Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.12.2000 г. N 496 "Об утверждении Положения о мониторинге земель в Республике Узбекистан"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.12.2000 г.
N 496
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
В целях осуществления наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о мониторинге земель в Республике Узбекистан согласно приложению.
2. Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан предусмотреть на 2001 и последующие годы выделение необходимых средств из государственного бюджета для покрытия расходов по осуществлению Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете мониторинга земель.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холтоева Т.
Премьер-министр У. Султанов
к Постановлению КМ РУз
от 23.12.2000 г. N 496
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге земель в Республике Узбекистан
1. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, оценки земель, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Объектом мониторинга являются все земли Республики Узбекистан, независимо от их правового режима, целевого назначения и характера использования.
3. Мониторинг проводится с учетом целевого назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие категориям земельного фонда:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель населенных пунктов;
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения;
мониторинг земель историко-культурного назначения;
мониторинг земель лесного фонда;
мониторинг земель водного фонда;
мониторинг земель запаса.
4. Основными задачами мониторинга земель Республики Узбекистан являются:
организация и проведение системы наблюдений за своевременным выявлением изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;
информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за целевым и рациональным использованием земельного фонда, охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами.
5. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель.
Республиканский мониторинг охватывает всю территорию Республики Узбекистан.
Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными и иными границами.
Локальный мониторинг охватывает территорию отдельных земельных участков и ландшафтно-экологических комплексов.
6. Содержание мониторинга земель составляют специально организованные систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земельного фонда, выявление изменений, оценка и прогноз:
состояния землевладений, землепользований, угодий, полей, участков, ландшафтно-экологических комплексов;
процессов (факторов), влияющих на изменение плодородия почв, их деградацию и деструкцию (аридизация и опустынивание, активизация водной, ирригационной и ветровой эрозии, изменение содержания гумуса, изменение почвенной структуры, гипсированность, засоренность сорняками, засоление, закустаренность сельскохозяйственных угодий, загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами);
процессов, связанных с изменением состояния растительного покрова естественных кормовых угодий (изменение состава, структуры, урожайности, качества и питательности растений);
состояния береговых линий рек, Аральского моря, озер, водохранилищ, ирригационных и гидротехнических сооружений;
процессов, вызванных образованием оврагов и промоин, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, паводками, "дегишем", карстовыми, просадочными и другими экзогенными и эндогенными процессами и антропотехногенными явлениями;
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, ядохимикатов, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
7. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных) направленности и интенсивности изменений, сравнения полученных показателей с нормативами качественного состояния земель. Показатели оценки состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях (величинах), на определенный период или дату.
8. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, прогнозы и рекомендации с приложением тематических карт, картограмм, таблиц и диаграмм, характеризующих динамику, направленность и интенсивность изменений, особенно негативных.
9. Мониторинг земель осуществляется Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Агентством по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Агентство по кадастру) и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан при участии Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, Министерства горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан, других заинтересованных министерств и ведомств Республики Узбекистан.
Советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель вправе проводить путем обхода домов регулярный мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков дехканских хозяйств и приусадебных земель, включая состояние обработки земель, посева семян, саженцев и деревьев, устройства теплиц, разведения скота и птиц.
Координация деятельности министерств и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан (по землям сельскохозяйственного назначения) и Агентством по кадастру.
10. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения ведется по единым методикам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, а земель других категорий - Агентством по кадастру с участием заинтересованных министерств и ведомств, которые являются обязательными для всех предприятий и организаций, осуществляющих работы по оперативным и систематическим наблюдениям за состоянием земель, проведением изысканий, обследований или картированием.
11. Предприятия, учреждения и организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющие тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, безвозмездно передают соответствующим отделам по земельным ресурсам и государственному кадастру в пределах их компетенции копии материалов по указанным работам для включения сведений о количественном и качественном состоянии земель в доклады (отчеты) по мониторингу земель и государственному земельному кадастру.
В свою очередь отделы по земельным ресурсам и государственному кадастру также безвозмездно передают предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием, необходимые материалы по их запросам.
12. Ведение мониторинга земель осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы метрических единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
13. Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются:
дистанционное зондирование (аэрокосмосъемки и наблюдения);
наземные съемки и наблюдения;
фондовые материалы.
14. В зависимости от сроков и периодичности осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие фактическое состояние объектов наблюдения в начальной стадии ведения мониторинга земель);
периодические (годичные и по периодам природного характера);
оперативные (фиксирующие текущие изменения), выполняемые регулярно с промежутками менее года или единовременно.
15. Базовые (первичные) данные, полученные при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, ландшафто-экологических комплексов, обобщаются по районам, городам, поселкам, областям, Республике Каракалпакстан и по Республике Узбекистан в целом, а также по отдельным природным комплексам.
16. Базовый и периодический мониторинг земель ведется в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте управлениями по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
17. Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется с использованием данных базового и периодического мониторинга в районах и городах отделами сельского хозяйства районов (города Кувасая) и районными (городскими) отделами Агентства по кадастру.
18. Министерство сельского хозяйства Республики Каракалпакстан и управления сельского хозяйства областей (по землям сельскохозяйственного назначения), управления Агентства по кадастру Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента ежегодно, не позднее 1 февраля, совместно с территориальными органами Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, представляют в органы государственной власти на местах, Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан, Агентство по кадастру, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан доклады (отчеты) о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов направляют оперативные сводки.
19. Предприятия, организации, учреждения и физические лица пользуются данными мониторинга земель на платной основе в установленном порядке.
20. Работы по ведению мониторинга земель осуществляются за счет средств государственного бюджета.
Финансирование межгосударственных и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключаемыми Республикой Узбекистан с другими государствами и международными организациями.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2000 г., N 12
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2000 г., N 12, ст. 79