Положение о Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.03.1994 г. N 140)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Постановлению КМ РУз
от 16.03.1994 г. N 140
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве иностранных дел
Республики Узбекистан
1. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан (в дальнейшем - Министерство) - орган государственного управления, входящий в систему Кабинета Министров Республики Узбекистан и осуществляющий, исходя из принципов, определенных Конституцией Республики Узбекистан, а также международно-правовыми нормами, реализацию внешней политики Республики Узбекистан.
Министерство осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством Президента Республики Узбекистан.
2. Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией и законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, а также настоящим Положением. Министерство строит свою деятельность, исходя из норм международного права, в соответствии с договорами и соглашениями Республики Узбекистан с иностранными государствами и международными организациями.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
3. Основными задачами Министерства являются претворение в жизнь принципа государственного суверенитета Республики Узбекистан, практическая реализация внешнеполитического курса Президента Республики Узбекистан, защита государственных интересов Узбекистана и прав его граждан в отношениях с зарубежными странами, а также в международных и региональных организациях.
4. В соответствии с возложенными задачами Министерство:
разрабатывает предложения по вопросам стратегии внешней политики Республики Узбекистан, защиты и продвижения ее внешнеполитических интересов, а также по общим проблемам международной деятельности государства;
обеспечивает Президента Республики Узбекистан необходимой информацией по вопросам международной политики;
в пределах своих полномочий координирует, работу министерств, ведомств, учреждений по развитию международных связей;
обеспечивает совместно с республиканскими органами защиту национально-государственных интересов Республики Узбекистан, а также прав ее граждан, находящихся за рубежом;
содействует развитию внешних экономических связей, установлению и расширению контактов с международными финансовыми, экономическими и иными организациями;
проводит в установленном порядке и в пределах своих полномочий переговоры и заключает договоры и соглашения с соответствующими государственными органами и внешнеполитическими учреждениями других стран, а также с международными организациями;
участвует в разработке и обеспечивает заключение межгосударственных договоров и соглашений Республики Узбекистан и является депозитарием оригиналов текстов этих договоров и соглашений;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан в установленном порядке предложения о заключении, исполнении и денонсации международных договоров Республики Узбекистан;
представляет в установленном порядке на ратификацию в Олий Мажлис соответствующие государственные договоры и соглашения;
заключает договоры и соглашения о координации работы с соответствующими внешнеполитическими органами других государств, а также международными организациями;
направляет в установленном порядке вступившие в силу межгосударственные договоры и соглашения Республики Узбекистан в Секретариат Организации Объединенных Наций для регистрации или для хранения в делах, занесения в перечень или опубликования;
принимает меры по обеспечению контроля за выполнением обязательств сторон по государственным договорам Республики Узбекистан;
ведет протокольную подготовку и принимает меры по организационному обеспечению визитов Президента Республики Узбекистан, Председателя Олий Мажлиса, Премьер-министра и министра иностранных дел Республики Узбекистан в иностранные государства с соответствии с Положением о государственном дипломатическом протоколе Республики Узбекистан;
формирует и направляет официальные делегации Республики Узбекистан для участия в работе международных конференций, заседаний в международных и региональных организациях;
обеспечивает системный мониторинг за надлежащей реализацией договоренностей, достигнутых по итогам служебных командировок должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, а также визитов представителей иностранных государств, международных организаций, негосударственных структур и деловых кругов в Республику Узбекистан в целях развития международных отношений в сферах политического взаимодействия, торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического, культурно-гуманитарного и других направлений сотрудничества;
организует и участвует в приеме официальных государственных делегаций зарубежных государств и проводит политическую, дипломатическую, протокольную и представительскую работу;
способствует развитию международных контактов министерств и ведомств, общественных объединений и граждан Республики Узбекистан в области экономики, культуры, научно-технического обмена и торговли;
содействует распространению за рубежом объективной информации о внешней и внутренней политике Республики Узбекистан;
совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (УзА), Узбекским агентством по печати и информации координирует распространение информации об общественно-политической и экономической жизни Узбекистана на сети Интернет.
оказывает содействие министерствам, ведомствам и организациям Республики Узбекистан в области дипломатического протокола, в осуществлении ими контактов с посольствами и другими зарубежными представительствами;
осуществляет как на территории республики, так и за рубежом, дипломатические и консульские сношения с иностранными государствами, международными, межправительственными и региональными организациями;
формирует в установленном порядке состав, организует работу и осуществляет контроль за деятельностью дипломатических и консульских представительств республики за рубежом, а также представительств при международных организациях;
поддерживает в соответствии с нормами международного права и законодательством Узбекистана отношения с постоянными дипломатическими представительствами других государств на территории республики, аккредитует сотрудников дипломатических представительств;
аккредитует иностранных корреспондентов, принимает меры для информирования общественности о внешней политике Республики Узбекистан, проводит брифинги, пресс-конференции и встречи с журналистами других государств;
аккредитует торговые представительства иностранных государств, представительства и миссии международных политических, экономических и финансовых организаций и объединений;
создает условия для соблюдения на территории Республики Узбекистан дипломатического и консульского иммунитета иностранных представительств и международных организаций, оказывает им содействие в выполнении их функций в соответствии с нормами международного права;
вносит предложения в Кабинет Министров о порядке формирования и деятельности торговых представительств Узбекистана за рубежом, формирует их кадровый состав и осуществляет общее руководство ими;
разрабатывает и вносит в соответствующие органы в установленном порядке предложения по вопросам организации (дислокации, структуры, штатов) учреждений Министерства, осуществляет подготовку, подбор и представление, кадров на дипломатические и консульские должности;
осуществляет официальный перевод текстов и регистрацию межгосударственных договоров;
содействует развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;
оформляет паспортно-визовую документацию;
ведет в установленном порядке и во взаимодействии с Министерством юстиции Республики Узбекистан дела по истребованию и легализации документов для местных и иностранных юридических лиц и граждан, решает другие консульские вопросы, связанные с актами гражданского состояния и нотариата;
проставляет апостиль на официальных документах, за исключением документов, исходящих из судов, органов и учреждений юстиции, органов прокуратуры, следствия, дознания и органы, осуществляющие доследственную проверку, организаций сферы образования и науки;
участвует в установленном порядке в рассмотрении ходатайств по вопросам приема в гражданство Республики Узбекистан лиц, въезжающих в Республику Узбекистан;
разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан проекты законодательных актов по вопросам, касающимся внешнеполитической деятельности, подготавливает предложения по внесению изменений и дополнений в республиканское законодательство;
составляет планы и организует издание литературы по вопросам внешнеполитической деятельности и международных отношений, учебных пособий для высших и средних учебных заведений республики, а также научно-популярной литературы по этим вопросам;
разрабатывает предложения о материальном и социальном обеспечении работников системы Министерства, организует материально- техническое снабжение, капитальное строительство и ремонт зданий, учреждений Министерства и вносит соответствующие предложения в Кабинет Министров;
осуществляет в установленном порядке финансирование подведомственных органов, организует и контролирует в учреждениях системы Министерства бухгалтерский учет и отчетность;
в соответствии с законодательством выдает заключения и осуществляет контроль при транзите вооружения, военной техники, военного имущества, взрывчатых веществ и изделий, а также воинских контингентов.
Для выполнения возложенных на него задач Министерство имеет право:
вести в пределах своих полномочий переговоры с соответствующими государственными органами, внешнеполитическими учреждениями и дипломатическими представительствами других стран и осуществлять с ними официальную переписку от имени государства;
направлять запросы и получать данные, предложения, заключения и другие необходимые материалы по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности от министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий Республики Узбекистан;
образовывать координационные, научно-методологические и иные советы, межведомственные экспертные комиссии, а также созывать специальные совещания по проблемам внешнеполитической деятельности;
создавать при необходимости временные рабочие группы из числа ученых, специалистов для подготовки предложений, заключений и аналитических материалов в области международных отношений;
производить в установленном порядке на основе взаимности обмен необходимой информацией с зарубежными странами, получая для этого от соответствующих министерств, ведомств и организаций требуемые материалы;
в необходимых случаях издавать приказы и инструкции совместно с другими министерствами, ведомствами;
привлекать для консультаций, изучения и решения международных проблем ученых, специалистов и экспертов как республики, так и зарубежных на договорной (контрактной) основе;
использовать в установленном законом порядке внебюджетные средства, в том числе валютные, получаемые Министерством и его подразделениями в республике и за ее пределами, для финансирования своей материально-технической базы и для социальных целей;
производить за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Узбекистан, выплату надбавок к должностным окладам за специальные звания, выслугу лет и знание иностранных языков;
оплачивать в местной валюте (по установленному прейскуранту для граждан Республики Узбекистан) проживание и транспортные расходы на территории Республики Узбекистан иностранных делегаций, прибывающих в Узбекистан по официальному приглашению Министерства;
осуществлять по согласованию с аппаратом Президента Республики Узбекистан руководство распределением и рациональным использованием выпускников Университета мировой экономики и дипломатии;
на ведомственное отраслевое хранение и использование документов Министерства.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА
5. В систему Министерства входят: центральный аппарат, посольства, миссии, генеральные консульства и консульства, представительства при международных организациях, служба дипломатического сервиса, хозрасчетные структуры.
6. Министерство возглавляет министр, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
руководит всей деятельностью Министерства и подведомственных ему учреждений и организаций;
по поручению Президента Республики Узбекистан ведет переговоры в иностранных государствах от имени государства и подписывает договоры от имени Республики Узбекистан;
принимает решения по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
осуществляет прием иностранных официальных лиц;
два раза в год представляет в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию о своей деятельности;
издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения каждым подразделением и сотрудником Министерства;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций, устанавливает степень ответственности заместителей министра, послов по особым поручениям, руководителей структурных подразделений центрального аппарата за управление отдельными направлениями деятельности Министерства;
в пределах установленной численности работников и фонда заработной платы утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства, производит необходимые структурные реорганизации;
утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке положения (уставы) подведомственных учреждений и хозрасчетных организаций;
решает вопросы направления сотрудников Министерства, а также руководящих работников подведомственных учреждений и хозрасчетных организаций в служебные загранкомандировки и на работу в учреждения Министерства;
утверждает смету расходов центрального аппарата Министерства, а также подведомственных учреждений;
устанавливает персональные надбавки к должностным окладам сотрудников аппарата Министерства в пределах фонда заработной платы.
8. Министр имеет шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан. Распределение обязанностей между ними производится министром.
Заместители министра обеспечивают надлежащее функционирование подведомственных подразделений Министерства, принимают меры к тому, чтобы территориальные отделы в полном объеме решали комплекс запросов по курируемым странам, регионам и проблемам.
9. Послы по особым поручениям назначаются Указом Президента Республики Узбекистан по представлению министра и выполняют специальные поручения Президента Республики Узбекистан и министра иностранных дел.
10. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства, координирующих основные направления его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Министерства, определенных в настоящем Положении, по дальнейшему претворению в жизнь принципа государственного суверенитета Республики Узбекистан, практической реализации внешнеполитического курса Президента Республики Узбекистан, защите государственных интересов Узбекистана и прав его граждан и юридических лиц в отношениях с зарубежными странами, а также в международных и региональных организациях;
подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Министерства иностранных дел Республики Узбекистан;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Министерства за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.
11. Дипломатические представительства работают под руководством Министерства и выполняют следующие функции:
представляют Республику Узбекистан в государстве пребывания;
защищают в государстве пребывания интересы Республики Узбекистан и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом и двусторонними договорами и соглашениями с этим государством, а также многосторонними договорами, участниками которых являются оба государства;
ведут переговоры с правительством и другими учреждениями государства пребывания;
поддерживают постоянную связь с внешнеполитическим ведомством страны пребывания, а также с иностранными представительствами, аккредитованными в этом государстве;
выясняют всеми законными средствами события в государстве пребывания и сообщают о них руководству республики через Министерство;
поощряют дружественные отношения и контакты между Республикой Узбекистан и государством пребывания и способствуют развитию их взаимоотношений в политической, экономической и культурной областях;
решают другие задачи, отнесенные к их компетенции.
12. Порядок учреждения консульского представительства, круг задач, стоящих перед ним, его функции и порядок работы определяются Консульским уставом Республики Узбекистан.
13. Представительства при международных организациях представляют Республику Узбекистан и защищают ее интересы, права и интересы юридических лиц и граждан республики.
Глава миссии или представительства назначается Президентом Республики Узбекистан по представлению Министерства, согласованному с соответствующими министерствами и ведомствами.
14. Число зарубежных представительств и численность их сотрудников определяются в соответствии с установленными дипломатическими отношениями и достигнутыми по этим вопросам соглашениями.
15. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке республики.
16. Министерство может открывать счета в национальной и другой валюте в банках Республики Узбекистан и за рубежом для обеспечения своей хозяйственной деятельности.
17. Дипломатические и консульские представительства в зарубежных государствах, а также представительства при международных организациях являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, вправе открывать собственные счета в любой валюте в банках страны пребывания и в других международных банках.
18. Прием на работу в систему Министерства осуществляется на контрактной основе.
19. Численность работников центрального аппарата Министерства и его учреждений, а также размер бюджетных ассигнований на их содержание утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.