Как правильно распределить имущество при ликвидации предприятия

preview

Ликвидация бизнеса – сложный процесс, который требует тщательного планирования. Учредителям важно знать, как правильно распределить имущество, избежать налоговых рисков и соблюсти законодательство. В этой статье мы рассмотрим ключевые шаги и рекомендации.

 

Шаг 1. Погашение долгов и обязательств

Перед распределением имущества между учредителями предприятию необходимо полностью рассчитаться с долгами:

  • с госбюджетом – налоги, сборы и другие обязательные платежи;
  • с кредиторами – обязательства перед банками, поставщиками и партнерами;
  • с работниками – выплата зарплаты и приравненных к ней платежей.

Если средств недостаточно:

  • продайте остатки товаров, продукции и материалов;
  • взыщите задолженность с дебиторов и завершите незаконченные договоры;
  • реализуйте оборудование и недвижимость.

Шаг 2. Распределение активов

После погашения обязательств и уплаты всех налогов на балансе останутся активы, равные собственному капиталу предприятия (чистые активы). Как правило, это – основные средства, деньги и другие финансовые активы.

Активы распределяются пропорционально долям учредителей в уставном капитале. Решение о распределении принимает общее собрание участников.

Надо понимать, что учредители не могут настаивать на возврате именно того имущества, которое они внесли. Оно стало собственностью предприятия. Однако такое решение может быть принято общим собранием участников.

Что касается ОС, приобретенных в период деятельности предприятия, – возможны варианты:   

  • продать ОС и сумму распределить между учредителями пропорционально их долям;
  • передать ОС учредителям в соответствии с решением общего собрания. Если стоимость передаваемого основного средства превышает долю учредителя в уставном капитале, разницу он может уплатить на счет предприятия или она признается доходом этого учредителя с налоговыми последствиями. Если же стоимость ОС – меньше его доли, недостающую сумму можно компенсировать выплатой денег или передачей других активов.

Шаг 3. Уплата налогов

Внимание

Распределение активов между собственниками может привести к налоговым последствиям. Поэтому при распределении денежных средств предусмотрите необходимость оплатить начисленные налоги.

При распределении активов учтите состав собственного капитала предприятия. Обычно в него входят уставный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), накопленная переоценка.

При передаче основных средств может возникнуть доход от их выбытия в целях налогообложения. Он включается в состав совокупного дохода при расчете налога на прибыль.

При распределении накопленной прибыли начисляются дивиденды, с которых нужно удержать налог.

Если есть непокрытый убыток, понятно, что распределяется сумма, меньшая, чем та, которую вносили учредители. Сумма убытка уменьшает возвращаемую сумму вклада пропорционально доле каждого участника.

Пошаговый пример

Подробнее о том, какие именно действия нужно предпринять ликвидируемому предприятию при распределении имущества между участниками, на конкретном примере см. в рекомендации.

 

Наталья МЕМЕТОВА,

ведущий эксперт «Нормы»

 

Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера /ru/publish/doc/text162078_kak_rasporyaditsya_imushchestvom_pri_likvidacii_predpriyatiya