Положение о Единой авиационной поисково-спасательной службе Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 03.04.2015 г. N 80)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 03.04.2015 г. N 80
ПОЛОЖЕНИЕ
о Единой авиационной поисково-спасательной
службе Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение в соответствии со статьей 80 Воздушного кодекса Республики Узбекистан определяет задачи, функции Единой авиационной поисково-спасательной службы Республики Узбекистан - специально уполномоченного органа управления, а также права и ответственность ее должностных лиц.
2. Единая авиационная поисково-спасательная служба Республики Узбекистан (далее - ЕАПСС) предназначена для организации поиска и спасания воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также для выполнения спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций по заданиям Кабинета Министров Республики Узбекистан.
3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
воздушное судно, потерпевшее бедствие, - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение, либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
воздушное судно, терпящее бедствие, - воздушное судно, которому или находящимся на его борту лицам угрожает непосредственная опасность, либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно его местонахождение;
поисково-спасательные силы и средства - воздушные суда с их экипажами со средствами спасания и жизнеобеспечения, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования с аварийно-спасательным имуществом, снаряжением и средствами его доставки к месту бедствия, органы и пункты связи, контроля и управления;
поисково-спасательные работы - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
поисково-спасательная команда (группа) - команда (группа), укомплектованная обученным персоналом и оснащенная оборудованием, пригодным для быстрого проведения поисково-спасательных работ.
4. Для обеспечения поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие на территории Республики Узбекистан, организуется круглосуточное дежурство поисково-спасательных сил и средств авиационных частей, подразделений, министерств, ведомств и авиакомпаний, входящих в состав ЕАПСС (далее - организации, входящие в состав ЕАПСС).
5. Организация дежурства, оповещения, поиска и спасания воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, проведения спасательных работ, а также взаимодействия и координации действий организаций, входящих в состав ЕАПСС, осуществляется в соответствии с Правилами выполнения поисково-спасательных и аварийных работ Единой авиационной поисково-спасательной службой Республики Узбекистан, утверждаемыми председателем Координационного совета ЕАПСС.
6. Эксплуатант воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, обязан предоставить всю необходимую информацию ЕАПСС для организации поиска и спасания.
7. Для руководства деятельностью ЕАПСС создается Координационный совет по авиационному поиску и спасанию (далее - Координационный совет) из представителей организаций, входящих в состав ЕАПСС.
Персональный состав Координационного совета утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
8. Координационный совет состоит из председателя, заместителя председателя и членов Координационного совета.
9. Председателем Координационного совета является Командующий войсками противовоздушной обороны и военно-воздушными силами Республики Узбекистан.
Заместителем председателя Координационного совета является первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
10. Основными задачами ЕАПСС являются:
организация и обеспечение круглосуточного дежурства ведомственных поисково-спасательных служб;
оповещение заинтересованных служб и ведомств о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
обмен информацией с воздушным судном, терпящим бедствие;
осуществление поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие на территории Республики Узбекистан;
оказание первой необходимой медицинской помощи потерпевшим бедствие пассажирам и экипажам воздушных судов;
координация деятельности организаций по поисково-спасательному обеспечению полетов, контроль за состоянием этой работы и принятие мер к ее дальнейшему совершенствованию;
разработка указаний и рекомендаций по организационным и методическим вопросам для авиационных поисково-спасательных служб организаций, входящих в состав ЕАПСС;
разработка и утверждение нормативных актов в области поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;
участие в проведении единой технической политики при разработке, выдаче заказов и внедрении в эксплуатацию технических средств поиска, спасания, выживания и эвакуации, предназначенных для организаций, входящих в состав ЕАПСС;
реализация государственной политики в области авиационной поисково-спасательной деятельности в рамках своих полномочий.
11. На организации, входящие в состав ЕАПСС, возлагается выполнение следующих функций:
а) Координационный совет ЕАПСС:
организация круглосуточного дежурства поисково-спасательных служб ЕАПСС;
руководство поисково-спасательными работами при поиске и спасании пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
координация взаимодействия спасательных служб организаций, входящих в состав ЕАПСС, органов государственного и хозяйственного управления, а также органов государственной власти на местах при поиске и спасании пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие на территории Республики Узбекистан;
осуществление контроля за своевременным приведением в действие расчетов и технических средств аварийно-спасательных команд аэропортов (аэродромов), а также сил и средств организаций, входящих в состав ЕАПСС, для выполнения поисково-спасательных работ;
координация, совместно с органами управления воздушным движением, действий по обеспечению беспрепятственного приема и выпуска, внеочередного облуживания, в аэропортах (аэродромах) воздушных судов ведомств, участвующих в поисково-спасательных работах;
проведение необходимых мероприятий по оказанию помощи воздушному судну, в отношении которого известно или предполагается, что оно является объектом незаконного вмешательства;
подготовка проектов международных соглашений, нормативно-правовых актов, предложений и рекомендаций по оптимизации деятельности авиационных поисково-спасательных работ Республики Узбекистан;
представление международных интересов Республики Узбекистан в области поисково-спасательного обеспечения авиационной деятельности;
б) Министерство обороны Республики Узбекистан:
организация круглосуточного дежурства подчиненных Министерству обороны Республики Узбекистан поисково-спасательных сил и средств;
организация обмена информацией с воздушным судном, терпящим бедствие;
оповещение заинтересованных организаций о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
обеспечение обмена с организациями, входящими в состав ЕАПСС, информацией о терпящих или потерпевших бедствие пассажирах и экипажах воздушных судов;
организация и осуществление авиационных поисково-спасательных работ, оказание первой необходимой медицинской помощи пострадавшим;
обеспечение воздушными судами доставки сил и средств аварийно-спасательных служб, членов государственной комиссии (при необходимости) в район бедствия воздушного судна, а также для эвакуационных мероприятий;
в) Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта Республики Узбекистан:
организация немедленного информирования о случившемся Кабинета Министров Республики Узбекистан;
организация выезда представителей на место, где потерпело бедствие воздушное судно, принятие мер для координации своих действий с представителями прокуратуры, Службы государственной безопасности, органов внутренних дел Республики Узбекистан, осуществление сбора необходимых материалов для расследования;
г) Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари":
организация круглосуточного дежурства подчиненных компании поисково-спасательных сил и средств;
организация и осуществление обмена информацией с воздушным судном, терпящим бедствие;
обеспечение взаимодействующих служб необходимой информацией о воздушном судне, потерпевшем бедствие;
приведение в готовность дежурных поисково-спасательных сил и средств авиапредприятий и осуществление оперативного руководства их действиями в ходе проведения поисково-спасательных работ;
обеспечение участия наземных поисково-спасательных групп и поисковых воздушных судов в проведении поисково-спасательных работ;
выделение воздушного судна с экипажем для доставки членов государственной комиссии в ближайший аэропорт от места бедствия воздушного судна;
уведомление соответствующих центров Единой системы управления использования воздушного пространства, органов обслуживания воздушным движением и директора аэропорта (аэродрома), если информация о бедствии воздушного судна была получена из другого источника;
непрерывный сбор информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также доведение информации о ходе поисковых и аварийно-спасательных работ до заинтересованных организаций;
обеспечение совместно с Главным центром Единой системы управления использования воздушного пространства работы поисковых воздушных судов в районе поиска;
д) Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
организация круглосуточного дежурства подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан поисково-спасательных сил и средств;
координация деятельности задействованных в поисково-спасательных работах сил и средств территориальных подсистем Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан;
организация и проведение наземного поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие;
проведение аварийно-спасательных работ, оказание первой необходимой медицинской помощи пострадавшим;
привлечение (при необходимости) дополнительных сил и средств;
е) Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:
оцепление и охрана места бедствия воздушного судна (багажа) с целью недопущения посторонних лиц и автотранспортных средств;
регулирование дорожного движения, развертывание контрольно-пропускных пунктов;
тушение пожаров, участие в проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
проведение оперативно-следственных мероприятий на месте бедствия воздушного судна;
участие в эвакуации людей и постороннего автотранспорта с места бедствия;
организация сопровождения по маршруту вывоза воздушного судна, потерпевшего бедствие;
информирование органов управления, взаимодействующих и контролирующих организаций о результатах проведенных специальных работ;
ж) Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:
организация выезда представителя на место бедствия и последующих действий согласно оперативной обстановке;
з) Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
организация направления на место бедствия необходимого количества автомобилей "Скорой помощи" с медицинскими работниками, организация непрерывного дежурства;
организация координации работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их из зоны бедствия;
оказание первой необходимой медицинской помощи пассажирам и экипажам потерпевших бедствие воздушных судов;
обеспечение необходимым количеством лекарств и медицинского снаряжения;
организация отправки лиц, получивших телесные повреждения, в медицинские учреждения, ведение их учета;
и) органы государственной власти на местах:
оказание любой возможной помощи в проведении поиска и спасания потерпевшего бедствие воздушного судна и принятие необходимых мер к спасанию пассажиров и экипажей воздушного судна, предоставлению им медицинской и другой помощи, а также обеспечение охраны воздушного судна и находящейся на его борту документации, оборудования и имущества до прибытия поисково-спасательных органов;
выделение необходимого количества транспортных средств для эвакуации пострадавших с места бедствия;
обеспечение размещения в гостиницах пострадавших и их родственников;
принятие мер по обеспечению пострадавших питанием и другими необходимыми средствами;
организация отправки тел погибших к месту жительства в сопровождении их родственников;
к) администрация аэропорта (старший авиационный начальник аэродрома):
организация создания оперативного штаба по координации действий сил и средств, используемых при поиске и спасании воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и его работы;
оповещение и направление к месту воздушного судна, потерпевшего бедствие, представителя эксплуатанта аварийного воздушного судна (если таковой имеется в аэропорту);
подготовка помещения в терминале для приема пострадавших пассажиров и экипажей аварийного воздушного судна;
обеспечение переводчиком для контакта с экипажем иностранного воздушного судна.
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЕАПСС
12. Должностные лица ЕАПСС имеют право:
привлекать и использовать при проведении авиационных поисково-спасательных работ силы и средства министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, а также негосударственных некоммерческих организаций и граждан;
требовать от предприятий, учреждений и организаций предоставления средств связи для немедленного прохождения информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
требовать от эксплуатанта воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, предоставления всей необходимой информации для организации поиска и спасания;
привлекать через соответствующие организации квалифицированных специалистов для получения консультаций и проведения экспертизы;
рассматривать предложения по совершенствованию поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов авиации Республики Узбекистан;
в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, в случае необходимости, запрашивать у других государств помощь, включая поисковые воздушные суда, а также оказывать помощь по их запросу;
принимать решение о прекращении поисково-спасательных операций;
доказывать законность своих действий при их обжаловании в установленном законодательством порядке.
13. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица ЕАПСС несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
14. Обжалование действий должностных лиц ЕАПСС осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
13 апреля 2015 г., N 14, ст. 167
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2015 г., N 4, ст. 24