Полезное для бухгалтера в ноябре:
Двенадцать самых важных изменений в проекте новой редакции Налогового кодекса
Минфин совместно с ГНК при участии Международного валютного фонда, Всемирного банка, международных и национальных экспертов подготовил проект Налогового кодекса в новой редакции.
Этот законопроект очень ждали. Он станет основой новой налоговой системы, которая должна быть приближена к международным стандартам. Действующая редакция НК значительно обновлена с этого года. Но в ней остались «родимые пятна» старых подходов:
- множественность налоговых режимов для различных видов деятельности;
- декларативность прав налогоплательщика;
- непрозрачность форм налогового контроля, который одинаково распространялся на всех налогоплательщиков вне зависимости от их законопослушности.
По заявлению разработчиков, они постарались решить эти проблемы. Насколько у них это получилось, специалисты оценят после внимательного изучения выставленного на общественное обсуждение законопроекта. Но уже сейчас очевидны следующие положительные изменения.
1. «Зеленый коридор» для добросовестных
В основу всех контрольных мероприятий закладываются результаты риск-анализа. Если предприниматель вовремя сдает отчетность и платит налоги, его налоговая нагрузка находится на среднем для вида деятельности уровне, к нему у налоговиков не будет вопросов по определению.
Определять таковых станет не налоговый инспектор, а компьютерная программа, разработанная с привлечением специалистов международных организаций.
Если же налогоплательщика отнесут к средней или высокой группе риска, внимание налоговиков к нему будет повышенным. Внимание это будет облачено в четкую правовую форму одного из трех контрольных инструментов: камеральный контроль, выездные проверки, налоговый аудит.
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля и выездных проверок, налогоплательщик сможет исправить сам без штрафных санкций. Придется заплатить только пени.
Штрафные санкции (кроме пени), судебные процессы и другие неприятные последствия предусмотрены только по результатам налогового аудита, который придет на смену ревизиям. При этом размеры санкций будут дифференцированы в зависимости от вида налогового правонарушения.
2. Налогоплательщик должен обезопасить себя при выборе контрагента
Проект вводит новое понятие – должная осмотрительность. При выборе контрагента вы должны будете удостовериться, что он не является фирмой-однодневкой. Для этого необходимо будет проверить:
- стоит ли контрагент на учете в налоговых органах;
- владеет ли производственной базой;
- есть ли персонал;
- каковы его финансовое состояние и деловая репутация;
- способен ли он исполнить обязательства.
Сделки с недобросовестными контрагентами могут привести к доначислению налогов.
3. Госбюджет будет выплачивать пени налогоплательщикам
Вводится ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов, применение финансовых санкций и задержки с возвратом излишне уплаченных сумм налогов. В этих случаях уже госбюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню.
Например, у вас через инкассо сняты деньги по несуществующей недоимке. Или вы «по просьбе» налоговиков сделали переплату в бюджет. В подобных ситуациях государство уплатит бизнесу проценты за каждый день «пользования» его деньгами. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ.
4. Государство вернет отрицательное сальдо по НДС
Сегодня «отрицательное» сальдо по НДС возвращается только экспортерам. Согласно предлагаемым изменениям оно будет выплачиваться всем плательщикам после проведения камеральной проверки. Ее не надо будет проходить экспортерам, крупным налогоплательщикам и предприятиям, представившим банковскую гарантию.
5. НДС по основным средствам – сразу в зачет
Бизнес сможет единовременно засчитывать НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости. Это поможет сохранить в пользовании предприятия 20% их стоимости. Например, при приобретении здания стоимостью 3 млрд сумов сумма «входного» НДС составит 600 млн. Эту сумму предприятие сможет сразу зачесть – удержать из НДС, полученного от своего покупателя.
В настоящее время зачет можно сделать равными долями в течение 12 месяцев, а по объектам недвижимости – в течение 36 месяцев. То есть ежемесячно предприятие в нашем примере вправе засчитывать только 16,7 млн сумов. Разница очевидна!
6. Упрощенного НДС может не быть
Из Налогового кодекса предлагается исключить упрощенный порядок НДС. Он невыгоден предприятиям, поскольку не позволяет им засчитывать входной налог. Фактически «упрощенный» НДС – это тот же ЕНП, только по повышенным ставкам. Он будет не нужен и в связи с переходом сельхозпроизводителей на уплату общеустановленного налога. Это позволит тем же предприятиям общепита брать в зачет входной НДС.
7. Перечень плательщиков НДС расширяется
К числу плательщиков НДС прибавятся:
- сельхозпроизводители. При этом им предоставлены льготы – нулевая ставка по налогу на прибыль и освобождение от налога на имущество;
- рынки;
- адвокатские бюро и фирмы;
- постоянные учреждения иностранных юридических лиц;
- уполномоченный государственный орган, который будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления государственного имущества в аренду.
8. Безвозмездно переданное имущество или оказанные услуги можно не облагать НДС
Но только при одном условии – безвозмездность должна быть экономически оправданной. Это означает, что вы бесплатно передаете имущество или оказываете услуги:
1) в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
2) для сохранения или развития предпринимательской деятельности. И связь расходов с предпринимательской деятельностью четко обоснована.
9. Предлагается ввести «налог на Google»
Узбекистан хочет установить НДС для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме физлицам. В проекте для этого предусмотрена специальная глава. Такие международные компании, как Google, Yandex, Alibaba и другие с 1 января 2020 года должны:
- состоять на учете в налоговом органе;
- сдавать ежемесячно отчетность через персональный кабинет налогоплательщика;
- рассчитывать и платить НДС со стоимости услуг, оказываемых физическим лицам Узбекистана в электронной форме.
10. Прогнозы прибыли и справки по текущим платежам уходят в прошлое
Налогоплательщики больше не будут сдавать справки по текущим платежам. Причем – все, но по разным причинам.
Предприятия с совокупным доходом за налоговый период до 5 млрд сумов их не сдают, поскольку авансовые платежи для них не предусмотрены.
А все остальные – делают авансовые платежи. Но, поскольку методика расчета упрощена и зафиксирована в НК, прогнозировать прибыль и сдавать справки не нужно.
11. Расходы должны быть обоснованными
В соответствии с проектом при определении налоговой базы по налогу на прибыль из совокупного дохода предприятий вычитаются все экономически оправданные затраты. Это – любые затраты при условии, что они:
1) произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
2) необходимы или служат для сохранения и развития такой предпринимательской деятельности, и связь расходов с предпринимательской деятельностью четко обоснована;
3) вытекают из положений законодательства.
12. Инвестиционный вычет поможет сэкономить на налоге на прибыль
При расчете налога на прибыль предприятие вправе сделать инвестиционный вычет в размере:
- 10% от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое, технологическое перевооружение производства;
- 10% стоимости программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;
- 5% от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.
Напоминаем: проект кодекса доступен для изучения и обсуждения здесь. И всем заинтересованным лицам нужно внимательно вчитаться в его текст, чтобы помочь выловить нечеткие формулировки и возможные недоработки.
Если у вас будут предложения по улучшению законопроекта, присылайте их на почту [email protected]. Мы их обобщим и представим в Минфин, ГНК, Олий Мажлис. Это поможет принять такой документ, который не потребует значительных исправлений в ближайшие годы.