Положение о комплексных (ландшафтных) заказниках (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 22.07.2016 г. N 238)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 22.07.2016 г. N 238
ПОЛОЖЕНИЕ
о комплексных (ландшафтных) заказниках
1. Комплексный (ландшафтный) заказник (далее - комплексный заказник) является охраняемой природной территорией общегосударственного значения, имеющей цель сохранения в естественном состоянии природных объектов и комплексов, имеющих особую экологическую ценность, на своей территории.
2. Земля, растительный и животный мир, другие природные объекты и комплексы комплексного заказника за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, изымаются из хозяйственного использования.
3. Земли комплексного заказника относятся к землям природоохранного назначения. Земельные участки и другие природные объекты предоставляются в постоянное пользование комплексному заказнику в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
4. Изъятие земельных участков комплексного заказника для общественных нужд допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
5. Территория комплексного заказника учитывается при разработке планов и программ, схем землеустройства и районной планировки, других планов по использованию и охране природных ресурсов.
6. Комплексный заказник осуществляет свою деятельность на основании законов Республики Узбекистан "Об охране природы", "Об охраняемых природных территориях", настоящего Положения и других актов законодательства.
7. Решение об образовании комплексного заказника принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА
8. На комплексный заказник возлагаются следующие задачи:
сохранение в естественном состоянии всех природных объектов и комплексов на своей территории;
содействие проведению научных исследований и ведению мониторинга окружающей природной среды, в подготовке научных кадров и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды;
обеспечение биологического и ландшафтного разнообразия, поддержание экологического равновесия в системе охраняемых природных территорий (экологической сети) Республики Узбекистан;
экологическое просвещение.
КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА
9. Комплексный заказник является юридическим лицом и образуется в форме государственного природоохранного учреждения.
10. Комплексный заказник имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп с обозначением своего наименования, а также счета в банках, в том числе и в иностранной валюте.
11. Комплексный заказник вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие), утверждаемую государственным органом, в ведении которого он находится.
Производство печатной, сувенирной и другой продукции с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях комплексного заказника, а также их названий и символики осуществляется только на основе договоров с комплексным заказником.
КОМПЛЕКСНЫМ ЗАКАЗНИКОМ
12. Государственное управление комплексным заказником осуществляется специально уполномоченными органами.
13. Государственный и ведомственный контроль за деятельностью комплексного заказника осуществляется в соответствии с законодательством.
14. Государственный орган, в ведении которого находится комплексный заказник:
назначает директора комплексного заказника (далее - директор) по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан и соответствующими хокимами областей в зависимости от их территориального расположения;
наделяет имуществом, включая выделение денежных средств для обеспечения деятельности комплексного заказника;
утверждает смету доходов и расходов комплексного заказника;
утверждает штатное расписание комплексного заказника;
утверждает планы управления комплексного заказника (далее - план управления);
осуществляет контроль за деятельностью комплексного заказника;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
15. Непосредственное руководство комплексным заказником осуществляет директор, который несет ответственность за организацию деятельности и обеспечение режима комплексного заказника, а также руководит его исполнительным аппаратом.
16. Заместитель директора (при наличии) и главный бухгалтер комплексного заказника назначаются и увольняются приказами директора по согласованию с государственным органом, в ведении которого он находится.
17. Директор, действуя на основании законодательства и настоящего Положения, руководит деятельностью комплексного заказника, представляет без доверенности интересы комплексного заказника в государственных органах и иных организациях, заключает договора и распоряжается в установленном порядке средствами и имуществом комплексного заказника, несет ответственность за охрану природных объектов и комплексов, имущества, своевременное представление отчетности, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины в комплексном заказнике.
18. На директора возлагается:
организация охраны природных объектов и комплексов, проверка и передача в установленном порядке в правоохранительные органы материалов для привлечения в установленном порядке виновных к ответственности, а также принятие решений в пределах своей компетенции по факту правонарушений на территории комплексного заказника;
организация ведения мониторинга окружающей природной среды, содействие выполнению научно-исследовательских работ;
организация охраны имущества, оборудования, материальных и других ценностей комплексного заказника;
осуществление в установленном порядке приема и увольнения работников комплексного заказника;
утверждение должностных обязанностей работников комплексного заказника;
обеспечение сохранности служебного оружия и боевых припасов к нему, специальных средств, форменного обмундирования, средств связи, специального снаряжения и другого вверенного имущества, их правильного ношения и использования;
организация использования территории комплексного заказника в соответствии с допустимыми видами деятельности;
решение других вопросов в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
19. Основные данные о комплексном заказнике содержатся в паспорте комплексного заказника, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2014 г. N 137 "Об утверждении Положения о порядке ведения паспорта охраняемой природной территории".
20. Функционирование комплексного заказника обеспечивается на основе плана управления. Состав данных, включаемых в план управления, порядок его разработки и утверждения определяется в соответствии с законодательством.
21. Комплексный заказник, бесплатно, в установленном порядке представляет в органы экологии и охраны окружающей среды и государственный орган, в ведении которых он находится, данные, необходимые для ведения мониторинга окружающей природной среды и соответствующих государственных кадастров.
22. Решением органов государственной власти на местах из числа своих представителей, представителей органов самоуправления граждан, а также населения создается Консультативная комиссия комплексного заказника (далее - Консультативная комиссия) для решения вопросов установления ограничений хозяйственной деятельности, создания инфраструктуры рекреации, мест сенокошения и пастьбы скота и других наиболее важных вопросов, связанных с функционированием комплексного заказника.
ГЛАВА V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНИТОРИНГ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РЕКРЕАЦИЯ
В КОМПЛЕКСНОМ ЗАКАЗНИКЕ
23. Научно-исследовательская деятельность комплексного заказника осуществляется путем многолетних стационарных комплексных исследований, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Академии наук Республики Узбекистан, а также привлекаемыми научными организациями и отдельными учеными, специалистами, в том числе и иностранными.
Научно-исследовательская работа в комплексном заказнике также может осуществляться собственным штатом научных сотрудников (при наличии).
Методическое руководство и координацию научных исследований в комплексном заказнике осуществляет Научно-технический совет Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с привлечением ведущих специалистов Академии наук Республики Узбекистан.
24. Мониторинг природных объектов и комплексов комплексного заказника ведется в рамках государственной системы мониторинга окружающей природной среды.
25. Рекреационная деятельность в комплексном заказнике осуществляется как собственным штатом сотрудников, так и сторонними организациями и специалистами.
Рекреационная деятельность в комплексном заказнике проводится в соответствии с требованиями правил посещения охраняемых природных территорий.
КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА
26. Для комплексного заказника должны выделяться обширные территории с ненарушенными или незначительно нарушенными природными комплексами и связями, охватывающие целостные экосистемы (крупные единицы ландшафтов).
27. Для предупреждения негативного влияния с окружающих территорий вдоль границ комплексного заказника образуется охранная зона. Охранная зона образуется одновременно с образованием комплексного заказника. Размеры и границы охранной зоны могут быть изменены в целях сохранения природных объектов и комплексов комплексного заказника в порядке, установленном законодательством.
28. При пространственно-территориальном устройстве комплексного заказника его территория разбивается на:
технические участки для улучшения управления охраной и научными работами, определяемые в зависимости от рельефа, наличия подъездных путей, расположения населенных пунктов вдоль границ комплексного заказника, а также их площади;
кварталы - по элементам ландшафта, а кварталы на выделы - по элементам растительности для учета и ведения научных исследований и мониторинга.
Количество технических участков, кварталов и выделов, а также их площадь устанавливаются в плане управления.
29. Границы земельного(ых) участка(ов) комплексного заказника и его охранной зоны, кварталов, элементов научной инфраструктуры и инфраструктуры мониторинга, а также выделяемых (предоставляемых) для целей, предусмотренных в пунктах 36, 37, должны быть обозначены на местности аншлагами, квартальными столбами и другими знаками.
30. На территории комплексного заказника запрещается вселение видов и подвидов растений и животных с целью их акклиматизации, изменение растительного и ландшафтного покрова, изменение гидрологического режима и любая другая деятельность, за исключением деятельности, предусмотренной в пункте 36 настоящего Положения.
31. Противопожарные и биотехнические мероприятия в комплексном заказнике проводятся только в соответствии с его планом управления.
32. Сбор образцов для зоологических, ботанических и других коллекций на территории комплексного заказника допускается только в целях, связанных с проведением научных исследований.
33. Передача земель и других природных объектов и комплексного заказника другим юридическим и физическим лицам во владение, пользование и аренду запрещается.
34. На территории охранной зоны комплексного заказника запрещается хозяйственная и иная деятельность, могущая причинить вред охраняемым природным объектам и комплексам комплексного заказника.
Размеры охранной зоны должны обеспечивать предотвращение негативного влияния объектов, расположенных за пределами охранных зон.
Режим охранной зоны определяется в положении о ней.
Виды деятельности, намечаемые к осуществлению в этой зоне, могут быть запрещены на основе заключения экологической экспертизы.
35. При необходимости устанавливаются обременения земельных участков для землевладельцев, землепользователей и арендаторов, расположенных в охранной зоне в соответствии с законодательством.
36. На территории комплексного заказника допускается:
осуществление научно-исследовательской деятельности;
осуществление рекреационной деятельности;
ведения мониторинга биоразнообразия;
строительство зданий и сооружений для проживания работников комплексного заказника, а также научных работников;
размещение музеев природы комплексного заказника, в том числе экспозиций под открытым небом.
37. На территории комплексного заказника выделяются следующие участки для:
содержания рабочих лошадей комплексного заказника и иных подобных целей;
сенокошения и выпаса скота, заготовки (сбора) дикорастущих растений для пищевых целей, дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья для граждан, проживающих в его охранной зоне в порядке, установленном законодательством;
предоставления служебных земельных наделов работникам комплексного заказника, при этом при выходе на пенсию и увольнении работников комплексного заказника право пользования служебным наделом прекращается.
Общая площадь выделяемых (предоставляемых) для вышеуказанных целей земель определяется исходя из минимальной потребной площади для пастьбы скота с учетом ротации пастбищ, заготовки растений и сенокошения.
Эти земли должны располагаться вдоль границ комплексного заказника и не превышать 0,001% его площади. Площадь и границы этих земель определяются при подготовке плана управления и включаются в него директором совместно с Консультативной комиссией.
ГЛАВА VII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОХРАНЫ
КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА
38. Охрану комплексного заказника и контроль за соблюдением режима на его территории и охранной зоне осуществляют работники охраны комплексного заказника.
39. Работники охраны комплексного заказника имеют право:
на территории комплексного заказника и его охранной зоны производить проверку документов на пользование объектами растительного и животного мира;
проводить досмотр транспортных средств;
при обнаружении фактов нарушений на территории комплексного заказника и его охранной зоны составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административные задержания, изъятие вещей и документов, а также продукции незаконного природопользования, применять меры административного взыскания;
направлять материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности;
производить проверку деятельности юридических и физических лиц по соблюдению установленного режима на территории и охранной зоне комплексного заказника;
носить и использовать служебное оружие и специальные средства, а также применять физическую силу и служебных собак;
в случаях и порядке, установленном законодательством, приостанавливать природопользование, хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением режима комплексного заказника и его охранной зоны;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
40. Виды, типы (модели), количество, а также порядок приобретения, хранения, перевозки, выдачи, приема и учета и использования служебного оружия и боевых припасов к нему и специальных средств, предназначенных для работников охраны комплексного заказника, устанавливается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник, по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
Обеспечение ведомственной военизированной охраны специальными средствами, служебным оружием и боевыми припасами к нему осуществляется в соответствии с законодательством.
41. Работники охраны комплексного заказника пользуются всеми правами и льготами государственных инспекторов органов по экологии и охране окружающей среды.
Директор и заместитель директора комплексного заказника (при наличии) приравниваются к старшим государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды, а работники охраны комплексного заказника - государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды.
42. Работники охраны комплексного заказника проходят курсы служебно-боевой, общественно-правовой, морально-психологической и физической подготовки в соответствии с утвержденными программами.
Программа и порядок проведения курса разрабатывается и утверждается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.
43. Работники охраны комплексного заказника в установленном порядке обеспечиваются единого образца форменной одеждой и знаками различия.
Работники охраны комплексного заказника для предотвращения и борьбы с правонарушениями, в том числе и для предотвращения проникновения и базирования бандформирований на территории комплексного заказника, в порядке, установленном законодательством, проводят мероприятия во взаимодействии с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
44. К охране территории комплексного заказника могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля по экологии и охране окружающей среды.
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
45. Имуществом комплексного заказника являются здания, сооружения, оборудование, денежные средства, переданные в установленном порядке заказнику:
государственным органом, в ведении которого он находится;
юридическими и физическими лицами в качестве благотворительных пожертвований.
Имущество комплексного заказника принадлежит ему на праве оперативного управления.
46. Комплексные заказники финансируются за счет:
средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средств Фонда по экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами;
доходов от научно-исследовательской, природоохранной, рекламно-издательской и просветительской деятельности;
поступлений в счет возмещения вреда, причиненного охраняемым природным территориям;
сумм штрафов, взысканных за нарушение режима охраняемых природных территорий;
сумм, полученных от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, от продажи незаконно добытой продукции;
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;
иных поступлений, не запрещенных законодательством.
47. Комплексный заказник самостоятельно распоряжается средствами в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми государственным органом, в ведении которого он находится.
48. Комплексный заказник ведет учет и отчетность по осуществлению деятельности согласно законодательству.
49. Прием и увольнение работников комплексного заказника осуществляется в соответствии со штатным расписанием и законодательством.
50. Работникам комплексного заказника устанавливаются районные коэффициенты в соответствии с законодательством.
51. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима комплексного заказника, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
С виновных лиц взыскиваются средства на возмещение вреда, нанесенного комплексному заказнику, в порядке и размерах, установленных законодательством.
52. Ликвидация и реорганизация комплексного заказника осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Реорганизация комплексного заказника в целях его перевода в охраняемую природную территорию менее строгого режима допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
1 августа 2016 г., N 30, ст. 361
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2016 г., N 7, ст. 70