Полезное для бухгалтера в ноябре:
ГНК разъяснил цель эксперимента: «Умный контроль» по НДС
На днях в социальных сетях вопросы, связанные с уплатой и отправкой налоговой отчетности по НДС, снова стали поводом для бурных обсуждений. На некоторые из них ответил начальник аналитического управления ГНК ХолбутаИсматов.
– Не за горами окончание первого полугодия, какие выводы можно сделать о налоговой реформе, как бизнес почувствовал себя в новых реалиях НДС?
– Первые результаты проводимой налоговой реформы говорят о правильном выборе в сторону нивелирования налоговой нагрузки между малым и крупным бизнесом, мы получили дополнительно новых 30 тысяч плательщиков общеустановленных налогов.
Что касается НДС, то можно сказать, что популярность этого налога вызвана не только его сложностью, но и желанием малого бизнеса влиться в широкую кооперацию с крупным бизнесом.
Ежедневно в ГНК поступает более сотни заявок на переход на уплату НДС на добровольной основе.
Только за I квартал текущего года четыре тысячи налогоплательщиков выбрали добровольный порядок уплаты НДС.
Это означает, что НДС позволил создать конкурентную среду для бизнеса, в которой, чтобы не потерять своих клиентов, предприниматель ведет гибкую ценовую политику, в чем и заключается уникальная роль НДС.
При этом нельзя не упомянуть и о действующих проблемах в администрировании данного налога.
Много вопросов по его исчислению, наличию льгот, использованию зачета по остаткам товаров, которые создали ряд проблем для налогоплательщиков.
Многие еще не могут понять выгодные свойства работы с данным налогом, но я думаю, что это трудности переходного периода, который при осуществлении реформы проходит каждый.
– В республике пребывает миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка. Как с ней взаимодействуют налоговые органы?
– Да, действительно в республике работают несколько миссий, с которыми, в частности, контактирует и ГНК.
Совместно с ними запущен специальный проект по подготовке специалистов в области администрирования НДС.
Для 50 сотрудников налоговых органов из города Ташкента и Ташкентской области был организован двухнедельный тренинг по работе с плательщиками НДС.
Этот тренинг отличается от обычного повышения квалификации, поскольку его целью является установление доверительных отношений между бизнесом и налоговыми органами.
Основное внимание в ходе обучения уделялось оказанию помощи налогоплательщикам в правильном ведении учета, от которого во многом и зависит доходность предпринимателя.
По итогам тренинга участниками проведены контрольно-консультационные посещения плательщиков НДС, в рамках которых был разъяснен порядок применения НДС.
Сейчас тренинг проводится в Ферганской долине, где обучаются специалисты трех региональных налоговых управлений.
Запланировано охватить всю республику этим процессом и подготовить специалистов, которые займутся проектным управлением рисками в сфере применения НДС.
– Тема номер один в бизнес-кругах – это НДС, в частности, представление отчетности по нему. Какова реакция налогоплательщиков по поводу последних действий налоговых органов?
– Был проведен эксперимент по внедрению тестовой системы приема и обработки отчетов по НДС, прежде всего направленный на повышение уровня грамотности налогоплательщиков и борьбу с уклонистами от уплаты налогов.
Налоговые органы имеют достаточно большой массив информации о деятельности налогоплательщиков.
Позволю раскрыть небольшой секрет: нам удалось создать единую информационную базу данных, к которой подключены 43 внешних источника, и в режиме реального времени мы получаем от них информацию по каждому налогоплательщику.
Благодаря данной системе мы можем прослеживать любые операции налогоплательщиков, начиная от производства продукции, заканчивая ее реализацией.
Проведя анализ, была выбрана зона риска применения различных схем ухода от налогообложения и получения безосновательной выгоды, которой стал НДС.
Налогоплательщики с наибольшим риском сокрытия оборотов и завышения суммы входящего НДС были оповещены через персональные кабинеты о том, что для принятия отчетов по НДС им необходимо предоставить дополнительные сведения, подтверждающие соответствующие показатели в отчетах.
Налоговые органы на основе полученных сведений оказывали помощь налогоплательщикам в правильном определении суммы налога и заполнении отчетности.
Активно задействован Call-центр, который сегодня ежедневно обслуживает до тысячи налогоплательщиков.
В целом, это международная апробированная практика, когда плательщик НДС без проведения каких-либо налоговых проверок должен подтвердить правомерность применения зачета по налогу.
Стоит отметить и тот факт, что за короткий промежуток действия эксперимента удалось добиться положительных результатов.
Сотни налогоплательщиков получили возможность исправить свои ошибки без проведения тематических экспресс-изучений и привлечения к ответственности.
– Какие меры Вы принимаете к тем, кто нарушает налоговое законодательство?
– Основная цель налоговых органов – это оказание содействия налогоплательщикам в исправлении допущенных ими ошибок, а также ведение мониторинга их деятельности.
Результаты мониторинга нам позволяют сегментировать налогоплательщиков для дальнейшей адресной работы с ними.
К примеру, не буду называть компанию, которая, не имея на складе никаких товаров, в отчете по НДС указывала их наличие и заявляла 2,7 млрд сумов зачета в счет будущих платежей по НДС (минусовой НДС).
Если бы подобные факты имели место в других странах, то налогоплательщик понес бы наказание, вплоть до уголовной ответственности.
Но в нашем случае проведена иная работа: специалисты налоговых органов оказали этому налогоплательщику содействие в уточнении налоговой отчетности без привлечения к ответственности.
Отмечу, что только за последнюю неделю мы выявили недостатки в отчетах по НДС на 21 млрд сумов, которые уже исправлены.
– А как Вы выявляете тех, кто уклоняется от НДС либо нарушает правила его применения?
– Если раньше контрольная деятельность налоговых органов строилась исключительно на проведении длительных налоговых проверок, то сейчас мы отказались от этой практики и перешли на современные дистанционные формы контроля, так называемый «Умный контроль».
Специально для этой цели в структуре ГНК создано новое управление анализа риска и сегментации налогоплательщиков.
Теперь, прежде чем начать проводить контрольные мероприятия, посредством специального программного продукта, будет проводиться отбор «кандидатов» с наибольшей степенью риска совершения налоговых правонарушений.
Более 90 процентов выборки имеет подтверждение без посещения налогоплательщиков.
– Какие приоритеты сегодня ставит Налоговый комитет в совершенствовании деятельности налоговых органов?
– В ближайшее время будет принята Стратегия развития налоговых органов, в разработке которой принимали участие эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Сейчас ее проект выставлен для всеобщего обсуждения на сайте regulation.gov.uz.
Главной целью перед собой мы ставим полную трансформацию налоговых органов в сервисную службу, создающую комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств.
Будут внедрены различные электронные сервисы, такие, как электронные счета-фактуры и онлайн-кассы, упрощающие процедуру исполнения обязательств и сокращающие физические контакты с налоговыми органами.
Совместно с международными экспертами мы работаем над созданием программного продукта по ведению бухгалтерского учета для малого бизнеса, в котором налогоплательщику будет достаточно ввести свои первичные данные и получить систему учета высокого качества.
Еще одним направлением нашей работы является внедрение модели самостоятельного управления рисками.
Например, уже сегодня мы создали единый реестр плательщиков НДС, который позволяет налогоплательщикам проверить своего контрагента.
Это очень важно, ведь с 1 июля 2019 года покупатели товаров (работ, услуг) не смогут относить к зачету сумму НДС, указанную в счете-фактуре поставщика, не являющегося плательщиком данного налога.
Думаю, все это будет хорошим продолжением начатой работы по выстраиванию доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
По материалам пресс-службы ГНК.