Что делать с онлайн-ККМ, если субъект предпринимательства приостанавливает деятельность

preview

Продолжаем разбирать ситуацию: что должен сделать сотрудник ЦОТУ, если владелец онлайн-ККМ, руководствуясь п. 25 прил. №1 к ПКМ №943 обратился с заявлением о приостановке деятельности.

Отдел онлайн-ККМ и виртуальных касс НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК дал свои разъяснения по данному вопросу. При этом buxgalter.uz считает, что этих рекомендаций можно придерживаться, пока нет другого более оптимального решения. Но сам вопрос требует дальнейшей проработки и совершенствования системы кассовой онлайн-техники и ее правовых основ.


НИЦ «Янги технологиялар» рекомендует:

В случае приостановки деятельности предпринимателя (а также ликвидации или отказа от использования онлайн-ККТ) нужно следовать правилам, предусмотренным в главе 4 прил. №1 к ПКМ №943. В ней определен порядок снятия с учета онлайн-ККМ или виртуальной кассы.

Если предприниматель приостанавливает деятельность, ему нужно снять с учета онлайн-ККМ или виртуальную кассу и получить подтверждающий документ. Для этого:

  • предприниматель должен обратиться в явочном порядке в ЦОТУ с заявлением о снятии с учета онлайн-ККМ или виртуальной кассы и вернуть фискальный модуль ЦОТУ;
  • сотрудник ЦОТУ в течение одного рабочего дня отправляет заявление о снятии с учета онлайн-ККМ или виртуальной кассы в налоговый орган по месту регистрации субъекта предпринимательства через специальную информационную систему онлайн-ККМ;
  • налоговый орган принимает решение о снятии с учета онлайн-ККМ или виртуальной кассы и ставит об этом в известность ЦОТУ через информационную систему онлайн-ККМ;
  • документальное подтверждение снятия с учета онлайн-ККТ можно получить в персональном кабинете налогоплательщика на my.soliq.uz или в ЦОТУ.

Если предприниматель решит возобновить деятельность, он должен заново пройти процедуру регистрации онлайн-ККМ или виртуальной кассы в органах государственной налоговой службы и оплатить 1 БРВ за услуги оператора фискальных данных.

Если с даты последней регистрации прошло менее одного года, он может обратиться к ОФД с заявлением о передаче ранее возвращенного фискального модуля соответствующему ЦОТУ для дальнейшей регистрации. В этом случае оплата за услуги ОФД не взымается.

 

Пожелания buxgalter.uz:

Не случайно в прил. №1 К ПКМ №943 приостановка деятельности субъекта предпринимательства (п. 25) стоит обособленно от правил, предусмотренных для случаев ликвидации субъекта предпринимательства или отказа от использования онлайн-ККТ (глава 4). В случае приостановки деятельности субъект предпринимательства не ликвидируется и не отказывается от кассовой техники, просто в течение некоторого времени у него не будет продаж, которые нужно провести через онлайн-ККТ. Такая ситуация может возникнуть в связи с сезонностью спроса на реализуемые товары и услуги или, например, в период ремонта, реконструкции и в других подобных обстоятельствах.

С точки зрения элементарной целесообразности в этих случаях можно было бы просто уведомить ЦОТУ и налоговые органы о принятом решении, чтобы:

  • у налоговых органов не было вопросов ни К ЦОТУ, ни к предпринимателю из-за отсутствия продаж;
  • предпринимателю не нужно было возвращать ЦОТУ фискальный модуль, а при возобновлении деятельности востребовать его у оператора фискальных данных;
  • ЦОТУ не отвечал бы в этот период за сохранность временно неиспользуемого фискального модуля;
  • предприниматель не тратил бы лишние деньги на оплату пусконаладки при возобновлении деятельности;
  • он мог без лишней волокиты и затрат возобновить свою деятельность, например, путем уведомления об этом налоговых органов через ЦОТУ.

Но чтобы реализовать эти меры в поддержку субъектов предпринимательства, которыми являются не только владельцы ККМ, но и ЦОТУ, надо:

  • внести дополнения в прил. №1 К ПКМ №943, расписав в них правила приостановки деятельности субъекта предпринимательства;
  • создать в специальной информационной системе онлайн-ККМ специальный режим для регистрации субъектов предпринимательства, приостановивших свою деятельность.

Надеемся, наши предложения будут приняты уполномоченными органами в дальнейшей работе по совершенствованию системы онлайн-ККМ и виртуальных касс.


Олег ГАЕВОЙ