Полезное для бухгалтера в декабре:
Как не попасть в «ловушку», заключая договор
Сторона, составляющая проект договора, как правило, пишет его максимально под себя. Как обнаружить условия, играющие «на руку» одной стороне в ущерб другой, и что делать в такой ситуации?
Своими рекомендациями с buxgalter.uz поделился эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:
– Для начала нужно понять, с какими договорными условиями вы имеете дело. В данном контексте их можно условно поделить на три категории:
- соответствующие закону и интересам обеих сторон;
- соответствующие закону, но не отвечающие интересам одной из сторон;
- несоответствующие закону.
Первый вариант – идеальный, просто подпишите договор и закройте сделку. Но на практике такое бывает нечасто. Нередко проект договора представляет собой смесь всех типов условий. Обычно оферент пытается спрятать среди универсальных, типовых пунктов условия-ловушки, ставящие контрагента в заведомо невыгодное положение. Вот пара примеров.
5.1. За несвоевременную оплату поставленных товаров Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере 1% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 100% суммы просроченного платежа.
Комментарий
Законная неустойка составляет 0,4% за каждый день просрочки и ограничивается максимумом в 50% просроченного платежа . Однако размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон , а законная – применяется, если договором не предусмотрено иное .
Т.е. формально это условие закону не противоречит. Но здесь нужно смотреть, в каком объеме прописана ответственность поставщика. Вряд ли она тоже соразмерно увеличена, скорее всего, оставлена на уровне законной или еще ниже.
Диспропорциональность ответственности может и более изящно скрываться. Например, если используется прогрессивная шкала (условно: за первые 10 дней просрочки – 0,1%, последующие 5 – 0,2% и т.д.), нужно рассчитать общий размер неустойки для каждой стороны и сравнить результаты.
7.1. Все разногласия и споры, возникающие в рамках настоящего договора, решаются сторонами путем переговоров или в претензионном порядке. Направление одной из сторон претензии контрагенту означает ее отказ от обращения в суд по тому же предмету.
Комментарий
Судебная защита гарантируется всем субъектам предпринимательства без исключения . Обратиться в экономический суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов вправе любое заинтересованное лицо. Отказ от права на обращение в суд – недействителен .
Также, чтобы усложнить процедуру взыскания долга или вовсе исключить ее возможность, в договоре может неправомерно прописываться удлиненный срок рассмотрения претензии и ответа на нее (по закону – 15 дней ), меняться исключительная подсудность и т.п.
Как обнаружить «ловушку»
Закон неспроста запрещает заключать договор без визы юридической службы или адвоката. Они должны проверить его на соответствие законодательству. Помните также о своем праве получить письменное заключение юристов . В нем, как правило, указывается:
- какими актами законодательства регулируются отношения, указанные в договоре;
- соответствуют ли требованиям законодательства меры ответственности сторон, порядок разрешения споров и прочие условия договора.
Юристы, «читая» договор, могут выявить в нем незаконные условия и указать на общий дисбаланс в описании прав, обязанностей, ответственности сторон и пункты, дискриминирующие вас как участника сделки. Но юрист, к примеру, не может знать, что вы предполагаете соответствие договора:
- порядку и срокам реализации проекта, в рамках которого он заключается (если это не отражено в самом договоре). Например, вас не устраивает, что срок поставки материалов превышает срок выполнения работ на строительном объекте, для которого они закупаются;
- договоренностям, достигнутым в ходе предварительных переговоров без его участия. Например, вы договорились о закупке оборудования конкретного производителя, марки, модели и артикула, но в договоре указано другое и т.д.
Лучше, чтобы договор изучили все сотрудники, владеющие соответствующей информацией, – группа реализации проекта, отдел снабжения, главный инженер и т.д. Прежде чем подписать договор, можно провести совещание, где все специалисты озвучат замечания в рамках своей компетенции и (или) ввести практику письменного согласования ими проектов договоров.
Что делать дальше?
Ваша цель:
- исключить из проекта договора условия, противоречащие законодательству;
- заменить пункты, не отвечающие вашим интересам, на более приемлемые.
Для этого применяется:
- протокол разногласий к проекту договора – если вы или ваш контрагент по закону обязаны заключить данный договор. Например, у вас есть предварительный договор или договор оформляется по результатам торгов на право его заключения . Если протокол разногласий отклоняется или игнорируется, вы вправе передать возникшие разногласия на рассмотрение суда ;
- согласованная с контрагентом процедура урегулирования преддоговорных разногласий. Заранее определитесь с форматом (личные встречи, видеоконференции, деловая переписка), а в его рамках обговорите порядок, сроки и – особенно – возможность передачи разногласий на рассмотрение суда . Эти договоренности желательно зафиксировать письменно – в виде отдельного соглашения или протокола встречи, стенограммы переговоров.
В итоге ситуация, скорее всего, разрешится по одному из сценариев:
а) разногласия с контрагентом будут урегулированы, договор заключен на обоюдно приемлемых условиях;
б) достичь компромисса не удастся и, отказавшись от заключения договора, вы будете искать другого контрагента;
в) в силу сложившихся обстоятельств вы вынужденно подпишете договор на предложенных условиях. В этом случае знайте, что:
- условия сделки, противоречащие законодательству, ничтожны – т.е. недействительны априори, независимо от признания их таковыми судом . Они не создают никаких юридических последствий. Недействительность части сделки (одного или нескольких условий) не влечет за собой недействительности прочих ее частей ;
- вы принимаете все риски, в том числе – финансовые, связанные с исполнением законных, но не удобных вам условий договора.
Как быть с ошибками и опечатками?
Мы не упомянули ошибки, которые тоже довольно часто встречаются в договорных условиях. Это, например:
- формулировки с грамматическими, пунктуационными ошибками и прочими нарушениями языковых норм;
- опечатки в датах, суммах, сроках, нумерации разделов и пунктов договора и т.д.
Чаще всего, они случаются по недосмотру, без злого умысла. Однако и с ними надо быть внимательным. Если ошибки и опечатки в тексте договора:
- могут привести к нежелательным правовым последствиям или ситуативно быть использованы против ваших интересов (искажение сути и содержания изначальных договоренностей, неоднозначное толкование, неясности и т.д.) – согласуйте с контрагентом более корректные формулировки по описанному выше алгоритму;
- с юридической точки зрения «безобидны» – решайте, что с ними делать, по обстановке. В идеале, конечно, лучше добиться 100-процентной грамотности, но, если сроки поджимают, на незначительные опечатки можно и «закрыть глаза».