Типовое положение о территориальной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госархитектстроя Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 29.07.2011 г. N 222)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 29.07.2011 г. N 222
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальной инспекции государственного
архитектурно-строительного надзора Госархитектстроя
Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение в соответствии с Градостроительным кодексом Республики Узбекистан определяет статус, задачи, функции, полномочия и ответственность территориальной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (далее - Инспекция) Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее - Госархитектстрой).
Инспекция в своей деятельности подотчетна Госархитектстрою.
2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, решениями палат Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, приказами и распоряжениями Госархитектстроя, иными нормативно-правовыми актами, настоящим Положением.
3. Инспекция входит в состав Госархитектстроя и осуществляет в пределах своих полномочий надзор за соблюдением требований нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, градостроительных норм и правил на территории Республики Узбекистан.
4. Инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, счета в банках.
И ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ
5. Основными задачами Инспекции являются:
а) осуществление надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами требований:
законодательства о градостроительстве;
градостроительных норм и правил;
технических решений, принятых в проектной документации;
нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций;
технологии производства строительно-монтажных работ на всех его стадиях;
б) регистрация объектов строительства с выдачей разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
в) осуществление надзора за соответствием применяемых на объекте строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
г) осуществление надзора за соблюдением производителями требований нормативных документов технического регулирования при производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
д) обязательное участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов, за исключением индивидуального жилищного строительства;
е) внесение предложений и участие в совершенствовании нормативно-методической документации в сфере организации надзора за соблюдением градостроительного законодательства;
ж) проведение работ по стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций.
6. Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие надзорные функции:
а) осуществляет, за исключением индивидуального жилищного строительства, выборочный надзор за:
соблюдением реализации градостроительной документации о планировании развития и застройки территорий;
соответствием вносимых изменений в проектную документацию в процессе строительства нормативным требованиям;
наличием у проектной и подрядной организаций - исполнителей работ и услуг лицензии на право осуществления лицензируемых видов проектной и строительной деятельности, предусмотренных законодательством;
качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам, нормативно-технической и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;
проведением испытаний, съемок и замеров, предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией на объекте строительства;
соответствием применяемых на строительстве объекта строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
соблюдением производителями строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
б) участвует в работе технических комиссий по расследованию причин аварийных состояний и аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
в) осуществляет на договорной основе обследование технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет целесообразности их восстановления или реконструкции, с выдачей соответствующего заключения;
г) взаимодействует с другими уполномоченными государственными органами, научно-исследовательскими, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительной продукции, соблюдения требований градостроительного законодательства;
д) вносит в Госархитектстрой предложения о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий на право осуществления деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации и на право осуществления отдельных видов деятельности в области строительства организаций и предприятий, допустивших нарушения требований нормативных документов технического регулирования, градостроительных норм и правил;
е) в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы об административном правонарушении в области градостроительной деятельности;
ж) анализирует результаты надзора, изучает международный опыт, разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных требований, методических документов по улучшению качества строительства и рациональному использованию строительных материалов;
з) проводит совместно с агентством "Узстандарт" работу по стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций в соответствии с международными требованиями по качеству.
7. По завершении строительства Инспекцией заказчику выдается заключение о соответствии выполненных строительно-монтажных работ нормативным документам технического регулирования, градостроительным нормам и правилам, которое прилагается к акту Государственной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию.
8. Полномочия Инспекции не распространяются на эксплуатируемые объекты.
ИНСПЕКЦИИ
9. Инспекция имеет право:
а) беспрепятственно посещать и осуществлять надзорные функции на объектах, зарегистрированных в Инспекции;
б) беспрепятственно посещать и осуществлять краткосрочные инспекторские проверки на объектах строительства, кроме индивидуального жилищного строительства (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта), не прошедших регистрацию в Инспекции, с последующим уведомлением в однодневный срок соответствующей территориальной комиссии по координации деятельности контролирующих органов;
в) в установленном законодательством порядке посещать организации и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий;
г) получать от проектных, подрядных организаций и организаций-заказчиков проектную, технологическую, исполнительную документацию и другие материалы, необходимые для проверки качества применяемых материалов, конструкций, изделий и выполняемых строительно-монтажных работ;
д) поручать подрядным организациям производить вскрытие отдельных элементов конструкций, узлов и деталей, испытание грунтов в основаниях и обратной засыпке, примененных строительных материалов, конструкций и изделий, инженерных систем, при необходимости привлекать экспертов - специалистов научно-исследовательских организаций для подготовки соответствующего заключения;
е) в пределах своих функциональных обязанностей:
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения субъектами градостроительной деятельности и изготовителями (поставщиками) строительных материалов, изделий и конструкций;
проводить выборочный надзор за работой служб технического надзора за качеством строительства объектов и испытательных строительных лабораторий ведомств и организаций;
составлять протоколы об административном правонарушении в области градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством;
приостанавливать выпуск, реализацию и применение в строительстве строительных материалов и изделий при выявлении нарушений требований нормативных документов технического регулирования. Приостановление выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий, дальнейшего производства строительно-монтажных работ, влекущее приостановление деятельности субъекта предпринимательства, осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населени;
приостанавливать выполнение строительно-монтажных работ при выявлении нарушений утвержденных проектных решений и требований нормативно-правовых актов, влекущих за собой снижение характеристик прочности и устойчивости, а также в случаях угрозы аварий зданиям и сооружениям, самовольного строительства объектов;
вносить представления заказчикам и подрядчикам о привлечении к ответственности должностных лиц (назначенных их приказами), нарушающих требования законодательства в области градостроительства;
выдавать экспертные заключения о качестве и полноте выполненных по проекту строительно-монтажных работ, техническом состоянии объектов строительства;
передавать в судебные органы, прокуратуру материалы о нарушениях законодательства в области градостроительства;
вносить ходатайство в статистические органы об исключении из статистической отчетности объектов, сданных с нарушением правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
10. Инспекция несет ответственность за:
осуществление надлежащего надзора по обеспечению субъектами градостроительной деятельности качества строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией;
организацию надлежащего надзора за соответствием применяемых на строительстве объекта строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
обеспечение надлежащего надзора за соблюдением производителями строительных материалов, конструкций и изделий требований нормативных документов технического регулирования.
ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ
11. Надзорные работы на объектах строительства проводятся с участием ответственных представителей заказчика и подрядчика, назначаемых их приказами (при наличии).
В необходимых случаях для надзорных целей могут привлекаться специалисты проектных, банковских и (или) других заинтересованных организаций на договорной основе.
12. Надзорные работы на предприятиях - производителях строительных материалов, конструкций и изделий производятся с участием должностных лиц (главный инженер, начальник цеха, начальник отдела технического контроля и др.), ответственных за соблюдение требований нормативных документов технического регулирования (при наличии).
13. По результатам надзорной работы производится соответствующая запись в журнале производства работ, который ведется на объекте строительства, составляется акт, подписываемый инспектором Инспекции, представителями заказчика и подрядчика, при необходимости выдается предписание.
По фактам нарушений законодательства о градостроительстве, за которые предусмотрено административное взыскание, предписания выдаются за подписью руководителя Инспекции.
14. Инспектора Инспекции при выполнении своих функциональных обязанностей взаимодействуют с другими уполномоченными органами государственного надзора.
ИНСПЕКЦИИ
15. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом председателя Госархитектстроя Республики Узбекистан.
16. Заместитель начальника инспекции назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника Инспекции по согласованию с председателем Госархитектстроя.
17. Инспектора и другие работники Инспекций назначаются приказом начальника Инспекции.
Инспектора Инспекций осуществляют свою функциональную деятельность на основании сертификатов, выдаваемых по результатам аттестации, проводимой Госархитектстроем каждые три года.
18. Положение о территориальной Инспекции, штатное расписание и смета расходов Инспекции утверждаются Госархитектстроем.
19. Организационная структура Инспекции утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
20. Деятельность Инспекций финансируется за счет следующих источников:
а) отчисления от стоимости выполненных строительно-монтажных работ (без НДС) для осуществления надзорных функций за качеством и полнотой выполнения по проекту строительно-монтажных работ по объектам, включенным в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, в размере:
0,05 процента - по объектам капитального ремонта;
0,08 процента - по объектам нового строительства и реконструкции;
б) доходы от выполнения работ на договорной основе за осуществление надзора по строящимся объектам субъектов предпринимательства в размере, не превышающем 0,03 процента от стоимости строительно-монтажных работ;
в) доходы от выполнения работ и услуг на договорной основе по сертификации строительных материалов, обследованию технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет их восстановления или реконструкции, а также лабораторных и иных видов услуг, не запрещенных законодательством.
21. Методика определения стоимости выполняемых работ и услуг по сертификации строительных материалов, обследованию технического состояния существующих зданий и сооружений, а также лабораторных и других видов услуг, оказываемых Инспекцией, утверждается Госархитектстроем по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
22. Ежемесячно 10 процентов от доходов Инспекции, поступающих на договорной основе, отчисляются на счет Госархитектстроя Республики Узбекистан.
23. Действия должностных лиц Инспекции могут быть обжалованы в Госархитектстрое или суде.
24. За неправомерные действия и причинение ущерба юридическим и физическим лицам инспектора Инспекции привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
25. Реорганизация и ликвидация Инспекции осуществляются в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2011 г., N 31, ст. 327
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2011 г., N 7, ст. 67