Полезное для бухгалтера в ноябре:
Декларация о доходах за 2022 год: что нужно учесть
1 апреля истекает срок подачи декларации о совокупном годовом доходе . В этом году налоговики активно призывают сделать это в электронной форме – при помощи функционала персональных кабинетов физических лиц на my3.soliq.uz. Ситуация требует внимания Налогового комитета, иначе во многих случаях подать декларацию без ошибок просто не получится.
Ситуацию по просьбе «Нормы» и buxgalter.uz прокомментировали налоговые консультанты Азизахон ТОШХУЖАЕВА и Гульнора ЭРГАШЕВА:
Требует ли НК только электронную форму?
Не только видеоролик о возможностях новой электронной формы налоговой декларации, но и налоговые инспекторы склоняют налогоплательщиков к тому, чтобы те декларировали доходы за 2022 год в электронной форме. Поясняют, что это – новшество этого года и в бумажной форме декларацию у налогоплательщика не примут. Такой настрой противоречит требованиям Налогового кодекса.
Чтобы сдать этот отчет в электронной форме, нужно воспользоваться персональным кабинетом налогоплательщика на my3.soliq.uz и электронной цифровой подписью. К слову, ЭЦП есть не у всех. Тем, у кого ее нет, нужно только ради подачи декларации получать ее и платить обязательный взнос. Если налогоплательщику ЭЦП больше не понадобится, получается довольно затратное, отнимающее время мероприятие.
Обратите внимание: в соответствии с ч. 4 ст. 56 НК персональный кабинет налогоплательщика физические лица (кроме ИП) используют в добровольном порядке. Следовательно, у физического лица должна быть возможность сдать налоговую декларацию на бумаге. Не запрещает это сделать и ст. 82 НК.
Безусловно, возможность подать декларацию в электронной форме имеет массу преимуществ. И, скорее всего, многие предпочли бы именно этот способ. Но для этого формы должны работать идеально. Однако сейчас в них немало технических недоработок. Большинство из них связаны с расчетами для иностранцев и применением льгот.
Проблемы электронной формы декларации о доходах
Приведем примеры, с которыми нам довелось столкнуться на практике:
1. Зарплата и НДФЛ, начисленные и уплаченные в Узбекистане, формируются и отражаются в декларации в автоматическом режиме, однако – не всегда точно. То зарплата не вся «сядет», то НДФЛ вообще не отражается, то – отражается в меньшей сумме, чем уплачен. Вручную данные исправить невозможно. Нужно предоставить такую возможность.
2. При расчете дохода, полученного за границей, курс для расчета форма берет неверно. Например, курс российского рубля на 31.01.2022 г. составлял 138,77 сум., мы указываем именно такую сумму. Но программа берет только 138 сум., а тийины игнорирует. В результате неверно рассчитываются:
– доход, полученный в РФ;
– налог, уплаченный в РФ;
– НДФЛ по ставке 12%, который взимался бы в Узбекистане из этого дохода.
3. Программа автоматически считает иностранцам ИНПС. По законодательству иностранные граждане участвуют в ИНПС добровольно. Если они в ИНПС не участвовали, работодатель ИНПС не удерживал, НДФЛ уходил в бюджет полностью, – декларация не должна считать ИНПС.
4. Иностранцы, не участвующие в ИНПС, сталкиваются с проблемами при применении льгот, в частности, – на обучение детей в частных школах/садиках. Программа считает сумму возврата НДФЛ за минусом ИНПС, хотя этого делать не нужно.
5. В начале 2022 года НДФЛ с иностранца был удержан по ставке 20%. После того, как иностранец станет резидентом, он имеет право вернуть налог, подав декларацию . Но в электронной форме невозможно указать НДФЛ по ставке 20%, она автоматом считает только 12%. В результате невозможно пересчитать и вернуть налог.
6. Доходы в виде оплаты труда работников резидентов Технопарка до 1 января 2028 года облагаются НДФЛ по ставке 7,5% . В декларации налог автоматом считается по ставке 7,5%, только в том случае если в справке указано 7,5%. Вручную указать 7,5% - нет возможности.
7. С дивидендов и процентов за период нерезидентства иностранца программа считает НДФЛ по ставке 5%, это – неправильно. 10% никак нельзя указать.
8. В Расчете НДФЛ и социального налога иногда бывают ошибки в работе программы. Например, в прил. №5 к Расчету указан весь доход в виде оплаты труда физлица и весь НДФЛ. А на my3.soliq.uz иногда часть дохода теряется, но налог высвечивается весь. Если вбить разницу в доходе вручную, на него дополнительно еще раз автоматически посчитается НДФЛ. Соответственно, налог удвоится на эту сумму. Для таких ситуаций нужно разрешить вводить данные вручную – и по доходу, и по налогу.
9. В декларации физлицу нужно отразить совокупный доход с места работы. Льготы по НДФЛ, которые применял работодатель к его доходам, отражаются после этого. И налоговая база формируется, вычитая из совокупного дохода льготные суммы. Но в декларации показать это корректно невозможно. Сумму дохода система показывает сразу за минусом льгот. Например, зарплата была 100 млн сум., льгота составила 3 млн сум., работодатель ее применил к доходу работника. А на my3.soliq.uz автоматом отражается доход – 97 млн сум. Система не дает верно показать доход 100 млн сум., декларация – искажается.
10. На практике предприятие-работодатель может неверно применить налоговую льготу или ошибочно определить налоговую базу по НДФЛ, в результате – неверно удерживает НДФЛ с доходов работника. Плательщиком НДФЛ является физическое лицо, работник. Если он обнаружил ошибку в налогообложении своих доходов, он должен иметь возможность исправить ее при сдаче декларации о совокупном годовом доходе – уплатить доначисленный налог или вернуть излишне удержанный. В электронной форме декларации такой возможности нет.
Например, с зарплаты работника оплачено обучение ребенка – 5 млн сум. за 1 месяц, потом эта сумма удержана из зарплаты. Бухгалтер по ошибке применил льготу на 5 млн сум., хотя, максимум, можно было на 3 млн сум. Получив справку, работник увидел ошибку и хочет уплатить налог с разницы 2 млн сум. На данный момент сделать это невозможно.
11. В самом начале процесса заполнения декларации физлицо получает СМС, что его декларация принята, – это вводит в заблуждение. Кроме того, заполненная, но еще не отправленная декларация не сохраняется как «черновик», отраженные в ней данные невозможно изменить, а саму декларацию невозможно ни удалить, ни деактивировать. Программа предлагает далее работать только с этими неверными данными. Это приводит к тому, что налог рассчитывается неверно.
Вот такие «сюрпризы» поджидают налогоплательщика, если у него есть вся необходимая информация и ЭЦП. Но с этим также могут быть проблемы… К примеру, у детей иностранцев нет ПИНФЛ, а в форме декларации обязательно нужно указать ПИНФЛ, чтобы применить льготу по обучению детей (школа, садик, профессиональное обучение, вуз). Это – новшество, так как с 2010 года для применения льготы при оплате обучения в вузе было достаточно предоставить метрику/паспорт ребенка.
Следовательно, чтобы такие работники могли воспользоваться льготой, им сначала нужно получить ПИНФЛ на ребенка. Чтобы не создавать таких проблем, в форме можно было предусмотреть альтернативность. Если нет ПИНФЛ – прикрепите копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка.
Перечень этих проблем был передан налоговикам на рассмотрение, но на сегодняшний день в форме электронной декларации все пока остается без изменений.
Мы видим такие пути решения проблемы:
1) настроить электронную форму, чтобы все расчеты были корректными. Это займет время, возможно, не все «баги» выявлены;
2) предоставить возможность сдавать декларацию на бумаге, поскольку для кого-то только этот вариант может быть оптимальным;
3) рассмотреть возможность продления сроков подачи деклараций за 2022 год.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ