Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Почему эксперимент с электронными рецептами создает социальное напряжение и коррупционные риски
Давайте признаем очевидное: «пилот» с QR-кодами на рецептурные препараты летит неровно и в условиях жесткой турбулентности. Электронная система периодически «виснет», в поликлиниках – перегруз и дикие очереди, в немалом стрессе те, кто по разным причинам не может физически бегать в поликлинику каждый раз, когда нужно приобрести лекарство.
Потому что нельзя к глубокой социально-медицинской реформе, требующей поэтапности, гибкости и ориентации на пациента, подходить как к IT-проекту. В идеале она могла бы повысить безопасность лекарственного обращения. При жестком же и непродуманном внедрении – ограничивает доступ к лечению, создает социальное напряжение, коррупционные риски и теневой рынок.
Публикуем мнение наших уважаемых авторов Иродахон Аббосхоновой и Гульноры Эргашевой о сложившейся ситуации. Также расскажем, как подобная система ограничений работает за рубежом, не вызывая протестных настроений (спойлер – у нас тоже можно было бы так, но поторопились):
Внимание
Чтобы не пропустить важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
По мнению buxgalter.uz, корректный подход к любой системной реформе предполагает риск-анализ и независимую оценку последствий. И – задолго до введения – длительную массовую информационную кампанию.
Вместо того, чтобы сейчас в момент поставить людей перед фактом жесткого запрета, нужно было:
1) подробно-внятно рассказать, что и зачем внедряется. Какие будут этапы реформы:
2) начать выдавать рецепты с QR-кодом тем, кто и так приходит в поликлиники, – чтобы люди привыкли. Добровольное использование таких рецептов – мотивировать материально, как это в свое время сделал Налоговый комитет с кешбэком по чекам онлайн-ККТ. А через полгода-год – закрывать свободную реализацию рецептурных лекарств через аптеки, не рискуя вызвать резкое недовольство пациентов и поликлиничный коллапс.
То, что происходит сейчас, явственно показывает: возрастающая нагрузка на первичное звено здравоохранения прогнозировалась слишком оптимистично. Количество чеков, ежедневно пробиваемых аптеками, никто не соотнес с количеством людей, которые одномоментно должны войти в гипотетическую поликлинику – в часы приема и с учетом времени, необходимого для обслуживания каждого пациента. И это еще не считая возможных сбоев со светом, интернетом и т. п.
Никто не принял во внимание, что многие эти люди – работают и далеко не все болезненные состояния требуют оформления «больничных». Следовательно – нужно решать ситуацию с регулярным получением разнообразных рецептов еще и с работодателем. А если работодатель, к примеру, откажет? Он имеет право или нет? Где это прописано?
Наконец – и это самый болезненный момент – не все физически в состоянии ходить по поликлиникам. Отсутствие упрощенных – дистанционных – вариантов получения рецепта для большинства препаратов с низким риском злоупотребления – делает новую систему мучительной для хронических пациентов (уязвимые группы). И – для тех работников, кто не привык и не может брать больничный по случаю любого недомогания.
Еще одна ошибка регулятора – одинаковые требования к условному «изотонику»* и к сильнодействующим препаратам или антибиотикам:
* Фрагмент реестра №29 28.11.25, размещенного на сайте uzpharm-control.uz.
Все это в совокупности создает ощущение преждевременности и непродуманности. Ведомство пытается решить проблему неправильного и чрезмерного использования лекарств, «при необходимости оперативно внося соответствующие корректировки». Это было бы нормально, если бы речь шла о достройке какого-нибудь производственного процесса или механизма, а не о живых людях и их боли.
И эти живые люди реагируют вот так:
Налоговый консультант Иродахон АББОСХОНОВА (см. авторская публикация):
– Близкий мне человек – астматик с 35-летним стажем, бессрочная инвалидность. Ингалятор используется несколько раз в день — это жизненно необходимая терапия.
По действующему порядку в поликлинике выписывают один ингалятор. Его хватает максимум на 5 дней. Дальше — новый визит к врачу, новый рецепт. Фактически человеку с хроническим заболеванием предлагают жить по графику аптечных посещений, а не по медицинским показаниям.
Если действовать строго по закону, человек с астмой фактически не может выехать куда-либо более чем на 5 дней: запас лекарства ограничен, а без него – человек просто умрет. Это не вопрос конкретного врача или поликлиники. Это результат управленческих решений и нормативов, принятых «наверху».
Такая система: не учитывает реальность хронических заболеваний; делает невозможным нормальное планирование жизни; сознательно создает условия, при которых соблюдение правил конфликтует с обеспечением лечения.
Когда государственное регулирование массово вынуждает граждан искать обходные пути – это не проблема граждан. Это – признак провала управления.
Если профильное ведомство не способно выстроить работающую, человеческую систему лекарственного обеспечения для хронических пациентов, значит, оно не справляется со своими функциями. Здоровье людей – не эксперимент и не статистика.
Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА (см. видео автора):
– Вынуждена была потратить в поликлинике 3 часа времени, но в итоге из-за отсутствия света меня так и не принял врач.
Я считаю, что это – такая провокация на выживаемость. Ну то есть я сейчас должна своими ногами прийти в поликлинику, потратить нервы, время на разбираловки при отсутствии света в поликлинике вторые сутки и все-таки вырвать этот долгожданный рецепт. А раньше я могла просто зайти в аптеку и купить нужное лекарство…
Мне кажется, больные, которые сами по себе лечатся, – приносят пользу государству, не нагружая систему здравоохранения и принося налоги в бюджет в конечном итоге. Министерству здравоохранения надо задуматься над этим. Возможно, все это – преждевременно.
Как могло бы быть
В мире существует серьезная проблема неправильного и чрезмерного использования антибиотиков. А розничные аптеки – это наиболее распространенный источник безрецептурных антибиотиков. Одна из стран, власти которой задумались об этой проблеме, – Китай.
Личный опыт показал:
1) покупка многих препаратов действительно возможна только после консультации врача. Вы получаете рецепт и тут же в поликлинике вам продают все лекарства через внутреннюю аптеку. Все работает в штатном режиме – никаких столпотворений или нервотрепки, все нужные лекарства в наличии;
2) при необходимости вы можете купить лекарства (в том числе некоторые рецептурные) онлайн. При этом вы должны:
а) идентифицироваться в мобильном приложении;
б) ответить на определенные вопросы в чате онлайн-поддержки (работает 24/7). Консультант решает, обоснован ваш запрос или нет, и формирует заявку:

Перевод выделенной области: «Подтверждаю, что лицо, для которого применяется лекарственное средство, уже онлайн прошло четкую диагностику выбранного заболевания; использовало данный препарат и не имело аллергических реакций или неблагоприятных побочных эффектов; текущее состояние заболевания стабильное.
Я прочитал(а) и согласен(согласна) с документами: «Уведомление о рисках интернет-консультаций» и «Правила обработки чувствительной персональной информации».
После этого вы получаете вот такой одноразовый рецепт с подписями врача и фармацевта (на скане выделены стрелками), печатью и водяными знаками «уже использовано»:

И потом курьер привозит лекарство.
Резюмируем: возможно, Минздраву стоит немного «откатить» свой «пилотный проект» и попробовать заново? В том же направлении, но – помягче и с учетом полученного в эти дни опыта.
Buxgalter.uz рекомендует

