Полезное для бухгалтера в декабре:
Что мешает платить налоги с минимальными издержками: ТОП-10 проблем
29 июля 2022 года в ЦПР «Норма» бухгалтеры, налоговые консультанты и аудиторы на встрече с заместителем министра финансов Дильшодом СУЛТАНОВЫМ рассказали, что мешает налогоплательщикам платить налоги с наименьшими издержками.
Перечислим 10 сложностей, связанных с исполнением налоговых обязательств. Актуальны ли они для вас?
1. Сложности с возвратом НДС
Особо остро стоит этот вопрос у экспортеров. На встрече привели в пример малое предприятие, экспортирующее изделия из меха, которое уже второй год не может получить 200 млн сум. уплаченного НДС. Притом что экспортер работает на рынке более 20 лет, исправно платит налоги.
Аудиторы и налоговые консультанты подтвердили, что в ходу – многие аргументы, чтобы не возвращать НДС: и налоговый разрыв «не тот», и «камеральную проверку проводить некому, все заняты», и «сверху не разрешают»…
2. Отмена односторонних ЭСФ без альтернативы
До 12 июля 2022 года налогоплательщики могли в определенных ситуациях выставлять односторонние счета-фактуры, на основе которых выручка учитывалась в налоговых отчетах. ГНК, создав техническую возможность автоматически отражать реализацию в налоговых отчетах (онлайн-ККТ, маркетплейсы), односторонние ЭСФ в расчетах с физлицами отменил. Но в некоторых случаях без односторонних ЭСФ пока не обойтись (продажа через торговые автоматы, организация питания сотрудников на крупных предприятиях в столовых, которое облагается НДС, выдача своим сотрудникам подарков или помощи в материальном виде, услуги общественного транспорта). Как быть в таких ситуациях, не понятно.
3. Меняющиеся формы отчетности
Действующий порядок принятия и изменения форм налоговой отчетности, предусмотренный НК , не соблюдается. В результате в течение отчетного периода они неоднократно меняются без уведомления налогоплательщиков, изменения не публикуются и не разъясняются. Это создает большие сложности в исполнении налоговых обязательств добросовестными налогоплательщиками.
4. Отсутствие интеграции информационных систем ГНК, Госкомстата и ЕНСТ
Формы налоговой отчетности, статистики и кадрового учета содержат множество одних и тех же показателей, которые приходится вручную вносить по нескольку раз. Время, которое тратят на это бухгалтеры, можно было бы посвятить более важным делам – изучению налогового законодательства, повышению квалификации и т.п.
5. Ежемесячная отчетность по налогу с оборота
Введение ежемесячной отчетности по налогу с оборота привело к росту издержек малых и микропредприятий на исполнение налоговых обязательств. Бухгалтеры теперь тратят на подготовку отчетности в три раза больше времени, чем раньше. При этом пользу для бюджета понять сложно, т.к. этот налог составляет незначительную долю поступлений.
6. Сложности с учетом льгот по НДФЛ
Реализуя социальную политику, государство все больше использует инструмент налоговых вычетов по НДФЛ. И это – хорошо! Но из-за постоянно растущего количества льгот бухгалтеры начинают путаться и делать ошибки. В некоторых случаях ошибку сложно отличить от злоупотреблений, когда вычеты в совокупности предоставляются не только работнику, но и членам его семьи.
7. Задержки в применении льгот из-за сертификата резидентства
Если иностранный партнер оказывает услуги резиденту Узбекистана, при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения он может иметь право на освобождение от уплаты налога на прибыль или снижение ставки. Чтобы он мог воспользоваться этой возможностью, необходим сертификат резидентства на дату выплаты дохода. На получение этого документа иногда требуется 1–2 месяца. До получения сертификата предприятие – налоговый агент не вправе применить условия международного договора. Нужно или задерживать исполнение договора на этот срок до получения сертификата, или уплачивать налог по ставкам НК – с туманными перспективами последующего его возврата инопартнеру.
8. Нет анализа судебной практики по налоговым спорам
Многие субъекты предпринимательства решают спорные вопросы с налоговыми органами через суд, если не удалось урегулировать их в досудебном порядке. Но решения по таким делам не обобщаются и не доводятся до сведения налогоплательщиков и налоговых органов. В результате одни и те же спорные хозяйственные ситуации порождают все новые и новые судебные разбирательства, которых можно было бы избежать.
9. Слабое досудебное урегулирование споров
Процедура досудебного обжалования решения налогового органа за рубежом показала свою эффективность. Она – простая, жалобы вышестоящий налоговый орган рассматривает быстро, не нужно платить госпошлину и нести иные затраты, как в случае с судебным разбирательством.
В Узбекистане недостаточно урегулированы требования к процедурам и документам, используемым при обжаловании, нет публикаций по практике рассмотрения жалоб, нередко ответственные лица рассматривают их формально и необъективно. В результате основная масса споров решается через суд, и это отвлекает ресурсы не только налогоплательщиков, но и госоргана.
10. Нет информации о привлечении к ответственности должностных лиц налоговых органов
Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц ОГНС. В том числе – за неправомерные действия, повлекшие :
- материальный и моральный ущерб гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов.
Однако информация о служебных расследованиях и их результатах не доносится до налогоплательщиков. В случаях признания правоты налогоплательщика на досудебном или судебном этапе должностные лица налогового органа чаще всего не несут предусмотренную законом ответственность. В результате законные интересы налогоплательщиков не защищены должным образом. Предприятия, чьи права оказались нарушены в результате взаимодействия с чиновником, не получают возмещения понесенного ущерба. Все это – следствие отсутствия в НК раздела «Об ответственности должностных лиц налоговых органов».
Дильшод СУЛТАНОВ поблагодарил участников встречи за откровенный разговор и заверил, что озвученные на встрече проблемы Министерство финансов внимательно изучит и примет меры для их решения совместно с другими государственными органами.