Как трактовать бонусы за привлечение клиентов

preview

«Компания планирует ввести в практику программу «Продавай и зарабатывай!». Суть программы: физические лица заключают с компанией публичную оферту и получают вознаграждение за каждого нового привлеченного ими клиента».

Возникают ли в данном случае налоговые последствия у лиц, привлекающих новых клиентов для компании, по просьбе buxgalter.uz разъяснила директор Департамента налогово-таможенной политики и прогнозирования доходов МФ Иродахон АББОСХОНОВА:

 

– Существует множество различных программ лояльности, предусматривающих выплату бонусов за те или иные результаты в рамках их условий.

Доходы в денежной или натуральной форме, которые получают участники таких программ, не рассматриваются в качестве их дохода и, соответственно, не облагаются НДФЛ. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 14 ч. 2 ст. 369 НК:

  • бонусы должны быть результатом активности клиентов.

Обратите внимание, что речь идет именно о клиентах, т.е. – лицах, приобретающих товары (услуги) у организатора бонусной программы;

  • клиент должен быть участником программы на условиях публичной оферты, которая предполагает возможность участия в программе любого клиента компании. Т.е. оферта должна быть доступна для ознакомления и подтверждения участия в программе;
  • срок акцепта оферты не должен быть менее 30 дней;
  • оферта не должна содержать условие досрочного отзыва.

 

Отдельно следует сказать о вознаграждениях, получаемых участниками бонусных программ. Не освобождаются от налогообложения вознаграждения:

  • лицам, состоящим с организатором программы в трудовых отношениях, за выполнение обязанностей по трудовому договору. Например, – вознаграждение за привлечение новых клиентов;
  • за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • в виде материальной помощи.

В рассматриваемой ситуации речь идет о выплате вознаграждения за привлечение новых клиентов на условиях публичной оферты. В данном случае выполняются условия публичной оферты, с участниками оферты не заключены трудовые договоры.

 

Если участники бонусной программы – не клиенты компании

Такие бонусные программы тоже существуют. Их участники получают вознаграждение не за свою покупательную активность, а за привлечение новых клиентов. Условием такой бонусной программы может быть, к примеру, распределение бонуса между участником программы и новым клиентом.

Но, по сути, в этом случае организатор программы выплачивает вознаграждение за оказание ему услуг по привлечению клиентов. А такую оферту следует рассматривать как договор гражданско-правового характера на оказание услуг.

В целях налогообложения все сделки и другие экономические отношения, в которые вступает налогоплательщик, должны учитываться исходя из их действительного экономического содержания – независимо от способа их юридического оформления или наименования договора .

И в данном случае вознаграждение участникам программы по привлечению новых клиентов будет их доходом в виде оплаты труда по договору ГПХ на оказание услуг. Такой доход облагается НДФЛ и социальным налогом.

 

 

НДФЛ и Социальный налог НДФЛ и Социальный налог НДФЛ и Социальный налог /ru/publish/doc/text184394_kak_traktovat_bonusy_za_privlechenie_klientov