Типовое положение о постоянно действующей Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, государственного комитета, ведомства, объединения юридических лиц (Зарегистрировано МЮ 21.02.2000 г. N 898, утверждено Узглавархивом 11.02.2000 г. приказом N 4)
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.02.2000 г.
N 898
УТВЕРЖДЕНО
ГЛАВНЫМ АРХИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ПРИ КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11.02. 2000 г.
Приказ N 4
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о постоянно действующей Центральной экспертной
комиссии (ЦЭК) министерства, государственного
комитета, ведомства, объединения
юридических лиц*
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На основании Закона Республики Узбекистан "Об архивном деле" в министерстве, государственном комитете, ведомстве, объединении юридических лиц** для проведения методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на архивное хранение документов, включая управленческую (делопроизводственную), научно-техническую, кино-фотофоно- и другую специальную документацию, а также для осуществления руководства и координации деятельности экспертных комиссий (ЭК) структурных подразделений организации и подведомственных ему предприятий и организаций создается постоянно действующая Центральная экспертная комиссия.
1.2. Центральная экспертная комиссия является совещательным органом. Ее решения вступают в силу после утверждения их руководством организации, а в необходимых случаях - соответствующего архивного учреждения.
1.3. Центральная экспертная комиссия назначается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных специалистов основных структурных подразделений под председательством одного из руководящих работников. В состав комиссии в обязательном порядке включаются заведующий архивом организации и представитель соответствующего архивного учреждения. В состав ЦЭК могут быть включены представители подведомственных предприятий и организаций.
1.4 ЦЭК в своей деятельности руководствуется Законом Республики Узбекистан "Об архивном деле" и другими актами законодательства.
1.5. В соответствии с настоящим типовым положением организация разрабатывает свое положение о ЦЭК, утверждаемое руководством организации по согласованию с соответствующим архивным органом.
2. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
Центральная экспертная комиссия осуществляет следующие функции:
2.1. Разрабатывает предложения и рекомендации по вопросам оптиматизации состава документов Национального архивного фонда Республики Узбекистан, образующихся в деятельности организации и подведомственных ему предприятий и организаций.
2.2. Рассматривает и представляет на утверждение соответствующего государственного архива списки предприятий, учреждений и организаций непосредственного подчинения, являющихся и не являющихся источниками комплектования госархивов, проекты инструкций по делопроизводству, классификаторов, перечней документов, подлежащих передаче в государственные архивы, положений об ЭК структурных подразделений организации и подведомственных ему предприятий и организаций, а также проекты других нормативно-методических пособий по вопросам организации документов в делопроизводстве, экспертизы их ценности и подготовки документов для архивного хранения.
2.3. Рассматривает и выносит рекомендации по методическим и практическим вопросам экспертизы ценности документов, по введению делопроизводства (классификации документов, составление номенклатур дел и внедрение их в практику работы организаций, предприятий и организаций непосредственного подчинения, формирование документов в делопроизводстве и подготовка их для архивного хранения) и представляет эти рекомендации на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) или экспертно-проверочной методической комиссии (ЭПМК) соответствующего архивного учреждения.
2.4. Определяет совместно с архивом и службой делопроизводства организации порядок проведения работы по отбору документов на хранение и уничтожение в структурных подразделениях организации и в подчиненных ему предприятиях и организациях.
2.5. Рассматривает и выносит решения об одобрении и представлении на утверждение в установленном порядке:
- графиков по подготовке и передаче документов на государственное хранение;
- сводных номенклатур дел учреждения;
- инструкций по делопроизводству;
- сводных описей дел (годовых разделов) постоянного и описей дел долговременного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дел по личному составу;
- отраслевых перечней документов со сроками хранения;
- перечней проектов, проблем (тем) научно-технической документации постоянного хранения;
- актов о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения самой организации и в подведомственных ей предприятиях и организациях непосредственного подчинения;
- актов о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны самой организацией и подведомственных ему предприятий и организаций;
- актов о неисправимом повреждении дел самой организации и подведомственных ему предприятий и организаций;
- описи особо ценных дел и страхового фонда.
2.6. По согласованию с соответствующим архивным учреждением может выносить решения о предоставлении права ЭК структурных подразделений организации и подчиненных ей предприятий и организаций самостоятельно уничтожать документы с истекшими сроками хранения по актам установленной формы после рассмотрения и утверждения описей дел постоянного и долговременного хранения за соответствующий хронологический период.
2.7. Рассматривает предложения об отнесении документов организации и подчиненных ей предприятий и организаций к Национальному архивному фонду Республики Узбекистан, об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями, и изменении сроков хранения отдельных документов и в установленном порядке вносит соответствующие предложения для рассмотрения их архивными учреждениями.
2.8. Осуществляет методическое руководство и контроль за работой экспертных комиссий; периодически заслушивает на своих заседаниях результаты проверок деятельности экспертных комиссий, доклады и сообщения председателей комиссий.
2.9. Организует инструктаж и консультации для членов ЭК. Участвует в подготовке и проведении мероприятий по повышению деловой квалификации работников делопроизводственного обслуживания и архивов, членов ЭК подведомственных предприятий и организаций.
2.10. Оказывает методическую и практическую помощь подведомственным предприятиям и организациям, не стоящим на учете архивных учреждений, по вопросам разработки, рассмотрения и согласования номенклатур дел, составлению пособий по организации, хранению и учету документов.
3. ПРАВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ
КОМИССИИ
Центральной экспертной комиссии предоставляется право:
3.1. В соответствии с установленными требованиями давать рекомендации структурным подразделениям организации и подведомственным ей предприятиям и организациям по постановке и ведению делопроизводства, экспертизы ценности документов, а также розыска недостающих дел постоянного и долговременного хранения; запрашивать письменные объяснения о причинах отсутствия дел и документов.
3.2. Заслушивать на своих заседаниях информации руководителей структурных подразделений, делопроизводственных служб и архивов подведомственных предприятий и организаций о качестве оформления документов и формирования дел в делопроизводстве, состоянии учета и сохранности дел постоянного и долговременного хранения.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений организации и подведомственных ей предприятий и организаций заключения и другие материалы, необходимые для определения сроков хранения документов.
3.4. Приглашать на заседания ЦЭК в качестве консультантов и экспертов специалистов структурных подразделений организации и организаций его системы, а в случае необходимости - работников соответствующих архивных учреждений.
3.5. Принимать участие в проведении общественных смотров и проверок состояния делопроизводства и архивов подведомственных организации предприятий и организаций.
3.6. Информировать руководство организации по вопросам деятельности ЦЭК и ЭК.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
4.1. Центральная экспертная комиссия работает в контакте с экспертно-проверочной и методической комиссией соответствующего архивного учреждения и получает от нее необходимые организационно-методические указания.
4.2. ЦЭК работает по плану, утвержденному руководством организации, и отчитывается перед ним о результатах своей деятельности.
4.3. Вопросы, относящиеся к компетенции ЦЭК, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере надобности, но не реже 2 раз в год.
4.4. Решения ЦЭК принимаются большинством голосов. Заседания ЦЭК протоколируются.
4.5. Ведение делопроизводства ЦЭК и хранения ее документов возлагается на секретаря комиссии.
-----------------------------------
*) Данное Положение распространяется на ЦЭК отраслевых органов управления Республики Каракалпакстан, областного звена и других организаций, имеющих сеть подведомственных предприятий, учреждений и организаций вне зависимости от формы собственности со штатом не менее четырех человек.
**) В дальнейшем вместо слов “министерство”, “государственный комитет”, “ведомство”, “объединение юридических лиц” употребляется слово “организация”.
"Бюллетень нормативных актов министерств,
государственных комитетов и ведомств
Республики Узбекистан", 2000 г., N 4, стр. 11