Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Что необходимо знать о проверках

Внимание!!! Перед Вами ознакомительный фрагмент документа. Полный текст документа доступен на сайте nrm.uz
Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



Проект исследования сектора

малого и среднего бизнеса

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРИАТ

ШВЕЙЦАРИИ ПО ЭКОНОМИКЕ



В  ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ



См. текст документа

на узбекском языке



ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

О ПРОВЕРКАХ



Раздел 1. Основные определения. Проверки, виды,

Периодичность. Контролирующие органы

Раздел 2. Книга регистрации проверок

Раздел 3. Ответы на самые актуальные вопросы

предпринимателей о проверках

Раздел 4. Республиканский совет по координации

деятельности контролирующих органов

Раздел 5. Защита прав предпринимателей

Раздел 6. Приложения




Содержание брошюры не означает какую-либо оценку рассматриваемых или упоминаемых в данной публикации законов и правовых актов со стороны Международной финансовой корпорации (IFC), Государственного секретариата Швейцарии по экономике (sесо) и группы Всемирного банка. Данная публикация не заменяет собой консультации юристов и других специалистов. Текст брошюры может быть использован полностью или частично без предварительного согласования при условии наличия ссылки на источник в соответствии с требованиями закона.




ОБРАЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ


Уважаемый предприниматель!


Позвольте от имени Министерства юстиции Республики Узбекистан предложить Вашему вниманию информационную брошюру, посвященную правам и обязанностям предпринимателей и государственных органов Республики Узбекистан по широкому кругу вопросов проведения проверок субъектов малого и частного предпринимательства. Одними из важных задач министерства являются выявление и устранение административных барьеров, препятствующих развитию частного сектора, а также снижение негативного влияния на развитие сектора малого и частного предпринимательства при проведении проверок контролирующими органами. В этом направлении министерством проводится постоянная работа, создано Управление по защите прав предпринимателей, функции и задачи которого выполняются органами юстиции во всех регионах страны. Мы надеемся, что данное пособие позволит нашим предпринимателям стать более подготовленными к проведению проверок, повысит их правовую грамотность и защищенность, что, в свою очередь, снизит количество нарушений как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны контролирующих органов. А это значит, что создается хорошая основа для достижения одной из наиболее важных задач проводимой сегодня экономической реформы - дальнейшего развития частного сектора экономики Узбекистана.


Хуршид Садыков,

заместитель министра юстиции

Республики Узбекистан.


ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ

КОРПОРАЦИИ


Уважаемый предприниматель!


Международная финансовая корпорация (МФК) имеет честь представить Вам новую информационную брошюру и надеется, что данное издание, являющееся результатом совместной работы МФК и Министерства юстиции Республики Узбекистан, станет эффективным инструментом в помощь предпринимателю, способным повысить уровень правовой грамотности предпринимателей в области проверок. Брошюра позволит предпринимателям получить конкретные и подробные ответы на волнующие многих деловых людей Узбекистана вопросы проверок их деятельности контролирующими органами, процедур и порядка проведения проверок, полномочий контролирующих органов, прав и обязанностей предпринимателей, а также имеющихся в их распоряжении средств и способов защиты своих прав и законных интересов.


Марк Ханнафин,

региональный руководитель

Программы развития частного сектора

в Центральной Азии.





РАЗДЕЛ 1.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРОВЕРКИ, ВИДЫ,

ПЕРИОДИЧНОСТЬ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ



Определение проверки

Виды проверок, их периодичность

Контролирующие органы


1. Проверка

Проверка - это единовременный контроль, осуществляемый контролирующими и правоохранительными органами за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность (1)


2. Виды проверок, их периодичность

Проверки бывают плановые, комплексные, внеплановые, краткосрочные, встречные, ревизии, проверки в порядке контроля.

Плановая проверка - это проверка, которая проводится одним, двумя или более контролирующими органами согласно годовому (квартальному) плану-графику проверок, утвержденному Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов (далее - Совет).

Плановая проверка проводится один раз в год или раз в два года, в зависимости от того, уплачивает ли предприниматель предусмотренные законом налоги и иные обязательные платежи вовремя, подготавливает ли должным образом ежегодный аудиторский отчет.

Комплексная проверка - это проверка, осуществляемая одновременно двумя и более контролирующими органами (2). Комплексная проверка - это вид плановой проверки, которая в целях экономии времени как проверяющих, так и проверяемых, а также ограничения вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, как правило, проводится двумя или более контролирующими органами одновременно.

Внеплановая проверка - это проверка (в т.ч. краткосрочная), не включенная в годовой (квартальный) план проверок, осуществляемая контролирующими органами в порядке и случаях, предусмотренных законодательством (3).

Внеплановые проверки проводятся при возникновении обстоятельств, диктующих необходимость проведения внеплановой проверки. Помимо документального подтверждения того, что внеплановая проверка разрешена Советом, проверяющий орган должен подготовить соответствующий приказ с указанием срока проведения такой проверки и поименного списка всех должностных лиц, которые будут ее проводить.

Внеплановая проверка может проводиться при следующих обстоятельствах (4) :

Проведение проверки предусмотрено соответствующим указом, распоряжением Президента Республики Узбекистан, решением правительства Республики Узбекистан, в котором может быть указано название предприятия, на котором будет проводиться проверка.

При получении контролирующими органами информации о случаях нарушения хозяйствующим субъектом законодательства или невыполнения иных нормативных предписаний. Такой информацией считается информация, предоставленная предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами с указанием конкретных аргументированных и документально подтвержденных фактов таких нарушений.

Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновение вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из соседних стран.

Внеплановые проверки могут производиться по письменному разрешению территориальной комиссии Совета отдельными ведомствами (например, санитарно-эпидемиологическая служба, налоговая инспекция, энергонадзор) при условии, что в предмет проверки не входит финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Если же внеплановая проверка касается финансово-хозяйственной деятельности предприятия, она проводится только по разрешению Совета.

Периодичность внеплановых проверок законом не установлена.

Краткосрочная проверка - это проверка, осуществляемая контролирующим органом в течение одного рабочего дня и не связанная с проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.(5)

Встречная проверка - проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта.(6) Встречная проверка может проводиться в ходе расследования по уголовным делам на основании постановления соответствующего правоохранительного органа о назначении проверки либо контролирующими органами по решению Совета или его областной комиссии. Встречная проверка хозяйствующего субъекта разрешается в части, касающейся хозяйственных взаимоотношений этих субъектов с компанией, в которой проводится проверка или уголовное расследование. Наличие таких хозяйственных отношений должно быть документально подтверждено, в том числе материалами уголовного расследования, включающими контракты, отгрузочные документы и прочие данные. Законом запрещено требовать документы и изучать материалы или иные данные, не относящиеся к предмету встречной проверки.

Ревизия - это проверка бухгалтерских, финансовых и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства по финансовым и налоговым вопросам, достоверностью учета и отчетности, представляемой налоговым органам, органам государственной статистики и банкам (7).

Проверка в порядке контроля - это проверка, осуществляемая контролирующими органами за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой. Проведение такой проверки осуществляется контролирующим органом только по фактам и в сроки, установленные в акте (справке) по результатам проведенной предыдущей проверки. Проверка в порядке контроля проводится без дополнительного решения Совета или его областной комиссии.



График 1. Осуществление проверок различными органами в 2002 году (данные опроса, проведенного Министерством юстиции Республики Узбекистан в 2003 году среди 13 тысяч предпринимателей страны)













Налоговые органы





13,9%








Хокимияты




11,2%









Санэпидслужбы



11,0%










Пожарный надзор


8,2%











Банки

8,1%





...