Полезное для бухгалтера в ноябре:
Собираем «досье» на контрагентов. Пошаговая инструкция
Февральские события показали, насколько важно правильно выбирать контрагентов. Вопрос проверки потенциального партнера на благонадежность особенно остро стоит в тех случаях, когда совершаются сделки на большие суммы и расходы по сделке для предпринимателя существенны. В условиях ужесточения налогового контроля, по мнению налогового консультанта Гульнары ЭРГАШЕВОЙ, к проверке контрагента нельзя подходить формально. По просьбе buxgalter.uz эксперт поделилась своим видением решения этой задачи.
– «Многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагентов. А в тех, которые все-таки пытались обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего эту задачу возлагали на главбуха.
Но из-за большой загруженности, а нередко и отсутствия достаточного административного ресурса бухгалтеры расценивают такие обязанности, как дополнительные. В результате все делается «для галочки».
Поэтому то, о чем я буду говорить в этой статье, предназначается больше не для бухгалтеров, а для руководителей и специалистов, участвующих в подготовке контрактов к подписанию.
Исходя из стратегии действий налоговиков видно, что они максимальное внимание будут уделять реальности сделки, а не недочетам в «первичке». Для защиты от претензий налогового органа теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства и компания убедилась в благонадежности контрагента. Т.е. – проявила должную осмотрительность. Контрагента проверили «от и до», проведя тщательнейшее расследование. По сути, теперь нужно собирать полноценное досье на поставщика или подрядчика, которое при необходимости можно будет предоставить налоговым органам. Из этих документов должно быть понятно, что вы действительно всесторонне изучили контрагента. Документы должны свидетельствовать, что ваш партнер на момент заключения сделки имел все признаки добропорядочного платежеспособного субъекта предпринимательства.
Какого-то специального и универсального механизма или регламента проверки контрагента на добросовестность не существует. Поэтому я подготовила поэтапную инструкцию, при помощи которой можно проверить вторую сторону перед заключением договора. Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки подрядчика (поставщика). И – тем более высокими будут ваши шансы защитить компанию от доначисления налогов.
Проверка контрагента – комплексная, не разовая работа, и ответственность за выбор полностью лежит на вас. Если у налоговой возникнут претензии к контрагенту, скорее всего, вы тоже невольно окажетесь вовлечены в неприятности.
Есть такое понятие – необоснованная налоговая выгода, на практике подразумевающее полное или частичное уклонение от налогов.
Налоговая выгода признается необоснованной:
- если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности , так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях;
- если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанные с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими налоговые обязательства .
И если второй случай – осознанные действия налогоплательщика, то в первом он может и не иметь цель уклониться от налогов. И в этом случае у него есть возможность предотвратить проблему.
На мой взгляд, чтобы понять, имеешь дело с «фирмой-однодневкой» или с нормальным хозсубъектом, нужно выполнить несколько последовательных действий.
1 ЭТАП: проверка документов
На стадии заключения договора затребуйте документы
- копию устава организации;
- копию свидетельства о госрегистрации;
- копию свидетельства о постановке на учет в ОГНС;
- бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
- копию паспорта руководителя организации.
2 ЭТАП: сбор доступной информации
Воспользуйтесь государственными ресурсами (ГНК, статистика, кадастр и т.д.). Например, на сайте Stat.uz можно узнать уставный фонд, учредителей, ОКЭД, дату регистрации фирмы, телефоны, адреса и ее статус («действующая», «в процессе ликвидации», «ликвидирована», «недействующая). Распечатайте свидетельство.
3 ЭТАП: проверка адреса
Признаком «фирмы-однодневки» является использование адреса массовой регистрации или тот факт, что она не находится по адресу, указанному в свидетельстве о регистрации.
Конечно, если ваш контрагент зарегистрирован по такому адресу, это само по себе еще не является основанием для паники. Но «напроситься в гости» и своими глазами увидеть фактическое место дислокации, если уж вы решите с ним сотрудничать, в любом случае не помешает.
4 ЭТАП: личное знакомство
Лично познакомьтесь с руководителем организации. Если его – нет, а есть взамен какие уполномоченные непонятные лица, лучше с такими не заключать договор.
Если директор – есть, обратите внимание, как он одет, как себя ведет. Спросите у него паспорт. Настоятельно рекомендую лично познакомиться, минимум, с руководителем, а еще лучше – с мажоритарным участником контрагента, прежде чем сделать «шаг над пропастью».
5 ЭТАП: наличие соответствующей базы для выполнения договора
Очень часто из свидетельства о регистрации и Устава видно, что размер уставного капитала контрагента минимальный. И это является основанием поинтересоваться, а есть ли у него какие-либо активы, на которые можно будет обратить взыскание, если обязательства по договору не будут выполнены надлежащим образом. Лучше если это будут недвижимость и средства производства, поскольку денежные средства являются высоколиквидными активами и могут быстро исчезать со счетов под всякими «благовидными» предлогами. Например, при заключении сделок со скрыто аффилированными лицами, создании искусственных долгов и т.п.
Попросите баланс на последнюю дату. Если контрагент не соглашается предоставить бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период, можно попросить официальную справку об активах.
6 ЭТАП: анализ платежеспособности
На данном этапе нужно проверить, есть ли признаки неплатежеспособности. Думаю, в скором времени со стороны государства будет отлажен механизм получения информации о должниках и банкротах. Сейчас пока можно просто дать запрос в ГНИ района, где находится данная фирма, чтобы вам предоставили такую информацию.
У контрагента можно попросить акт сверки с бюджетом, распечатанный из официального электронного кабинета. Если есть долги, штрафы и пени, думаю, не стоит рисковать и заключать договор.
7 ЭТАП: анализ деловой репутации
Убедитесь, что контрагент старается выполнять свои обязательства надлежащим образом и у него в истории отсутствуют сомнительные судебные иски (с 2022 года, возможно, будут иски с аффилированными лицами), многократные взыскания по договорным обязательствам, иски по которым были удовлетворены судом, налоговые задолженности. Сложностей тут много.
При необходимости стоит нанять адвоката или юриста. Кроме того можно проверить контрагентов нашего контрагента. С кем он работает, какие у него рекомендации… В конечном итоге, мир тесен, всегда можно найти общих знакомых, тем более – в своем бизнесе».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ