Что учесть при выборе аутсорсинговой компании

preview

Соблазнительная мысль – отдать на аутсорсинг бухгалтерию и перестать страдать по поводу учета и отчетности – наверняка хоть раз да приходила в голову любому руководителю. Не нужно обучать собственные кадры и пытаться удержать тех, кто уже обучился и в процессе учебы отрастил себе амбиции. И вас уже не касается, что в законодательстве что-то поменялось или недоурегулировано. Компания – аутсорсер берется в любом случае «сделать все хорошо», это ее забота – знать все правила и требования по учету и налогам. С другой стороны, если б все было так просто…

Что клиент бухгалтерской компании должен знать об аутсорсинге, чтобы не получить проблему за собственные деньги? Что обойдется дороже – услуги аутсорсинга или грамотный штатный бухгалтер? Стоит ли вообще думать в этом направлении? И как подойти к выбору, если все-таки надумали?


Опыт ООО «Норма»

– Вопрос «готовы ли вы передать часть каких-то функций сторонней компании на условиях аутсорсинга» мы задали самим себе. «Норма» несколько раз пыталась работать на условиях аутсорсинга с кадровыми агентствами. Но, к сожалению, качество их работы было низким, и кадровые вопросы пришлось в итоге решать самостоятельно. 

Очень тяжело выбрать качественного поставщика услуг. Это же касается и услуг по бухгалтерскому учету. На рынке присутствует большое количество фирм, оказывающих бухгалтерские услуги. Конечно, среди них есть грамотные и профессиональные компании. Но проблема в том, что – не все такие.

Смотрите, кто работает в этой компании.  Есть ли у них сертификаты? В каких объемах и как регулярно компания вкладывается в обучение персонала? Кто ее клиенты? Как долго она находится на рынке?  Кто ее создал? Что за люди ее учредители и какой у них опыт? Самое важное: чем дешевле продает свои услуги фирма, тем больше угроз для  вашей безопасности.

Если аутсорсер демпингует, значит, он мало платит своим сотрудникам. И, скорее всего, у него не очень грамотные сотрудники, раз работают на таких условиях.

Итак, что обойдется предприятию дороже – услуги аутсорсинга или грамотный штатный бухгалтер? Как обезопасить себя, работая с аутсорсерами?


Соучредитель компании OOO «Yaran Consulting» Евгения СОН:

– «Малый бизнес может отдать на аутсорс все процессы – от формирования первичных документов до составления финотчетности. Крупные компании, как правило, передают только часть процессов – расчет зарплаты, кадры, инвентаризацию.

Стоимость бухгалтерских услуг, естественно, зависит от объема документооборота. Поэтому компаниям с небольшим документооборотом, но с большим денежным оборотом аутсорсинг выгоден.

Уровень квалификации внутренних аудиторов и старших бухгалтеров в профессиональных аутсорсинговых компаниях очень высок, так как клиенты – из различных отраслей, ежедневно приходится решать нестандартные задачи. Штатный бухгалтер с аналогичным опытом и квалификацией обойдется предприятию существенно дороже. Еще у аутсорсера есть возможность для оптимизации стоимости услуг за счет того, что в его штате есть специалисты разной квалификации – от стажеров до внутренних аудиторов. Это позволяет перераспределять нагрузку и эффективно использовать ресурсы. Несложные рутинные процессы сделает начинающий специалист, «ювелирно сложные» – профессионал высокого уровня.

Оценка стоимости аутсорсинга для клиента происходит как сборка конструктора: у каждого вида услуг есть своя стоимость в зависимости от количественных показателей.

Перед переходом на аутсорсинг рекомендую:

  • записать все, что вы ожидаете от аутсорсинговой компании, обсудить ваши ожидания и закрепить их в договоре;
  • назначить координатора с вашей стороны – ответственное лицо, которое будет активно работать с аутсорсером – передавать документы, давать разъяснения по деятельности;
  • провести опись документов, которые вы передаете аутсорсеру.

Выбирая аутсорсинговую компанию:

  • попросите рекомендации у действующих клиентов компании;
  • внимательно (!) ознакомьтесь с договором на оказание бухгалтерских услуг, обратите внимание на разделы – «Виды услуг», «Конфиденциальность», «Разделение ответственности», «Представление интересов заказчика в налоговой службе»;
  • обратите внимание на профессиональную подготовку персонала: сертификаты, прохождение курсов по повышению квалификации;
  • широкая партнерская сеть позволит вам получать услуги хороших специалистов в смежных отраслях: юристов, маркетологов, специалистов ВЭД и т.д., при этом не тратя время на их поиск».

 

 Руководитель и основатель «Perfect Balance» Мунивер УМЕРОВА

– «Оплата услуг качественного аутсорсинга не может быть меньше заработной платы  штатного бухгалтера. На это есть веские причины: трудно найти и удержать высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли; достойная зарплата и налоги штатных сотрудников; расходы на повышение квалификации; арендная плата за помещение и т.п. Так что по месячной оплате выходит почти одинаково с зарплатой штатного грамотного бухгалтера. 
При этом в случае качественного аутсорсинга вы получаете многочисленные плюсы: 
  • профессиональный уровень бухгалтерского учета;
  • над поставленной вами задачей работают сразу несколько профессионалов. В результате все вопросы решаются быстрее, а вероятность ошибок – ниже; 
  • дополнительные услуги. Помимо бухгалтерских функций, аутсорсинговая компания может вести кадровый учет, консультировать по ВЭД, налогообложению, администрированию, постановке учета и автоматизации бизнес-процессов; 
  • грамотно оформленный договор предусматривает ответственность исполнителя в части пени и штрафов, выставленными клиенту проверяющими;
  • работодателю не нужно оплачивать больничные, отпускные, декретные, предоставлять соцпакеты, оборудовать рабочие места, закупать канцелярию, предоставлять интернет, оплачивать курсы повышения квалификации.
Минусы:
  • понадобится определенная перестройка внутренней системы компании;
  • общение с бухгалтером будет дистанционным;
  • аутсорсинг предполагает постоянную передачу документов.
При выборе аутсорсинговой компании я рекомендую обратить внимание на следующие важные моменты:
  1. Опыт работы. Компания должна просуществовать на рынке аутсорсинга, как минимум, несколько лет.
  2. Наличие штатных бухгалтеров. 
  3. Наличие подтверждающих документов об уровне квалификации работников организации.
  4. Наличие постоянного офиса, «живого» сайта.
  5. Подписываемый двумя сторонами договор должен быть максимально детальным – с четко прописанными условиями сотрудничества.
  6. Авторитет компании в целом. Положительные отзывы о ее работе»

 

Директор и учредитель ООО «Balans plus» Ольга ИГАМРАТОВА:

«Наиболее выгоден аутсорсинг малым или даже микропредприятиям. Штатные бухгалтеры, берущиеся за ведение бухучета, требуют фиксированной зарплаты и их ожидания начинаются от 5 млн сум. Держать в штате такой груз малые предприятия не готовы, – денег просто нет, тем более – в пандемию. Аутсорсинг обойдется им дешевле, потому что у компаний, берущих на ведение бухучета всех подряд (и мелких в том числе), работа поставлена на поток.

Услугами аутсорсеров пользуются и крупные компании, и даже представительства зарубежных организаций. Правда, у них другой подход и другие запросы. Для них в первую очередь важен опыт работы как самого аутсорсера, так и его отдельных специалистов.

Тарифная политика исходит из количества времени, которое мы тратим на обслуживание клиента и выполнение договорных объемов работ. Данные услуги – не буханка хлеба с фиксированной ценой, поэтому  цены на них всегда договорные.

При выборе аутсорсинговой компании рекомендую:

1. Уточнить численность работников, которыми располагает аутсорсер. Иногда бывает, что в штате работают 3 человека, а набрали 50 клиентов. В этом случае качество услуг будет настолько низким и потоковым, что сотрудники начнут путаться в названиях фирм и именах их руководства.

2. Выяснить, как выстроен бизнес-процесс в целом.

Например, в некоторых аутсорсинговых компаниях один сотрудник сидит только на банке и разносит банк всем клиентам, при этом больше ничего не делает и не видит. Другой – только считает зарплату, третий – работает с поставщиками. При такой работе может получиться «кривой пиджак», про который рассказывал Аркадий Райкин. Специалисты должны иметь широкий кругозор».

 

Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера /ru/publish/doc/text161974_kak_ne_vlyapatsya_v_problemnyy_autsorsing