Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Почему нет официально утвержденного порядка по последним нововведениям в налоговом администрировании
«Налоговая звонит и говорит, – вы на фиксированном налоге, срочно отправьте уведомление, что вы будете платить налог с оборота по процентам». «По телефону требуют зарегистрироваться в Paynet Xolis, говорят, что онлайн-ККМ использовать нельзя, иначе придется переходить на ООО»…
Насколько практика устного регулирования правомерна при отсутствии официально утвержденного порядка по последним глобальным изменениям в налоговом администрировании?
Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить важное, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
– Вышеприведенные и подобные им примеры показывают – ситуация, мягко говоря, странная. Устные звонки по телефону, вебинары и т.п. – это просто разговоры. Они не могут и не должны заменить четко расписанный порядок перехода. Особенно если учесть «человеческий фактор» и возможное недопонимание ситуации самими налоговиками на местах…
Даже если внимательно посмотреть на действующую до конца года статью 470-1 НК, согласно которой, если вы хотите уйти с «фиксы» на ставку 4%, нужно подать уведомление не позднее десяти дней до начала очередного налогового периода... Она про то, что налогоплательщик вправе менять порядок, а не про обязательную его отмену. И с 1 января данная статья утрачивает силу.
Даже если ее сейчас будем притягивать «за уши», почему не было нигде официального разъяснения ситуации со стороны налогового органа? Что в связи с окончанием действия налогового режима должны предпринять налогоплательщики? Каков утвержденный порядок? Полагаю, действия сотрудников налоговых инспекций продиктованы таким же недопониманием ситуации, как и действия налогоплательщиков.
Что касается системы Xolis, – там тоже вопросов предостаточно:
1. Налогоплательщики должны отказаться от своих онлайн-ККМ?
2. Как вести товароучет, если продавать через QR-код?
3. Как работать с маркируемым товаром, если в QR-коде единый ИКПУ?
4. Если ИП не работает с физлицами и не торгует, а оказывает услуги исключительно юрлицам, ежемесячно оформляя ЭСФ по факту оказанных услуг, для чего ему Xolis и QR-код?
5. Как осуществить возврат товара/услуги?
6. Как отразить субкомиссионный товар (авиабилет)?
И т.д., и т.п.
Вывод: телефонные звонки с требованиями – неправомерны, так как они не опираются ни на какие официально закрепленные нормы.
Очень ждем четкий и подробный регламент – сначала в утвержденном НПА, а потом – в Телеграм-канале ведомства.
![]()