г. |
|
3. |
"___" __________ 201__ г. |
Санитарный врач ___________________________________
(подпись)
Представитель объекта ______________________________
(подпись)
Акт получил, сроки выполнения предложенных мероприятий согласованы
____________________________
(дата)
Начальник (директор) объекта ________________________________
(подпись)