Постановление совместного Пленума Верховного суда и Высшего хозяйственного суда от 22.12.2006 г. N 12/149 "О вопросах, связанных с применением законодательства Республики Узбекистан, направленного на совершенствование системы правовой защиты и либерализацию финансовой ответственности субъектов предпринимательства"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВМЕСТНОГО ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
И ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.12.2006 г.
N 12/149
О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, НАПРАВЛЕННОГО
НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ФИНАНСОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, недопущения необоснованных ограничений их деятельности, а также безусловного соблюдения требований статьи 53 Конституции Республики Узбекистан, руководствуясь статьями 17 и 47 Закона Респ"ублики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, правоохранительных, контролирующих и других органов, их должностных лиц на необходимость точного выполнения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере экономики, а также настоящего постановления.
2. Согласно статьям 110 и 114 Конституции Республики Узбекистан и статьям 21 и 48 Закона Республики Узбекистан "О судах" акты судебной власти, а также разъяснения Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда по вопросам применения законодательства обязательны для судов, других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.
3. Закон Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" и другие акты законодательства, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов, определяют полномочия контролирующих органов, основания, периодичность и сроки проведения проверок.
Указ Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года N УП-3619 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" (далее Указ N УП-3619) направлен на сокращение вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, обеспечение защиты их прав и законных интересов, недопущение необоснованных ограничений предпринимательской деятельности.
Руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы контроля, а также за проведение встречных проверок с нарушением установленного порядка.
В связи с этим, суды должны реагировать на нарушения законодательства при проведении проверок, разъяснять участникам процесса право субъекта предпринимательства на обращение в суд о взыскании с виновного лица убытков, причинённых решением государственных органов либо незаконным действием (бездействием) должностных лиц. При этом следует учитывать, что такой вред подлежит возмещению в полном объёме непосредственно контролирующим органом в первую очередь за счёт его внебюджетного фонда. Возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц, по вине которых причинены убытки, в порядке и в размерах, установленных законодательством.
4. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.
В соответствии со статьей 4 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности (субъектами предпринимательства) являются юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Судам, исходя из целей, предусмотренных в Указах Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года N УП-3619 и от 24 июня 2005 года N УП-3622 "О либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства за хозяйственные правонарушения" (далее Указ N УП-3622), необходимо обратить внимание на то, что к органам государственной власти и управления, государственным предприятиям (учреждениям, организациям), к некоммерческим организациям, к лицам, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также другим хозяйствующим субъектам, основной деятельностью которых не является предпринимательство, меры правового воздействия применяются судом только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
5. Дела о применении мер правового воздействия к субъектам предпринимательства в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности рассматриваются хозяйственными судами по общим правилам искового производства, а судами по уголовным делам по правилам административного судопроизводства.
При рассмотрении дел о применении к субъектам предпринимательства мер правового воздействия судам следует иметь в виду, что на основании принципа приоритета прав субъекта предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности толкуются в пользу субъекта предпринимательства.
6. Обратить внимание судов на то, что при наличии оснований, предусмотренных в пункте 1 Указа N УП-3622, мера административной ответственности в отношении должностного лица субъекта предпринимательства применяется контролирующим органом без представления материалов в суд. Под малозначительным правонарушением, совершенным субъектом предпринимательства, следует понимать деяние, формально содержащее признаки административного правонарушения, однако, не повлекшее для Государственного бюджета и государственных целевых фондов существенного материального вреда.
7. Производство по делам о применении мер административной ответственности к должностным лицам субъектов предпринимательства осуществляется по правилам раздела 4 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
Судам следует учитывать, что положения указанного раздела Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан в силу части 2 статьи 1 данного Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена актами законодательства, не включенными в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан.
8. В случаях, когда протокол (акт) об административном правонарушении составлен лицом, не имеющим на то полномочия, в нем не указаны время совершения, существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, или привлекаемое к ответственности лицо не ознакомлено с протоколом (актом) и материалами дела, судья возвращает протокол (акт) с материалами дела для устранения недостатков соответствующему органу.
9. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц субъектов предпринимательства суд обязан проверить соблюдение контролирующим органом правил и порядка проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.
10. При выявлении факта проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства контролирующим органом с нарушением правил и порядка проведения проверок, суд выносит постановление о прекращении дела производством в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан и применяет меры реагирования в отношении должностного лица контролирующего органа.
11. Контролирующий орган, на которого законодательством возложено осуществление контроля, по вопросу о применении мер правового воздействия обращается с заявлением в хозяйственный суд или представлением в суд по уголовным делам.
12. При рассмотрении дел о применении мер правового воздействия суд в судебном заседании устанавливает: имело ли место событие правонарушения и факт его совершения субъектом предпринимательства; есть ли основания для составления документа о проверке и полномочия контролирующего органа; предусмотрена ли законодательством ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для применения мер правового воздействия к субъекту предпринимательства. При этом суд проверяет правильность расчёта и размера финансовых санкций, а также определяет меры правового воздействия.
13. Заявление (представление) о прекращении деятельности субъекта предпринимательства подается в суд только в случаях, предусмотренных законодательством.
Под предусмотренной Указом N УП-3619 мерой правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства в виде прекращения деятельности следует понимать прекращение деятельности субъекта предпринимательства в целом.
Прекращение деятельности субъекта предпринимательства есть мера правового воздействия, применяемая в случаях осуществления деятельности без лицензии (разрешения) или деятельности, запрещенной законом, или не сформирования своего уставного фонда в размере, предусмотренном учредительными документами, в течение одного года с момента государственной регистрации, а также и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
14. Заявление (представление) о приостановлении деятельности субъекта предпринимательства может быть подано контролирующим органом лишь в случаях, когда возможность приостановления деятельности предусмотрена законодательством. Исключением являются случаи приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
Приостановление деятельности есть мера правового воздействия, применяемая в случаях нарушения субъектом предпринимательства нормативно-правовых актов.
Обратить внимание судов на то, что под приостановлением деятельности субъекта предпринимательства следует понимать приостановление деятельности субъекта предпринимательства в целом вследствие совершения им правонарушений, которые служат основанием для обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности.
При рассмотрении заявлений (представлений) о приостановлении деятельности субъектов предпринимательства и удовлетворении заявленных требований судам в резолютивной части решения следует указывать срок, на который приостанавливается деятельность, либо определить условие, до наступления которого приостанавливается деятельность (получение лицензии, свидетельства; устранение недостатков или приведение в соответствие со стандартами, нормами; исполнение предписания соответствующего контролирующего органа и др.).
Запрещение субъекту предпринимательства совершать определенные действия, применяемое хозяйственным судом в соответствии со статьей 77 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ХПК) при рассмотрении хозяйственного спора, является мерой обеспечения иска, отмена которой производится по правилам, установленным ХПК.
14.1. Под ограничением деятельности субъекта предпринимательства следует понимать прекращение (приостановление) отдельного вида (направления) деятельности, в т.ч. цеха, отдела, филиала, участка и т.д. (независимо от того, является ли оно временным или окончательным).
Ограничение деятельности субъекта предпринимательства как судом, так и контролирующим органом может быть применено только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
14.2. Отзыв товара (работы, услуги) от потребителя и изъятие товара (работы, услуги) из оборота не являются мерами правового воздействия, применяемыми судом, и осуществляются изготовителем (исполнителем, продавцом) по предписанию органов государственного управления, на которых возложен контроль за безопасностью и качеством товара (работы, услуги). В случае неисполнения изготовителем (исполнителем, продавцом) предписания, на него налагается штраф судом, а в случае признания вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа - специально уполномоченным государственным органом. Уплата штрафа не освобождает лицо от обязанности исполнения предписания.
15. Приостановление операций по счетам в банках есть мера правового воздействия, применяемая с целью обеспечения исполнения требований должностных лиц в связи с неисполнением субъектом предпринимательства обязанностей, установленных законодательством.
15.1. Право на обращение в суд о приостановлении операций по счетам в банках имеют государственные органы в предусмотренных законодательством случаях.
15.2. Операции по счетам в банках могут быть приостановлены только в расходной части. Исключением являются платежи в бюджет и выдача средств на заработную плату, пособия, а также на возмещение ущерба, причинённого здоровью и жизни в результате несчастного случая на производстве.
В случае удовлетворения заявления (представления) о приостановлении операций по счетам в банках в резолютивной части судебного акта следует указывать срок, на который приостанавливаются операции, либо определить условие, до наступления которого приостанавливаются операции (до завершения проверки финансово-хозяйственной деятельности и принятия решения по её результатам и др.), а также поручение банку о возобновлении операций по счёту при устранении причин, послуживших основанием для приостановления операций по счетам в банках.
Судебный акт о приостановлении операций по счетам в банках является обязательным для всех банков, в которых субъект предпринимательства имеет счета.
Следует иметь в виду, что наложение ареста на денежные средства субъекта предпринимательства хозяйственным судом при рассмотрении хозяйственного спора является мерой обеспечения иска, вопрос об отмене которой разрешается в соответствии с правилами, установленными ХПК.
16. Заявление (представление) о применении финансовых санкций может быть подано в суд контролирующим органом, которому законодательством предоставлено право применения финансовых санкций.
Указ N УП-3619 по существу устанавливает досудебный порядок урегулирования вопроса применения финансовых санкций. В связи с этим, до обращения в суд контролирующий орган вручает либо направляет заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, к которому подлежит применению финансовая санкция, требование о добровольной ее уплате, а также расчёт с указанием суммы требуемой санкции.
Если в срок, установленный законодательными актами со дня получения субъектом предпринимательства требования оно не будет удовлетворено, то контролирующий орган вправе обратиться в суд. Несоблюдение этого требования контролирующим органом является основанием для возврата судом заявления.
16.1. В заявлении (представлении) о применении финансовых санкций должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны требования, доказательства, подтверждающие основания этих требований, требования заявителя со ссылкой на законодательство, виды финансовых санкций, которые заявитель просит применить. К заявлению (представлению) должны быть также приложены обоснованный расчёт суммы санкций и документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с субъектом предпринимательства.
Суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей не являются финансовой санкцией и взыскиваются налоговым органом в установленном порядке без обращения в суд на основании принятого им решения.
В случае, если контролирующим органом в заявлении (представлении) наряду с требованием о применении финансовой санкции указаны также и требования о взыскании суммы доначисленных налогов и обязательных платежей, то производство по делу в этой части подлежит прекращению в связи с неподведомственностью суду данного требования.
16.2. В соответствии с пунктом 2 Указа N УП-3622 субъект предпринимательства имеет право добровольного возмещения в течение одного месяца ущерба, причинённого правонарушением за неуплату налогов и других обязательных платежей, и устранения его последствий, включая уплату пени. В этом случае субъект предпринимательства освобождается от применения к нему финансовых санкций.
В связи с этим, судам следует назначать день рассмотрения дела не ранее, чем через месяц после поступления заявления (представления) в суд.
Под ущербом, причинённым правонарушением за неуплату налогов и других обязательных платежей следует понимать сумму, которая поступила бы в бюджет и внебюджетные фонды в случае, если субъектом предпринимательства не было бы совершено правонарушение. В связи с этим, судам следует иметь в виду, что к правонарушениям, вследствие совершения которых бюджету и внебюджетному фонду ущерб не причиняется (невыдача кассовых чеков, талонов, квитанций, когда их выдача является обязательной; нарушение законодательства о рекламе и защите прав потребителей и др.), норма, предусмотренная пунктом 2 Указа N УП 3622, не применяется.
16.3. При удовлетворении заявления (представления) о применении финансовых санкций судам в резолютивной части решения следует указывать размер и вид применяемой финансовой санкции. Взыскание суммы применённых финансовых санкций возлагается на заявителя.
Исполнительный лист по таким делам не выдаётся.
17. Разъяснить судам, что в соответствии с Указом N УП-3619 проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (ревизии) осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Проведение контролирующими органами проверки деятельности субъекта предпринимательства с нарушением правил и порядка её проведения является основанием для отказа в удовлетворении заявления (представления) о применении финансовых санкций.
В частности:
- проведение проверки при отсутствии оснований, предусмотренных в статьях 9 и 12 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле за деятельностью хозяйствующих субъектов";
- проведение проверки лицами, не имеющими полномочий и оснований для его проведения;
- не представление субъекту предпринимательства выписки из координационного плана осуществления проверок, плана и приказа проведения проверки, утверждённого руководителем контролирующего органа, постановления следственного органа, если проверка проводится в рамках уголовного дела, а также акта, составленного по результатам проверки;
- проведение проверки, выходящей за рамки компетенции, срока и предмета проверки, являются нарушением норм законов.
17.1. Проверку деятельности субъектов предпринимательства вправе осуществлять аттестованные в установленном законодательством порядке, имеющие специальное удостоверение должностные лица контролирующих органов и только при наличии оснований, предусмотренных законодательством. Также следует учитывать, что контролирующий орган имеет право в установленном порядке привлекать к проверке на договорной основе экспертов и аудиторскую организацию.
17.2. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" и статьей 41 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" для осуществления должностными лицами контролирующих органов проверки деятельности субъектов предпринимательства необходимы следующие документы:
- выписка из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении внеплановой либо встречной проверки, принятого этим органом;
- копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения;
- специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц.
Нижеследующие документы являются основанием для проведения проверки:
- выписка из плана-графика осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;
- приказ контролирующего органа, изданный на основании плана-графика либо решения специального уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, в том числе ревизии, с указанием целей и сроков проведения проверки, состава проверяющих должностных лиц;
- постановление о возбуждении уголовного дела, если проверка проводится в рамках уголовного дела.
17.3. При рассмотрении дел, связанных с применением мер правового воздействия по результатам проверок, судам необходимо тщательно изучать все обстоятельства дела, обращая внимание на законность, обоснованность и гласность проверок, осуществленных контролирующими органами, соблюдение проверяющими периодичности и сроков проверки, прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Судам необходимо давать правовую оценку действиям должностных лиц контролирующих органов с точки зрения соблюдения ими требований законодательных актов при осуществлении своих полномочий и представления ими необходимых документов, предусмотренных статьями 6, 9, 12 и 17 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов", дающих право на осуществление проверок, внесение ими записи в книгу регистрации проверок, обеспечение сохранности государственных секретов, коммерческой и другой тайны, оформление акта проверки и вручение его субъекту предпринимательства, невмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.
18. По делам о применении к субъектам предпринимательства мер правового воздействия не допускается заключение мирового соглашения между контролирующим органом и субъектом предпринимательства.
19. Вопрос об обращении в доход государства предметов правонарушения разрешается судом, рассматривающим дело об этом правонарушении.
Обращение в доход государства предметов правонарушения возможно только в случаях, предусмотренных законодательством.
20. Лицензирующий орган с заявлением (представлением) о приостановлении или прекращении действия и аннулировании лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности обращается только в случаях, предусмотренных законодательством. При рассмотрении таких заявлений (представлений) судам следует руководствоваться статьями 22-24 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которых приведён перечень оснований для приостановления или прекращения действия и аннулирования лицензий. Указанный перечень является исчерпывающим.
Предусмотренная Указом N УП-3619 мера правового воздействия в виде приостановления действия лицензий (разрешений) на срок более десяти рабочих дней есть мера административной ответственности организационного характера, применяемая в случаях выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении, невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
Аннулирование лицензий (разрешений) есть мера правового воздействия, применяемая в случаях установления факта получения лицензии (разрешения) с использованием подложных документов.
21. В случае, если при обращении в суд с заявлением (представлением) о применении мер правового воздействия возникла необходимость принятия срочных мер по предупреждению необоснованного списания средств со счёта, суд на основании заявления (представления) лица, участвующего в деле (в данном случае заявителя - контролирующего органа), может принять меры по обеспечению иска, предусмотренные законодательством. При этом судам следует иметь в виду, что в случае отказа в удовлетворении заявления (представления) одновременно с принятием решения необходимо вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.
22. Судам необходимо иметь в виду, что при обращении в суд с заявлениями (представлениями) о применении к субъектам предпринимательства вышеуказанных мер правового воздействия заявители (контролирующие органы) в предусмотренных законодательством случаях освобождаются от уплаты государственной пошлины. По результатам рассмотрения дел, в случае удовлетворения заявленных требований государственная пошлина взыскивается с субъекта предпринимательства в размере 10-кратной минимальной заработной платы, за исключением дел о прекращении деятельности.
Заявители - контролирующие органы уплачивают иные судебные расходы, в т.ч. и почтовые, в установленном законом порядке, независимо от того освобождены они от уплаты государственной пошлины или нет.
По делам об административной ответственности в отношении должностных лиц и граждан государственная пошлина не взыскивается.
23. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан и статьями 1 и 3 Закона Республики Узбекистан "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" субъектами предпринимательской деятельности могут быть обжалованы в суд любые действия (бездействия), акты государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.
Обжалование решения (постановления) о применении мер правового воздействия осуществляется в порядке, установленном законодательством.
24. Обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел данной категории необходимо повысить требовательность к контролирующим органам за неукоснительное соблюдение ими правил и порядка проведения проверок, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения к административной ответственности, незаконного изъятия принадлежащего субьектам предпринимательства имущества. По каждому факту нарушения законности необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать меры к их устранению путём вынесения частных определений.
Председатель Верховного суда Республики Узбекистан
Б. Мустафаевт |
И.о председателя Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан
Н. Ахмонов |
|
|
||
И.о. секретаря Пленума Верховного суда, судья М. Хасанов |
Секретарь Пленума Высшего хозяйственного суда, судья Ш. Саидов |
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2007 г., N 2