Полезное для бухгалтера в ноябре:
Проект НК: какие нас ждут финансовые санкции
Проект нового Налогового кодекса меняет размеры и порядок применения финансовых санкций, а также вводит их новые виды.
В частности:
- по некоторым санкциям снижены размеры штрафа – за уклонение от пообъектной постановки на учет, осуществление деятельности без ККМ и терминала;
- отменены отдельные санкции с отсылкой к Административному кодексу – за отсутствие бухучета, занятие видами деятельности без лицензии, неправомерное использование земельных участков;
- с другой стороны - вводятся финансовые санкции по которым уже есть административные штрафы – непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, непредставление банком справок;
- востанавливаются ранее отмененные финансовые санкции – непредставление в срок налоговой отчетности;
- введены финансовые санкции для индивидуальных предпринимателей;
- меняется система начисления пени за нарушение сроков уплаты налогов;
- в связи с введением новых понятий вводятся и соответствующие новые финансовые санкции – по аресту имущества, по контролируемым сделкам, контролируемым иностранным компаниям, консолидированным группам налогоплательщиков;
- вводятся новые финансовые санкции – за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК это лицо должно было сообщить налоговому органу, за неявку свидетеля по делу о налоговом правонарушении.
Эксперты «Нормы» дали свои комментарии и предложения по отдельным финансовым санкциям. Очень важно обеспечить сопряжение санкций в НК со статьями Административного и Уголовного кодекса: нормы не должны дублироваться или противоречить друг другу.
Действующая норма |
Предложение в проекте новой редакции |
Комментарии |
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе налогоплательщика, включая нерезидента, за исключением налогоплательщиков, государственная регистрация которых осуществляется с одновременной постановкой их на учет в налоговых органах, влечет наложение штрафа:
|
Осуществление физическим лицом деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 1 млн сумов - с конфискацией ТМЦ от данной незаконной деятельности. Осуществление деятельности группой физических лиц без постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 5 млн сумов - с конфискацией ТМЦ от данной незаконной деятельности. При этом сумма штрафа распределяется пропорционально. В случае постановки физического лица на учет или создания ими юридического лица в течение 10 дней со дня получения решения о наложении штрафа и добровольной уплаты 50% наложенного штрафа, это физическое лицо освобождается от уплаты оставшейся суммы. При этом ТМЦ, конфискованные ранее, возвращаются налогоплательщику в порядке, установленном законодательством. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе юридическим лицом – нерезидентом РУз влечет наложение штрафа в размере 10 млн сумов (ст. 222) |
Введена ответственность за нарушение налогоплательщиком физическим лицом, а также нерезидентом деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Правильная мера, ранее такой ответственности для физических лиц не существовало
|
Уклонение налогоплательщика от пообъектной постановки на учет в органе государственной налоговой службы влечет наложение штрафа:
|
Уклонение от пообъектной постановки на учет в налоговом органе влечет наложение штрафа в размере 1 млн сумов, но не менее 10% от причитающейся по пообъектной постановке на учет суммы налога (ст. 222)
|
Снижение размера штрафа |
Хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, влечет наложение штрафа в размере 20% от стоимости неоприходованного товара.
Сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров ( услуг). На сумму сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (услуг) производится начисление налогов.
Сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
|
Занижение налогооблагаемой базы влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы заниженной налогооблагаемой базы. При этом на сумму заниженной налогооблагаемой базы производится начисление налогов в соответствии В целях применения настоящей статьи занижением налогооблагаемой базы признается:
Не отражение в книге учета доходов и расходов индивидуальным предпринимателем влечет наложение штрафа размере 20% от суммы неотраженных доходов и расходов, но не менее 1,0 млн сумов. В случае полной добровольной оплаты налогоплательщиком – юридическим лицом или ИП доначисленных налогов и платежей с учетом начисленной пени и 50 % размера наложенных на него финансовых санкций в течение 10 дней со дня получения решения о наложении финансовых санкций он освобождается от уплаты оставшейся суммы (ст. 225) |
В отличие от действующей системы, в которой указывалось на «Сокрытие (занижение) выручки…», в новой редакции НК применили понятие «занижение налогооблагаемой базы» |
Отсутствует |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 232 и 234 НК, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные умышленно либо с применением фиктивных (притворных) сделок либо иных схем, направленных на уклонение от налогообложения, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 226) |
За умышленную неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) существует административная (ст. 174 КоАО) и уголовная ответственность (ст. 184 УК) |
За несвоевременное представление налоговой отчетности или непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля должностное лицо налогоплательщика – юрлица или налогоплательщик – физическое лицо привлекаются к административной ответственности (ст. 115 НК) |
Непредставление в установленный налоговым законодательством срок налоговой отчетности или непредставление обоснования выявленных расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок по результатам камерального контроля: влечет наложение штрафа в размере 1% за каждый день просрочки неуплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой налоговой отчетности, но не более 10% указанной суммы и не менее 500 тыс. сумов (ст. 223) |
Ранее такие финансовые штрафы были, но потом их отменили и оставили только административную ответственность (части первая и вторая ст. 175 КоАО). Т.е. теперь ужесточается санкция за данное нарушение – будут действовать как финансовые, так и административные штрафы |
За отсутствие бухучета или ведение его с нарушением установленного порядка, приведшее к невозможности определения сумм налогов, подлежащих исчислению, должностное лицо налогоплательщика - юридического лица привлекается к административной ответственности |
Статья исключена из НК |
Правильная мера. Зачем писать в НК о том, что за соответствующее нарушение есть административная ответственность (ст. 175-1 КоАО)
|
За занятие видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов лица несут ответственность в установленном порядке (ст. 117 НК)
|
Статья исключена из НК |
Правильная мера. Зачем писать в НК о том, что за соответствующее нарушение есть административная ответственность (ст. 176-3 КоАО) |
Отражение в счете-фактуре НДС при реализации товаров (услуг), необлагаемых НДС, а также при реализации товаров (услуг) поставщиками, не являющимися плательщиками НДС, влечет наложение штрафа на поставщиков в размере 20% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре. При этом поставщик обязан уплатить в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре. К покупателям товаров (услуг) наложение штрафа не применяется и перерасчет с бюджетом по НДС они не производят |
Статья исключена из НК |
|
Осуществление торговли и оказание услуг без применения ККМ с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов - влечет наложение штрафа от 30- до 50-кратного МРЗП. Совершение действий, предусмотренных в части первой настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа - влечет наложение штрафа в размере от 75- до 100-кратного МРЗП (ст. 119 НК) |
Осуществление торговли и оказание услуг без применения ККМ и (или) расчетных терминалов, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, а также отказ от приема платежей через расчетные терминалы влечет наложение штрафа в размере 5 млн сумов. Использование налогоплательщиком расчетных терминалов, оформленных на других лиц, влечет наложение штрафа в размере 20 млн сумов |
Снижение суммы штрафа. Введен штраф за использование налогоплательщиком расчетных терминалов, оформленных на других лиц. Убрана санкция за повторное нарушение в течение года – можно было и сохранить. По данным нарушениям действует административная (ст. 164 КоАО) и уголовная ответственность |
Использование ККМ, несоответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам - влечет наложение штрафа в 100-кратном МРЗП. Совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа - влечет наложение штрафа в 200-кратном МРЗП (ст. 119 НК) |
Использование ККМ, несоответствующих техническим требованиям или с нарушением электронной программы обслуживания, влечет наложение штрафа в размере 20 млн сумов
|
Снижение размера штрафа. Убрана санкция за повторное нарушение в течение года – можно было и сохранить |
Нарушение сроков уплаты налогов и платежей - влечет начисление пени в размере 0,045%, а в случае, если начисление пени производится налоговыми органами по результатам налоговой проверки, - 0,06% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно (ст. 120 НК) |
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РУз (ст. 113)
|
Правильно сделали, что ввели единую ставку пени
|
Использование земельных участков без документов либо в большем размере, чем это указано в документах, подтверждающих право на земельный участок, влечет наложение штрафа в размере, эквивалентном сумме земельного налога: - с юридических лиц - в 4-кратном размере; - с физических лиц - в 3-кратном размере (ст. 121 НК) |
Статья исключена из НК |
Правильная мера, поскольку за такие нарушения есть административная (ст. 60 КоАО) и уголовная ответственность
|
Отсутствует |
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 1 млн сумов (ст. 227) |
|
Отсутствует |
Несоблюдение установленного НК порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, – влечет взыскание штрафа в размере 1% от суммы налоговой задолженности, но не менее 3 млн сумов (ст. 228) |
В связи с введением новой системы обеспечения уплаты налогов в виде ареста имущества, вводится соответствующая финансовая санкция. Хотя это можно было обеспечить через административную ответственность |
Отсутствует |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 223, 233 и 235 настоящего Кодекса, а также частями второй и третьей настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. сумов за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных частью тринадцатой статьи 211 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 10 млн сумов. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 100 тыс. сумов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений налогового законодательства, предусмотренных статьями 230 и 240 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа:
|
За такие нарушения действует административная ответственность (части первая и вторая ст. 175 КоАО). Может возникнуть сложности при подсчете количества непредставленных документов
|
Отсутствует |
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 тыс. сумов за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 230) |
|
Отсутствует |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно было сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 235 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 500 тыс. сумов. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 2 млн сумов. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком – иностранным юридическим лицом (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 100% от суммы налога на имущество юридических лиц, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этому иностранному юридическому лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), которое не представило (несвоевременно представило) сведения, предусмотренные частью четвертой статьи 23 настоящего Кодекса (ст. 231) |
Правильнее было бы ввести не финансовые санкции за такие нарушения, а административные |
Отсутствует |
Введены новые санкции за:
|
В связи с введением системы налогообложения: - при контролируемых сделках, - контролируемых иностранных компаний, - консолидированной группы налогоплательщиков, вводятся соответствующие санкции |
Отсутствует |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 200 тыс. сумов. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 500 тыс. сумов (ст. 236) |
Правильнее было бы ввести не финансовые санкции за такие нарушения, а административные |
В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей |
Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РУз, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки (ст. 238) |
Снижение размера пени за такие нарушения
|
В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании - с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей
|
Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок инкассового поручения налогового органа о перечислении налоговой задолженности влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РУз, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% непоступившей в результате таких действий суммы (ст. 238) |
Снижение размера пени за такие нарушения
|
Отсутствует |
Непредставление банком справок, предусмотренных частью шестой статьи 137 настоящего Кодекса, в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены в соответствии с частью третьей статьи 116 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 2 млн сумов (ст. 240) |
По данному нарушению существует административная ответственность (ст. 175 КоАО), можно было им и ограничиться
|
Обзор подготовил Жорилла Абдуллаев, ведущий эксперт ООО "Norma".