Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 27.08.2003 г. N 370)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 27.08.2003 г. N 370
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве юстиции
Республики Узбекистан
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство) является органом государственного управления. Министр юстиции Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.
2. В систему Министерства входят Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, иные органы и учреждения юстиции (далее - органы и учреждения юстиции).
Органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.
Деятельность Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан регламентируется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Материально-техническое обеспечение органов и учреждений юстиции, а также оплата труда работников системы юстиции осуществляются за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Министерству ассигнований Фонда развития судов и органов юстиции, а также иных средств, не запрещенных законодательством.
5. Министерство, его органы и учреждения являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
6. Основными задачами Министерства являются:
1) обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;
2) обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
3) координация работы государственных органов по правовой пропаганде, направленная на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
4) повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
5) осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
6) содействие развитию предпринимательства, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
7) оказание правовой помощи хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров, укрепление договорной дисциплины;
8) обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
9) обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
10) подготовка кадров правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов;
11) осуществление руководства системой органов и учреждений юстиции.
7. Для выполнения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:
1) в сфере проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики:
а) в области подготовки и правовой экспертизы законов и иных нормативных актов:
координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;
вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;
осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;
разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к ним и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
по поручениям Кабинета Министров Республики Узбекистан рассматривает и обобщает предложения органов государственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;
проводит юридическую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов и дает заключения о соответствии их Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники;
разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;
поддерживает постоянные рабочие связи с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их Кенгашами, комитетами и комиссиями;
б) в области ведомственного нормотворчества:
проводит государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
ведет государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов;
контролирует работу министерств, государственных комитетов, ведомств по выполнению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также по их применению;
информирует общественность о состоянии государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
в) в области систематизации законодательства:
осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации законодательства;
ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан;
формирует банк (фонд) нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;
осуществляет развитие Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;
определяет правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах и осуществляет контроль за их соблюдением;
г) в области правоприменительной практики:
координирует деятельность органов государственного управления по вопросам правоприменительной практики;
организует работу по обеспечению единообразного применения законодательства Республики Узбекистан органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
проводит мониторинг выполнения законодательства Республики Узбекистан и по ее результатам вносит предложения;
в пределах своей компетенции дает заключения по применению законодательства;
2) в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами:
осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством;
3) в сфере координации работы государственных органов по правовой пропаганде:
анализирует состояние правовой пропаганды и правового образования, разрабатывает предложения по их улучшению;
организует пропаганду правовых знаний среди населения, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
организует методическое обеспечение образовательной работы в области права, разрабатывает рекомендации по внедрению современных форм правового воспитания и образования;
разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений, сборников нормативно-правовых актов, а также научно-популярной и другой юридической литературы;
разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия по совершенствованию системы правовой информатизации общества;
организует внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для органов и учреждений юстиции;
принимает меры к обеспечению органов и учреждений юстиции необходимыми законодательными материалами;
организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;
осуществляет межгосударственный обмен правовой информацией;
организует официальное издание кодексов и сборников актов законодательства, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов "Собрание законодательства Республики Узбекистан";
осуществляет работу по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по изданию нормативно-правовых актов, созданию электронных баз данных законодательства;
определяет совместно с соответствующими органами государственного управления правила опубликования и распространения нормативно-правовых актов, создания электронных баз данных законодательства, принимает меры по обеспечению их выполнения;
4) в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, а также обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов:
разрабатывает с учетом потребности судов предложения по их финансированию;
обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, создание надлежащих условий для деятельности судов;
организует работу по обеспечению безопасности судей и судебных процессов;
взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам обеспечения деятельности судов, укрепления их реальной независимости и самостоятельности;
создает эффективные механизмы обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
5) в сфере осуществления государственного регулирования в области правового обслуживания:
а) по организации деятельности нотариата и регистрации актов гражданского состояния:
создает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;
ведет реестр государственных нотариальных контор;
определяет порядок организации деятельности стажера нотариуса, утверждает положения о Высшей квалификационной комиссии и квалификационных комиссиях;
удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттисков их печати на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;
осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, анализирует и обобщает их работу;
утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Узбекистан “О нотариате”;
организует регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов ЗАГСа;
организует, реорганизует и ликвидирует органы ЗАГСа, проверяет, анализирует и обобщает их работу;
принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан со стороны работников органов ЗАГСа и нотариата;
утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния;
обеспечивает органы ЗАГСа и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности;
разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата и органов ЗАГСа, дает указания и методические разъяснения для этих органов, а также утверждает по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан перечни дополнительных действий правового и технического характера, совершаемых нотариусами государственных нотариальных контор, платных услуг, оказываемых физическим лицам органами ЗАГСа, размеры платы, взимаемой за совершение этих действий и оказание услуг, а также за выдачу нотариальными архивами дубликатов нотариально удостоверенных документов, выписок из реестров, предоставление справок и копий архивных документов юридическим и физическим лицам;
б) по развитию адвокатуры и юридических услуг:
определяет совместно с республиканским общественным объединением адвокатов полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;
совместно с республиканским общественным объединением адвокатов утверждает состав Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
осуществляет выдачу лицензий адвокатам и государственную регистрацию адвокатских бюро, коллегий и фирм;
ведет реестр адвокатов, а также адвокатских бюро, коллегий и фирм;
оказывает методическую помощь и содействие в деятельности адвокатских бюро, коллегий, фирм и Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
изучает и распространяет положительный опыт работы адвокатов;
оказывает содействие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
принимает меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, правил адвокатской этики, а также за профессиональной подготовкой адвокатов;
утверждает формы и устанавливает сроки представления статистической отчетности адвокатскими бюро, коллегиями и фирмами в органы юстиции;
осуществляет меры по организации и развитию юридических услуг;
осуществляет координацию правовой работы в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, разрабатывает рекомендации по ее улучшению;
проверяет и анализирует практику постановки правовой работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также по повышению квалификации юрисконсультов, проводит их аттестацию;
6) в сфере содействия развитию предпринимательства, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
разрабатывает и реализует комплексные организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности правового обеспечения и развитие предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
обеспечивает контроль за строгим соблюдением всех законодательных и нормативно-правовых актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями;
изучает практику применения законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности малых предприятий, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также вносит предложения по его совершенствованию;
обеспечивает контроль за законностью осуществления проверок со стороны контролирующих органов;
принимает меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
изучает в установленном порядке материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
осуществляет мониторинг, выявляет и изучает факты незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных структур, органов государственной власти на местах, а также их должностных лиц с формированием соответствующей базы данных;
рассматривает обращения субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов, извещает их о принятых мерах;
7) в сфере договорно-правовых отношений:
оказывает правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров;
в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию договорной дисциплины;
контролирует применение установленных мер по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, их должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
проводит работу по повышению ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение договорной дисциплины;
8) в сфере государственной регистрации юридических лиц:
осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (религиозных организаций, политических партий), представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций и аккредитацию сотрудников указанных представительств и филиалов, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении;
осуществляет государственную регистрацию аудиторских и страховых организаций, предприятий с иностранными инвестициями, бирж, рынков, а также других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
обеспечивает соблюдение законности при регистрации юридических лиц;
ведет государственный реестр зарегистрированных им юридических лиц;
осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами, зарегистрированными в органах юстиции, учредительных документов, уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации;
принимает в установленном порядке меры по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки;
осуществляет распределение между политическими партиями государственных средств, выделяемых для финансирования их уставной деятельности в установленном законодательством порядке.
9) в сфере обеспечения эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений:
в установленном порядке согласовывает предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан, участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан;
представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан о правовой помощи;
дает юридические заключения по международно-правовым документам, где одной из сторон является Республика Узбекистан, в том числе по заемным и кредитным договорам, заключенным под гарантии Правительства Республики Узбекистан;
проводит юридическую экспертизу проектов международных договоров;
заключает в пределах своей компетенции договоры о сотрудничестве с соответствующими органами других государств, а также международными организациями;
создает банк данных по вопросам международно-правовой информации;
обеспечивает, в пределах своей компетенции, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан и ее граждан в иностранных государствах;
представительствует в судах иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан;
10) в сфере подготовки кадров-правоведов и повышения их квалификации:
определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском Государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже, академическом лицее при Ташкентском Государственном юридическом институте и других учебных заведениях системы Министерства;
организует переподготовку и повышение квалификации кадров-правоведов, с учетом современных требований и стандартов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию кадровой политики среди правоведов;
создает резерв кадров, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции, организует их переподготовку;
11) в сфере рассмотрения обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций:
рассматривает жалобы и заявления граждан о незаконных действиях работников органов и учреждений юстиции, обеспечивает всестороннее объективное рассмотрение жалоб по этим вопросам;
обеспечивает принятие справедливых решений по жалобам, поступившим по фактам нарушения законодательства, при необходимости с осуществлением проверок на местах совместно с ответственными организациями и специалистами;
изучает деятельность органов и учреждений юстиции, связанную с рассмотрением жалоб и заявлений, обобщает и вносит предложения по совершенствованию работы в этом направлении;
12) в сфере правовой статистики:
обобщает и анализирует данные правовой статистики, полученные от государственных и иных органов, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам;
разрабатывает формы статистической отчетности и документов первичного учета в органах и учреждениях юстиции;
собирает и изучает статистические данные о деятельности адвокатуры;
ведет статистику регистрации актов гражданского состояния и нотариальных действий, а также по другим направлениям деятельности органов и учреждений юстиции;
осуществляет учетную регистрацию постоянно действующих третейских судов и учет временных третейских судов;
13) в сфере финансирования и осуществления материально-технического обеспечения органов и учреждений юстиции:
разрабатывает предложения о материальном и социальном обеспечении работников системы юстиции;
организует материально-техническое снабжение органов и учреждений юстиции, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий органов юстиции, государственных нотариальных контор, отделов ЗАГСа, отделений судебных исполнителей и других учреждений юстиции, вносит соответствующие предложения в органы государственной власти на местах и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
осуществляет в установленном порядке финансирование органов и учреждений юстиции, организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность;
осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов и учреждений юстиции;
14) в сфере развития судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений:
принимает меры по развитию правовых наук, организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области судебной экспертизы;
осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью государственных судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан, а также возглавляет Совет по проблемам судебной экспертизы;
принимает меры по организационному обеспечению деятельности Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой;
осуществляет руководство деятельностью Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой, Республиканского центра повышения квалификации юристов, Ташкентского Государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа и иных учреждений юстиции.
8. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через подведомственные ему республиканские и территориальные органы.
III. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТЕРСТВА
9. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимую информацию, документы и материалы, в том числе аналитические, статистические и другие материалы в области соблюдения прав и свобод человека;
2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
3) разрабатывать и утверждать методические указания по вопросам подготовки проектов нормативно-правовых актов для органов государственного управления и органов государственной власти на местах;
4) получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений, учебных заведений и других организаций заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, и по согласованию с руководителями указанных органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
5) проводить проверки в министерствах, государственных комитетах и ведомствах по соблюдению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также их применения;
6) вносить обязательные для исполнения в установленные сроки представления в министерства, государственные комитеты, ведомства об отмене и отзыве с исполнения нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении в установленном порядке к ответственности виновных в этом должностных лиц;
7) в установленном порядке выводить из государственного реестра либо приостанавливать действие (полностью или в части) нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
8) вносить представления в министерства, государственные комитеты и ведомства:
о необходимости принятия нормативно-правовых актов с указанием срока их разработки;
об отмене нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с законодательством;
9) изучать состояние дел по правильному и единообразному применению норм законодательства Республики Узбекистан министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. По результатам изучения вносить руководителям соответствующих органов представления о надлежащем применении норм законодательства Республики Узбекистан;
10) вносить на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) законов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11) проверять соблюдение органами государственного управления, органами государственной власти на местах законодательства Республики Узбекистан в области прав человека.
Вносить руководителям указанных органов обязательные для исполнения в установленные сроки представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, а также принятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека;
12) выступать в судах иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;
13) выступать в качестве представителя Президента и экс-Президента Республики Узбекистан по правовым, в том числе судебным вопросам;
14) вносить в соответствующие органы предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и аппарата суда;
15) приостанавливать и прекращать действие в установленном порядке лицензий, выданных адвокатам;
16) вносить в квалификационные комиссии адвокатов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;
17) направлять адвокатским бюро, коллегиям и фирмам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
18) проверять состояние правовой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также деятельность их юридических служб, требовать представления ими сведений о работе, вносить руководителям указанных органов, предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных недостатков, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд с вопросом о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства или возмещении причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию, учреждению и организации;
19) отменять свидетельства об аттестации работников юридической службы, допускающих грубые нарушения служебных обязанностей;
20) изучать обоснованность привлечения субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями к ответственности путем ознакомления с необходимыми документами, в том числе материалами уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
21) рассматривать обращения предпринимателей, поступающие по "телефону доверия", проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, контролирующими органами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. Вносить руководителям указанных органов и организаций обязательные для исполнения в установленные сроки представления:
- об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий;
- о принятии мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
22) ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также при неисполнении должностными лицами законных требований органов юстиции;
23) приостанавливать решения органов государственного и хозяйственного управления, в том числе контролирующих и лицензирующих органов, и органов государственной власти на местах, а также действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие права субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
24) вносить предложения в судебные инстанции без уплаты государственной пошлины о пересмотре судебных актов по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
25) письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
26) привлекать соответствующих специалистов для проверок обращений граждан, в том числе субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями о нарушениях их прав и законных интересов;
27) контролировать процесс исполнения хозяйственных договоров, при нарушении договорной дисциплины вносить хозяйствующим субъектам соответствующие представления, обязательные для исполнения в установленные сроки, на предмет персональной ответственности должностных лиц и предъявления исков в суды, а также возмещения ущерба, причиненного в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств; при невыполнении в установленный срок требований, изложенных в представлении, ставить вопрос перед компетентными органами или судами об ответственности должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
28) проверять соблюдение учредительных документов юридическими лицами, зарегистрированными органами юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных юридических лиц представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за нарушение учредительных документов и действующего законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
принимать решение о приостановлении или прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии;
28-1) лишать аккредитации сотрудников представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций в случае нарушения ими законодательства Республики Узбекистан;
29) поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с органами иностранных государств и международными организациями;
30) получать от всех государственных органов и иных организаций данные, необходимые для организации и ведения правовой статистики;
31) обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах государства, юридических и физических лиц без уплаты государственной пошлины;
32) создавать соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции.
Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
10. При осуществлении контроля в пределах своей компетенции сотрудники Управления по защите прав предпринимателей и Управления по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями Министерства, а также их отделов на местах вправе:
по предъявлении служебного удостоверения иметь доступ на территорию и в помещения соответственно министерств, государственных комитетов и ведомств, их территориальных и структурных подразделений, а также учреждений и организаций независимо от их подчиненности и принадлежности для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для проведения проверки;
истребовать для изучения решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также мерах по ее обеспечению;
вызывать должностных лиц и других работников органов и организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
11. Министерство в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, нотариусов, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области законотворчества, а также эффективное выполнение возложенных на него задач.
МИНИСТЕРСТВА
13. Министерство возглавляет министр юстиции Республики Узбекистан (далее - министр), утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
Министр имеет пять заместителей, в том числе одного первого заместителя, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.
1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
2) определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов и учреждений;
3) в установленном порядке подписывает международные договоры Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
4) утверждает положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, а также положения (уставы) иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
5) вносит изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности;
6) утверждает смету расходов центрального аппарата Министерства, а также органов и учреждений юстиции;
7) утверждает систему учреждений нотариата и ЗАГСа республики;
8) вносит в соответствующие государственные органы предложения об образовании органов и учреждений юстиции и установлении численности их работников;
9) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства, органов и учреждений юстиции;
10) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных подразделений, а также, в установленном порядке, руководителей иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
11) присваивает в установленном порядке классные чины работникам органов и учреждений юстиции, представляет Президенту Республики Узбекистан работников органов и учреждений юстиции к присвоению высших классных чинов;
12) решает вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников органов и учреждений юстиции, представляет особо отличившихся работников системы Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Узбекистан;
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
15. Работникам органов и учреждений юстиции, в том числе научных учреждений и учебных заведений системы Министерства присваиваются специальные звания, классные чины и выплачиваются надбавки за выслугу лет в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.
Порядок присвоения и лишения классных чинов регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
16. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства, координирующих основные направления его деятельности.
Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:
подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Министерства, определенных в настоящем Положении, по дальнейшей выработке приоритетных направлений совершенствования законотворческой деятельности и правоприменительной практики, обеспечению их реализации, обеспечению защиты прав и свобод человека, всемерному развитию институтов гражданского общества, координации работы государственных органов по правовой пропаганде, разработке и реализации комплексных организационно-правовых мер, направленных на повышение эффективности правового обеспечения и развития предпринимательства, защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов, укрепление договорной дисциплины, а также подготовку кадров-правоведов и повышение их квалификации;
подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Министерства юстиции Республики Узбекистан;
укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Министерства за обеспечение своевременной и качественной их реализации.
Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятии, учреждении, организации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.