Порядок проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Зарегистрирован МЮ 05.06.1998 г. N 442, утвержден Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при ГКИ 20.03.1998 г.)
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.06.1998 г.
N 442
УТВЕРЖДЕН
КОМИТЕТОМ
ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРИ ГОСКОМИМУЩЕСТВЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.03.1998 г.
СОГЛАСОВАН
МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.03.1998 г.
проведения мониторинга и анализа
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. N УП-1658 "О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. N 465 "О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан", законодательством Республики Узбекистан по бухгалтерскому учету и определяет процедуру проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий и его территориальными подразделениями (далее - Комитет).
1.2. В целях правильного и единообразного применения настоящего Порядка используются следующие понятия:
мониторинг - система сбора и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
санация - проведение комплекса мероприятий по оздоровлению финансово-хозяйственного состояния предприятий;
экономическая несостоятельность - неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества;
банкротство - признание в установленном порядке экономической несостоятельности предприятия, объявленного хозяйственным судом банкротом;
добровольная ликвидация - это внесудебная процедура, осуществляемая в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О банкротстве" по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с экономической несостоятельностью предприятия;
анализ финансово-хозяйственной деятельности - комплексное исследование предприятия с целью определения его финансовой устойчивости и платежеспособности на основе финансовых показателей.
1.3. Целью мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия (далее мониторинг) является выявление и предотвращение причин, которые могут привести предприятие к экономической несостоятельности, и подготовка предложений по предотвращению банкротства для внесения в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации.
1.4. Основными задачами проведения мониторинга финансово-хозяйственного состояния предприятия являются предотвращение банкротства и обеспечение платежеспособности путем:
а) анализа финансово-хозяйственного состояния;
б) разработки предложений по проведению санации, реструктурированию предприятий, имеющих признаки несостоятельности или ликвидации экономически несостоятельных (банкротов) предприятий;
в) создания базы данных по предприятиям республики.
В зависимости от экономического положения предприятия разделяются по следующим группам:
- состоятельные;
- группа "риска";
- группа "кризисных";
- неплатежеспособные;
- группа "потенциальных банкротов" (экономически несостоятельные).
II. ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности проводится в следующем порядке:
а) по отраслевому признаку - для выявления влияния экономических факторов на состояние предприятий отрасли;
б) по региональному (территориальному) признаку - для выявления факторов регионального характера, влияющих на состояние предприятий независимо от их форм собственности.
2.2. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния конкретного предприятия осуществляется для определения его платежеспособности или экономического состояния в целом. Результаты, полученные на основе системы наблюдения за состоянием предприятий, обобщаются Комитетом в разрезе регионов и отраслей.
2.3. В результате мониторинга Комитетом разрабатываются конкретные предложения и мероприятия по реструктурированию предприятия.
2.4. Основными методами проведения мониторинга являются:
а) "Экспресс - диагностика" - выявление потенциальной платежеспособности предприятий путем анализа показателей системы критериев и применение данного метода в проведении мониторинга и анализа предприятий на уровне макроэкономики, при прогнозировании и определении динамики экономически несостоятельных и состоятельных предприятий в разрезе отраслей и регионов в целом;
б) Глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия на микроэкономическом уровне с целью отслеживания процессов восстановления или утраты его платежеспособности, выхода из экономической несостоятельности или нарастания факторов предбанкротного состояния.
III. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
И АНАЛИЗА
3.1. Проведение мониторинга и анализа включает в себя следующие этапы:
а) сбор и обработка информации о финансово-хозяйственном состоянии предприятий;
б) анализ финансово-хозяйственного состояния предприятий на базе накопленной информации;
в) заключение по результатам анализа;
г) рекомендации.
3.2. Исходные данные (сведения о долгах и финансовом состоянии предприятия) для проведения мониторинга и анализа предоставляются Министерством макроэкономики и статистики. Государственным налоговым комитетом, коммерческими банками, а также министерствами и ведомствами в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан N УП-1658 от 11.12.1996 года.
3.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводится по системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия согласно Системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия.
3.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий включает изучение:
- финансового состояния;
- финансовой устойчивости;
- платежеспособности;
- ликвидности баланса;
- финансовых коэффициентов;
- финансовых результатов.
3.5. Источниками информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются:
бухгалтерский баланс, форма N 1;
отчет о финансовых результатах, форма N 2;
отчет о движении основных средств, форма N 3;
отчет о денежных потоках, форма N 4;
отчет о собственном капитале, форма N 5;
справка о дебиторской и кредиторской задолженностях, форма N 2а;
данные бухгалтерского учета в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете";
данные статистического учета в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственной статистике".
3.6. Изучаются сведения о предприятии-должнике, исследуется состояние основных фондов и имущества, использование мощностей, динамика дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе и просроченной. Выявляются сильные и слабые стороны анализируемого предприятия, соотношение стоимости имущества и обязательств, возможность восстановления платежеспособности.
3.7. По предприятиям, в имуществе которых имеется государственная доля, Комитетом вносится предложение в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации для объявления предприятия банкротом или о предоставлении ему санации.
IV. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И АНАЛИЗА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятий, имеющих госдолю, осуществляется постоянно, анализ проводится в следующих случаях:
а) по заявлению кредитора;
б) по заявлению собственника;
в) перед добровольной ликвидацией предприятия-должника;
г) при наличии внешних признаков несостоятельности;
д) в период санации при оказании государственной финансовой поддержки.
4.2. Проведение анализа осуществляется после поступления официального заявления кредитора в Комитет. К заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 7 Закона Республики Узбекистан "О банкротстве".
4.2.1.Комитет в течение 3 дней со дня получения заявления кредитора направляет извещение предприятию-должнику о представлении бухгалтерских документов для проведения анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия (Приложение N 1).
4.2.2. После получения комплекта необходимых документов Комитетом проводится анализ, по результатам которого применяются процедуры, установленные действующим законодательством.
4.2.3. На должника заводится отдельное дело, сведения о предприятии и его финансово-экономические показатели заносятся в базу данных Комитета. Далее устанавливается мониторинг за его работой.
4.3. Мониторинг и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности по заявлению собственника проводится в том же порядке, как и по заявлению кредитора.
4.4. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об объявлении им о своем банкротстве принимается руководителем предприятия совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность.
4.4.1. Указанное решение утверждается собственником имущества предприятия-должника и Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий.
4.4.2. Предприятие-должник в течение 3 дней после принятого решения о добровольном объявлении себя банкротом представляет все результаты анализа, согласованного с кредиторами, в Комитет для получения подтверждения принятого решения.
4.4.3. Для утверждения решения предприятия-должника и кредитора о добровольной ликвидации Комитет проводит мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника.
4.4.4. Если результат мониторинга и анализа, проведенных предприятием-должником и кредиторами, сходится с результатом мониторинга и анализа, проведенных Комитетом, решение о добровольной ликвидации утверждается, в противном случае в установленном порядке возбуждается производство по делу о несостоятельности предприятия. Если результат мониторинга и анализа предприятия выявил его экономическую состоятельность, данные действия предприятия-должника могут оцениваться как неправомерные, т.е. заведомо ложное (фиктивное) объявление о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них скидок или рассрочки причитающихся им платежей.
4.5. Периодический мониторинг и анализ по внешним признакам несостоятельности проводится с целью определения состояния предприятий в регионах и отраслях в целом. На основе базы данных экономически несостоятельных предприятий по отраслям и по регионам изучаются закономерности, тенденции, структурные изменения по экономически несостоятельным предприятиям.
4.5.1. При этом анализируются финансовые и экономические показатели, изменения в объемах просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, тенденции увеличения или уменьшения количества несостоятельных и убыточных предприятий.
4.5.2. Комитет проводит периодический мониторинг и анализ с целью решения вышеизложенных задач и разрабатывает меры и рекомендации по реструктуризации, перепрофилированию и восстановлению платежеспособности предприятий, по отраслям и регионам в целом.
4.6. Мониторинг за проведением санации предприятий проводится по предприятиям, получившим государственную финансовую поддержку в соответствии с "Положением о санации экономически несостоятельных предприятий" по постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан N 465 от 28 декабря 1996 г. и протокольным поручением заседания Кабинета Министров N 2 от 29 апреля 1998г. (п.7).
4.6.1. Комитет осуществляет контроль за ходом санации хозяйствующих субъектов-должников и использованием средств на проведение санации. В течение всего установленного срока санации Комитетом ведется мониторинг финансовой деятельности предприятия и определяется поэтапная эффективность.
4.6.2. Комитет при необходимости оказывает санируемому предприятию практическую помощь в решении вопросов по успешному выполнению мероприятий санации. При этом глубоко изучаются причины, препятствующие ходу санации, и принимается решение о продолжении санации или о бесперспективности дальнейшей санации. Предложения о прекращении процесса санации вносятся Комитетом в государственный орган, вынесший решение о предоставлении санации.
V. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
5.1. Порядок проведения и оформления результатов мониторинга и анализа осуществляется в следующей последовательности.
5.2. Все сведения, поступившие в Комитет от Минмакроэкономстата, ГНК, коммерческих банков, хозяйственного суда, министерств, ведомств и предприятий, вносятся в книгу регистрации, которая ведется в управлении (отделе) мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
5.3. При первичной обработке материалов определяется перечень предприятий, по которым необходимо вести мониторинг, после чего направляется извещение руководителям этих предприятий, а также руководителям предприятий-должников о проведении мониторинга по заявлению кредитора (собственника) (см. Приложение N 1).
5.4. Результаты изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий оформляются протоколом с участием представителей Комитета, кредиторов (собственников) и предприятия-должника. К протоколу прилагается заключение Комитета о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия для принятия решения Правительственной комиссией о передаче дел в хозяйственный суд для объявления банкротом или предоставлении санации.
5.5. Если в результате мониторинга и анализа выявлено, что ранее экономически несостоятельное предприятие стало экономически состоятельным, то об этом сообщается предприятию и другим заинтересованным сторонам (кредиторам, собственникам), и в их адрес направляется уведомление об изменении финансовых показателей (Приложение N 2), однако сведения о предприятии остаются в базе данных Комитета для проведения периодического мониторинга по нему.
5.6. Если в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий выявлено, что предприятие находится в кризисном состоянии и на грани банкротства, Комитетом направляется в адрес предприятия уведомление с конкретными рекомендациями, направленными на предотвращение банкротства (Приложение N 3).
VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. Предприятие в лице руководителя несет в установленном порядке ответственность за надлежащее, полное и своевременное выполнение своих обязательств по проведению процедуры анализа и мониторинга финансово-хозяйственного состояния.
VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ
7.1. Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий в своей деятельности несет ответственность в установленном законодательством порядке.
ИЗВЕЩЕНИЕ N____
о неплатежеспособности предприятия
__________________________
(руководителю предприятия)
от "___" _________199__г.
Комитет (тер. управление) по делам об экономической несостоятельности извещает Вас о том, что согласно представленным данным Вашего кредитора (банк, предприятие, организация) Ваше предприятие имеет признаки неплатежеспособности.
В связи с этим необходимо провести анализ финансово-хозяйственного состояния Вашего предприятия Комитетом (тер. управлением).
Обязываю Вас для проведения анализа представить в Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий (тер. управление) в трехдневный срок пакет нижеследующих документов:
1.__________________________________________________________
2.__________________________________________________________
3.__________________________________________________________
4.__________________________________________________________
(наименование документов)
Документы должны быть представлены по адресу:_____________
___________________________________________________________
(почтовые реквизиты Комитета (тер. управления))
Председатель (зам. председателя) Комитета
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Начальник (зам. начальника) управления
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
УВЕДОМЛЕНИЕ N ___
о признании экономически состоятельным
ранее экономически несостоятельного предприятия
__________________________
(руководителю предприятия)
от "___" _________199__г.
Комитет по делам об экономической несостоятельности при Госкомимуществе Республики Узбекистан уведомляет Вас, что Ваше предприятие
___________________________________________________________________
(полное наименование предприятия)
___________________________________________________________________
(почтовые реквизиты, юридический адрес предприятия)
на основании Закона Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. "О банкротстве", Указа Президента Республики Узбекистан N УП-1658 от 11 декабря 1996 г. "О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий", N УП-1816 от 9 июля 1997 г. "О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. "О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан" предприятие ______________________ признано экономически состоятельным.
Председатель (зам. председателя) Комитета
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Начальник тер. управления (зам. начальника тер. управления)
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководителю ___________________________________________
(наименование хозяйствующего субъекта, органа управления)
УВЕДОМЛЕНИЕ
о необходимости принятия мер по выводу
из экономической несостоятельности
предприятия ______________________
N ____ от ___________199 ____г.
(на основании Закона Республики Узбекистан N 1054 от 5 мая 1994 г. "О банкротстве", Указа Президента N 1658 от 11 декабря 1996 г. "О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий", N УП-1816 от 9 июля 1997 г. "О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств", постановления Кабинета Министров N 465 от 28 декабря 1996 г. "О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий" и протокольного решения заседания Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий от 23 октября 1997 г.)
___________________________________________________________________
(Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий или его территориальное подразделение)
в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий установил: что
___________________________________________________________________
(наименование хозяйствующего субъекта подразделения)
находится в предбанкротном состоянии, т.е.
___________________________________________________________________
(необходимо отразить причины и показатели предбанкротного состояния).
В связи с вышеизложенным предупреждаю Вас, что согласно ст. 3 Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" за неправомерные действия, повлекшие банкротство, должностные лица или собственники субъекта хозяйствования могут быть привлечены к ответственности. Предлагаю в срочном порядке принять меры по предотвращению угрозы банкротства и улучшению финансово-экономического положения. О принятых мерах сообщить до "___"__________199____г.
Председатель (зам. председателя) Комитета
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Начальник (зам. начальника) тер. подразделения
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)