Полезное для бухгалтера в ноябре:
Контроль за уплатой НДС автоматизируют при помощи технологии «big data»
В Центре обработки данных (ЦОД) началось усовершенствование действующего комплекса информационных систем налоговых органов на систематизированной основе с учетом реинжиниринга бизнес-процессов налогового администрирования, сообщает ГНК.
Проект осуществляется при техническом содействии Всемирного банка и Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Предлагаемые меры обсуждены с экспертами из России, Индии, Кореи, Франции, Азербайджана, Грузии. Разработана стратегия дальнейших действий.
При участии Единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем «Uzinfocom» работы уже начались . По результатам этого этапа будет утвержден предварительный технико-экономический расчет – ПТЭР проекта.
Расширение ЦОД и модернизация технологических процессов налогового администрирования позволит сократить объем ручных операций, сроки обработки информации, максимально формализовать и автоматизировать процедуры, а также значительно улучшить качество обслуживания налогоплательщиков.
Полная автоматизация, или как сейчас говорят цифровая организация процессов – это один из основных векторов совершенствования налогового администрирования.
Сегодня пользователями информации ЦОД являются более 11 тыс. сотрудников налоговых органов. Осуществляется обмен данными ЦОД с внешними пользователями 53 министерств и ведомств, а также более чем с 650 тыс. пользователями персонального кабинета налогоплательщика в рамках электронных услуг.
Интенсивность обмена информацией составляет порядка 15 тыс. транзакций в секунду, в результате чего отмечается ежедневный рост объема информации ЦОД более чем на 9,5 Гб и общий объем налоговой информации превышает 22 ТБ.
Сейчас ГНК смотрит на свои данные с точки зрения понятия «big data». Это действительно «большие данные», которые в процессе реализации проекта предстоит осмыслить и поставить на службу государству. Расширение ЦОД ГНК позволит в реальном времени объединить потоки всех получаемых данных.
Как показывает мировая практика, улучшение инструментов и организация работы с большими объемами цифровых данных, позволяют получать от них больше пользы. Так, например, в 2018 году российская казна получила дополнительные 345 млрд руб. благодаря использованию инструментов аналитики «больших данных» своей Федеральной налоговой службы.
У нас в республике на базе «больших данных» стартует крупный проект, который станет основой для автоматизированной системы контроля за уплатой НДС.
На территории города Чирчика Ташкентской области, Навоийской и Сырдарьинской областей успешно проведён эксперимент по внедрению оформления электронных счетов-фактур хозяйствующими субъектами.
С помощью новой системы практически в режиме реального времени будет вестись мониторинг цепочек уплаты НДС. Система позволит выявлять разрывы в цепочках «налогоплательщик-контрагент», применение схем уклонения от уплаты будут экономически неэффективными, а значит сборы НДС будут расти.
Планируется переход бизнеса на онлайн-кассы, которые также станут серьезным средством для аналитики «больших данных».
Особенность новых касс в том, что сумма платежа, количество и наименование товара (услуги), НДС и другие определяемые законом реквизиты будут передаваться напрямую в ЦОД ГНК, а это – прозрачность бизнеса, создание среды доверия между предпринимателями и налоговыми органами, поскольку оперативное получение информации и их автоматизированный анализ не требуют дополнительных проверок.
«Большие данные» предоставляют новые возможности как для анализа и повышения эффективности налогового администрирования, так и взаимодействия с налогоплательщиками. ГНК ставит перед собой задачу освоить прорывные информационные технологии в этом направлении, разработать новые аналитические инструменты.
На проект модернизации ЦОД налоговых органов возлагаются большие надежды связанные с сокращением «теневого» сектора экономики, повышением прозрачности экономики, созданием равных конкурентных условий.
Для налогоплательщиков – это создание «умных» порталов и индивидуальных проактивных сервисов, более комфортные условия работы и минимум административной нагрузки.