Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как построить процесс подготовки отчетности по МСФО
В настоящее время готовится проект постановления Президента «О дополнительных мерах по поэтапному переходу на международные стандарты финансовой отчетности».
Цель документа – повышение прозрачности, сопоставимости финансовых показателей в международном масштабе и переход национальной системы бухгалтерского учета и отчетности на качественно новый уровень.
Проектом предлагается разрешить субъектам предпринимательства по итогам 2020 года составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО на добровольной основе.
А общественно-значимые организации – акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, хозяйствующие субъекты, имеющие в уставном фонде госдолю, государственные унитарные предприятия, фондовые и товарные биржи по итогам 2021 года должны будут составлять финансовую отчетность на основе МСФО в обязательном порядке.
О том, какие подходы могут быть использованы при построении системы подготовки финансовой отчетности по МСФО, корреспонденту портала buxgalter.uz разъяснила Дилором Ибодова, главный специалист Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.
1. Трансформация
При трансформации МСФО – отчетность строится на основе данных национального учета (НСБУ), к которым добавляются рассчитанные корректировки НСБУ / МСФО. Процесс работы строится следующим образом:
- заполняются формы сбора данных (в MS Exel или путем загрузки данных из учетных систем компаний) – остатков по балансовым счетам, оборотов по счетам прибылей и убытков;
- осуществляется отдельный учет стоимостных оценок по МСФО вне системы;
- затем – расчет и ввод трансформационных корректировок;
- расчет и ввод консолидационных корректировок.
В чем заключаются плюсы и минусы метода трансформации?
Плюсы:
- привычная для аудиторов логика формирования отчетности;
- нет необходимости изменять сложившийся подход к ведению бухгалтерского учета;
- относительно невысокие затраты на автоматизацию, поскольку не предполагается организация полноценного аналитического учета по МСФО;
- не требуется специальная квалификация сотрудников бухгалтерии.
Минусы:
- высокий риск возникновения ошибок при заполнении форм расшифровок, сложность обеспечения качества их заполнения;
- меньший уровень аналитики и точности отчетности;
- отсутствие возможности обеспечения параллельного учета отдельных участков, например, ОС, что ведет к снижению качества отчетных данных.
2. Параллельный учет
При этом подходе производится учет всех операций (транзакций/проводок) в оценке МСФО параллельно ведению учета по национальным стандартам. Он характеризуется следующими моментами:
- в учетной системе вводится дополнительный план счетов МСФО и поддерживается мэппинг (таблица соответствия) счетов НСБУ и МСФО;
- в режиме онлайн или на периодической основе для каждой операции НСБУ создается операция МСФО;
- для отдельных участков (ОС, НМА, финвложения, себестоимость), по которым различается оценка и период отражения, ведется параллельный учет.
В чем плюсы и минусы параллельного учета?
Плюс: высокое качество и аналитичность предоставляемых данных.
Минусы:
- необходимо проведение значительных подготовительных мероприятий;
- большой объем трудозатрат;
- зачастую требуется доработка учетной системы и внедрение специализированного продукта;
- требуется высокая квалификация сотрудников бухгалтерии для формирования операций по МСФО.
3. Смешанный подход
При этой системе осуществляется параллельный учет по отдельным участкам учета (внеоборотные активы, финансовые инструменты и пр.). А по остальным участкам применяется трансформационный подход.
Каковы плюсы и минусы смешанной системы?
Плюсы:
- высокое качество данных за счет обеспечения параллельного учета отдельных участков;
- привычная для аудиторов логика формирования отчетности в части общего процесса подготовки отчетности;
- не требуется высокая квалификация сотрудников бухгалтерии.
Минусы:
- большой объем трудозатрат на ведение учета по МСФО;
- при сложной консолидации требуется доработка учетной системы и внедрение специализированного продукта.
Процесс перехода на МСФО включает прежде всего, диагностику или оценку всех активов предприятия – внеоборотных и приобретенных. Такая оценка производится обязательно с привлечением оценочной компании.
Наряду с этим придется привлечь и консультанта, а также аудитора. Все эти расходы необходимо включить в стоимость проекта по переходу на МСФО. Естественно, в статьи расходов будут включены и услуги ИТ-интегратора и расходы на программное обеспечение.
В целом период от начала разработки методологии и инструментария перехода, заканчивая подготовкой первой финансовой отчетности по МСФО, составляет около 21–25 месяцев.
Лола Абдуазимова.