Как подготовить регламент взаимодействия при налоговом мониторинге
В рекомендации:
– кто и когда готовит регламент взаимодействия;
– что нужно указать в регламенте взаимодействия:
– из чего состоит титульный лист;
– что должна содержать глава 1;
– содержание главы 2;
– что необходимо указать в главе 3.
Налоговый мониторинг – взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок. Если вы решили провести его на предприятии, то главным документом, который определит ваши взаимоотношения с налоговыми органами, будет регламент информационного взаимодействия. За несоблюдение этого регламента у налоговой инспекции есть право прекратить мониторинг досрочно .
Кто и когда готовит регламент взаимодействия
Итак, руководство приняло решение провести налоговый мониторинг, так как ваше предприятие соответствует всем предъявляемым требованиям.
Перед тем как направить заявление о проведении мониторинга, подготовьте Регламент информационного взаимодействия. Основную часть регламента готовит бухгалтерская служба, так как само взаимодействие будет происходить с бухгалтерским, финансовым и экономическим отделами. Организационные же вопросы и вопросы привлечения к мониторингу других отделов согласуйте с руководством предприятия.
Регламент должен быть составлен в двух экземплярах на государственном языке с последовательной нумерацией страниц .
Можем ли мы подготовить регламент на русском языке?
– На предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, учетно-статистическая и финансовая документация должны вестись на государственном языке. Но в коллективах, где большинство работающих не владеют узбекским языком, наряду с государственным языком документация может вестись и на других языках .
По юридической силе Закон стоит выше нормативно-правового акта ГНК . Информационный регламент считается делопроизводством вашего предприятия, так как содержит информацию о вашей бухгалтерской деятельности и готовится вами. Поэтому вы можете составить регламент не только на государственном, но и на русском или каракалпакском языках. Такую возможность подтверждает и представитель ГНК.
Регламент должен утвердить руководитель предприятия. Копии документов, подтверждающих его полномочия, приложите к регламенту . Подготовленный регламент передайте в налоговую инспекцию. Сделать это можно в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика или отправить по почте .
Что нужно указать в регламенте информационного взаимодействия
Регламент информационного взаимодействия включает в себя :
- титульный лист;
- главу 1 «Порядок представления документов (информации) налоговому органу»;
- главу 2 «Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, регистрах бухгалтерского учета, информации об аналитических регистрах налогового учета»;
- главу 3 «Информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов»;
- приложения.
Титульный лист
- должность, Ф. И. О. руководителя;
- дату утверждения регламента руководителем;
- наименование налогового органа, в который представляется регламент;
- наименование вашего предприятия;
- ИНН предприятия.
Глава 1. Порядок представления документов (информации) налоговому органу
- наименование информационной системы, в которой у вас содержатся документы и информация, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов;
- порядок доступа к вашим информационным системам по ведению бухгалтерского и налогового учета, учета доходов, расходов, объектов налогообложения, а также к системам, осуществляющим функцию внутреннего контроля, предоставляющего возможность исправления ошибок, противоречий и неточностей при ведении учета (при наличии), к информационным системам хранения документов и информации, связанных с исчислением, уплатой налогов и сборов;
- порядок обновления и синхронизации имеющихся данных в информационных системах, в том числе раскрытия информации об обеспечении доступа к базе данных, обновления информации в режиме реального времени или в промежутке определенного времени;
- порядок и сроки представления сведений об изменениях в информационной системе, право доступа в которую вы предоставляете налоговому органу;
- порядок подключения (технические требования, критерии доступа в информационные системы, время входа);
- учетную запись (порядок создания, предоставления и изменения учетных записей и паролей пользователя для налогового органа; распределение полномочий пользователя и прав эксплуатации, предоставленных налоговому органу; порядок заполнения и изменения полномочий пользователя, предоставленных налоговому органу во время налогового мониторинга);
- структурные подразделения по техническому и информационному обеспечению, а также подразделения, ответственные за взаимодействие с налоговым органом;
- порядок и сроки обращения в службу технического и информационного обеспечения и ответа в случае возникновения технических проблем при работе налогового органа в удаленном доступе, а также порядок и сроки уведомления о технических неисправностях и сроки их устранения;
- подробный перечень (описание) функциональных возможностей информационной системы, открытой для налогового органа, и правила работы с ними;
- информацию с указанием должности и контактных данных лиц, ответственных за информационное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом (независимо от выбранного порядка информационного взаимодействия);
- выбранный способ защиты передаваемой информации (электронная подпись, пароль, логин или иные способы защиты);
- порядок и условия ознакомления налогового органа с подлинниками документов;
- перечень документов, представляемых налоговому органу, и форму их представления (направление посредством входа в информационные системы налогоплательщика, через персональный кабинет налогоплательщика);
- сроки представления документов и информации по обеспечению информационного взаимодействия;
- порядок информационного взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом во время представления или изменения документов и информации, в том числе порядок разрешения вопросов, связанных с доступом к представленным документам, их изменением и полным представлением;
- описание порядка составления предоставляемой информации (файлов) – размещенной системы каталога; принципов определения передаваемой информации одновременно с предоставлением информации. Если структура передаваемой информации не изменяется, повторное представление описания не требуется;
- форматы документов, представляемых налоговому органу;
- способ определения и утверждения целостности (объема) представленных и принятых документов.
Глава 2. Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, регистрах бухгалтерского учета, информации об аналитических регистрах налогового учета
- информацию об организационных формах и методах бухгалтерского учета;
- структуру раскрытия показателей налоговых отчетов:
– сводный регистр налогового учета;
– аналитические регистры бухгалтерского учета;
– регистры бухгалтерского учета;
– документы первичного учета и перечень регистров операций;
– первичные бухгалтерские документы;
- порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, бухгалтерских регистрах, аналитических регистрах налогового учета;
- порядок отражения в регистрах ведения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов по налогу на прибыль:
– порядок учета доходов, расходов, информацию об аналитических регистрах налогового учета. Данная информация заполняется в виде следующей таблицы :
Налоговый (отчетный) период |
Порядковый номер листа налогового отчета/ расчета |
Порядковый номер раздела налогового отчета/ расчета |
Порядковый номер приложения листа налогового отчета/ расчета |
Код строки налогового отчета/ расчета |
Наименование строки налогового отчета/ расчета |
Наименование |
Наименование |
Способ (формат) представления информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– аналитические регистры налогового учета, на основании которых формируются сведения сводных аналитических регистров налогового учета, в виде следующей таблицы :
Наименование |
Наименование |
Порядок формирования |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
– информацию о регистрах налогового учета, составляемую на основании регистров бухгалтерского учета, в виде следующей таблицы :
Наименование |
Наименование |
Классификация исправлений |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
– информацию о регистрах бухгалтерского учета;
– информацию о порядке внесения исправлений в данные налогового учета;
- порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета объектов налогообложения по другим налогам и сборам, а также порядок формирования соответствующих строк налоговой отчетности на основании указанных регистров и другой информации. Заполнение осуществляется в свободной форме, исходя из порядка отражения в учете и индивидуальных особенностей элементов налогообложения по каждому виду налога и сбора;
- информацию о бухгалтерском учете, регистрах бухгалтерского и налогового учета, сведения из других источников информации, излагаемые в свободной форме, на основании которых определяются объекты налогообложения по каждому конкретному налогу и сбору, а также начисляется сумма налога и сбора;
- порядок отражения иной информации, включающей в себя сведения о правильном исчислении, удержании, полной и своевременной уплате налогов и сборов.
Глава 3. Информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов
В данной главе опишите ваши системы внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, в том числе :
- цели, задачи, а также общие подходы к организации системы внутреннего контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;
- функции основных информационных систем (расчетные системы, база данных), используемых для осуществления контроля за правильным исчислением налогов и сборов;
- структурные подразделения, занимающиеся исчислением налогов, подготовкой налоговой отчетности и вопросами методологии налогообложения (состав, количество сотрудников, структурное формирование, цели, задачи и полномочия);
- подходы (методы), применяемые при определении и оценке риска нарушения налогового учета, налоговой отчетности, несвоевременной или неполной уплаты налогов и сборов, в том числе:
– основной порядок (правила внутреннего контроля, направленные на устранение (снижение) риска нарушения налогового учета и налоговой отчетности, а также несвоевременной или неполной уплаты налогов и сборов);
– принятый порядок проведения каждой процедуры контроля (при наличии).
Укажите ссылки на документы, регулирующие действующие внутренние правила и процедуры контроля;
- порядок документирования и утверждения осуществления процедуры внутреннего контроля с указанием перечня документов, подтверждающих выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля (внутренние документы и отчеты, регламенты, протоколы, приказы, справки, инструкции и другие документы);
- порядок и сроки получения (формирования) результатов внутреннего контроля.
При наличии к регламенту приложите результаты проверки работы системы внутреннего контроля за последний период, проведенной другими организациями .
В регламенте укажите порядок внесения в него изменений и дополнений по предложениям сторон, в том числе при изменениях в законодательстве Узбекистана. При этом укажите форму направления таких изменений и дополнений в регламент .
Разрабатывая регламент взаимодействия, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, которые могут возникнуть при тесном контакте с налоговым органом.
Данный вид контроля недостаточно опробован, поэтому предусмотрите простую систему внесения изменений в регламент. На практике могут возникнуть ситуации, которые заранее предвидеть невозможно. Документ должен быть гибким, удобным в работе.
Принимая решение о необходимости налогового мониторинга, важно определиться, нужна ли предприятию «постоянная налоговая проверка» или, наоборот, специфика вашей деятельности предусматривает возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом.