Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.11.2016 г. N ПП-2660 "О мерах по реализации Программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.11.2016 г.
N ПП-2660
О МЕРАХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ДОСТУПНЫХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
В ГОРОДАХ НА 2017-2020 ГОДЫ
(В извлечениях)
В целях дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в городах республики, в том числе молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, усиления их социальной поддержки путем обеспечения доступными благоустроенными современными жилыми помещениями:
1. Считать приоритетным направлением застройки и обновления облика городов республики на период 2017-2020 годы строительство и реконструкцию в городах 5, 7 и 9 - этажных энергоэффективных доступных многоквартирных домов в комплексе с сопутствующей инженерной и социальной инфраструктурой.
2. Утвердить основные параметры Программы по строительству и реконструкции энергоэффективных доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1.
Установить, что квартиры в энергоэффективных доступных многоквартирных домах, построенных в соответствии с Программой, предоставляются преимущественно молодым семьям, жителям ветхих жилых домов, а также другим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г.Ташкента, руководителей Госархитектстроя, агентства "Узкоммунхизмат", АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз", АК "Узбектелеком", генеральных подрядных организаций и коммерческих банков персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение утвержденных параметров Программы, с учетом реализации комплекса мер, обеспечивающих:
своевременную инженерную подготовку массивов застройки;
качественную разработку проектно-сметной документации многоквартирных домов;
обоснованное ценообразование при строительстве и реконструкции многоквартирных домов;
опережающее строительство внешних инженерных коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры.
3. Определить в рамках реализации Программы:
финансирующим коммерческим банком - АКИБ "Ипотека-банк" с функциями выдачи кредитов заказчикам на строительство и реконструкцию многоквартирных домов, а также реализации квартир путем оформления ипотечных кредитов заемщикам на их приобретение в многоквартирном доме;
заказчиком - ИК "Узшахар курилиш инвест" с функциями по оформлению необходимой проектно-сметной документации по реконструкции и строительству массивов доступных многоквартирных домов, типовых проектов, осуществлению технического надзора за своевременным и качественным выполнением работ по строительству и реконструкции, а также по целевому и эффективному использованию средств (далее - заказчик);
генеральные подрядные организации по строительству и реконструкции массивов многоквартирных домов в комплексе с инженерными коммуникациями и объектами социальной инфраструктуры - по итогам проведения Межведомственной тендерной комиссией по закупке товаров, работ и услуг в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в коммунальной сфере, транспорта, капитального строительства и строй индустрии (Закиров Б.И.), тендерных торгов с участием подрядных организаций, включенных в Реестр подрядных организаций, имеющих опыт в строительстве подобных объектов и соответствующую материально-техническую базу.
Разрешить Межведомственной тендерной комиссии (Закиров Б.И.), в порядке исключения, определить подрядные организации по объектам, предусмотренным к строительству и реконструкции в рамках Программы на 2017 год, путем отбора наилучших предложений.
открывать в рамках реализации Программы на 2019 год кредитные линии ИК "Узшахар курилиш инвест" на строительство и реконструкцию многоквартирного дома в размере до 95 процентов от стоимости объекта до утверждения его проектно-сметной документации с процентной ставкой 7 процентов годовых;
принимать в качестве обеспечения обязательств ИК "Узшахар курилиш инвест" по кредитам на период до реализации квартир населению залог средств, поступающих от будущей продажи квартир в многоквартирных домах;
осуществлять реализацию квартир молодым семьям, жителям ветхих жилых домов и другим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также военнослужащим Министерства обороны Республики Узбекистан путем предоставления ипотечных кредитов сроком на 20 лет, включая 3-х летний льготный период, с процентной ставкой в размере 7 процентов годовых в течение первых 5 лет (начиная с реализации Программы на 2020 год с одногодичным льготным периодом, равномерно повышающейся процентной ставкой каждый год с фиксированных 7 процентов до уровня ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан в течение первых 5 лет) и в размере ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан в последующем периоде;
погашение кредитов, выданных ИК "Узшахар курилиш инвест" на строительство и реконструкцию многоквартирных домов, и начисленных процентов по ним в полном объеме осуществлять за счет средств, поступающих от продажи квартир;
при отсутствии заявок от молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлять реализацию квартир остальным слоям населения путем предоставления ипотечных кредитов на условиях оплаты первоначального взноса в размере не менее 50% от стоимости квартиры и процентной ставки не менее ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан сроком на 10 лет, включая 6-ти месячный льготный период, в установленном законодательством порядке;
создать в головном офисе и в филиалах банка структурные подразделения по финансированию и мониторингу хода строительства и реконструкции многоквартирных домов и кредитованию населения.
5. Предоставить АКИБ "Ипотека банк" преимущественное право распоряжаться незавершенным строительством многоквартирного дома, а также квартирами до полного выполнения заемщиками своих кредитных обязательств в соответствии с условиями, предусмотренными кредитным договором.
7. Определить параметры и источники финансирования реализации Программы в 2017 году согласно приложению N 2, в том числе:
средства в сумме 751,1 млрд сум., предоставляемые со стороны АК "Халк банки" на основании заявок АКИБ "Ипотека банк" на межбанковский депозитный счет в национальной валюте сроком на 20 лет, в том числе с 5-летним льготным периодом, по ставке 6,5 процента годовых, для кредитования заказчика и ипотечного кредитования физических лиц, участвующих в реализации Программы;
первоначальные взносы физических лиц в размере 25 процентов от стоимости квартиры;
собственные средства негосударственных организаций, выразивших готовность принимать долевое участие в финансировании строительства и реконструкции жилья для своих нуждающихся в улучшении жилищных условий работников.
8. Разрешить, в порядке исключения, в рамках Программы:
осуществление до 1 апреля 2017 года строительных работ с одновременной разработкой проектно-сметной документации по многоквартирным домам;
предоставление со стороны АК "Халк банк", на основании заявок АКИБ "Ипотека банк", в 2016 году средств в размере 100 млрд.сум для начала работ по созданию задела в счет Программы 2017 года;
приобретение ИК "Узшахар курилиш инвест", без проведения тендерных торгов, по результатам отбора наилучших предложений основных строительных материалов и оборудования, поставляемых в централизованном порядке подрядным организациям для строительства массивов доступных многоквартирных домов.
9. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Центральным банком Республики Узбекистан ежегодно в срок до 1 августа вносить в Кабинет Министров предложения по конкретным источникам финансирования реализации Программы в последующих периодах.
10. Утвердить состав Рабочей группы по координации и мониторингу за реализацией Программы согласно приложению N 3.
Возложить на Рабочую группу следующие основные задачи:
системный мониторинг за своевременным и качественным выполнением мероприятий, предусмотренных Программой, с внесением при необходимости изменений и дополнений в основные параметры и адресные перечни по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов;
координацию реализации работ по строительству и реконструкции доступных многоквартирных ломов, включенных в Программу;
обеспечение проведения единой политики, направленной на безусловное соблюдение градостроительных, экологических, санитарных, противопожарных и других обязательных норм и правил при реализации Программы.
11. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента обеспечить до 1 февраля 2017 года определение потенциальных заемщиков в рамках Программы на 2017 год, с формированием их первоначальных взносов, а также в установленном порядке в рамках подготовки параметров Программы на предстоящие годы обеспечивать ежегодно до:
1 апреля - по согласованию с Госкомземгеодезкадастром и Госархитектстроем Республики Узбекистан, формирование с учетом утвержденных генеральных планов городов перечня земельных участков, имеющих доступ к внешним инженерным коммуникациям и объектам социальной инфраструктуры, для строительства и реконструкции многоквартирных домов, с последующим их предоставлением заказчику под строительство многоквартирных домов;
1 апреля - определение потенциальных заемщиков, с формированием их первоначальных взносов:
1 июня - совместно с проектными организациями подготовку проекта застройки массивов многоквартирных домов в комплексе с сопутствующей инженерной и социальной инфраструктурой;
1 июля - совместно с Госархитектстроем Республики Узбекистан, проектными организациями, другими заинтересованными министерствами и ведомствами привязку типовых проектов к местности и разработку проектно-сметной документации по строительству и реконструкции многоквартирных домов, внешних инженерных коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры;
1 августа - утверждение адресных и титульных списков строек.
12. Определить в рамках реализации Программы источниками финансирования в части:
разработки типовых проектов многоквартирных домов - средства, выделяемые АКИБ "Ипотека банк";
подготовки проекта застройки массивов многоквартирных домов в комплексе с сопутствующей инженерной и социальной инфраструктурой - средства местных бюджетов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента;
строительства подводящих и внутриплощадочных сетей электроснабжения, газоснабжения и связи, с учетом обеспечения их бесперебойного функционирования - собственные средства соответственно АО "Узбекэнерго", АК "Узтрансгаз" и АК "Узбектелеком";
строительства подводящих и внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации, благоустройства и озеленения прилегающих территорий, с учетом устройства поливочного водопровода, ирригационных сетей и наружного освещения - средства местных бюджетов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента.
Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан предусматривать, по обоснованным расчетам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан соответствующие бюджетные средства на финансирование указанных мероприятий.
13. Госархитектстрою Республики Узбекистан совместно с заинтересованными проектными организациями в двухмесячный срок обеспечить разработку и утверждение типовых проектов многоквартирных домов, обратив особое внимание на:
архитектурно-планировочные решения застройки, с учетом генеральных планов городов, природно-климатических условий, широкого использования современных строительных материалов, конструкций и изделий отечественного производства, обеспечивающих качественное повышение энергоэффективности и снижение удельной стоимости строительства и реконструкции;
внедрение энергосберегающих технологий при возведении и устройстве строительных конструкций, систем освещения, систем отопления квартир и организации надежной подачи питьевой воды, предусмотрев обязательную установку современных приборов учета;
четкое функциональное зонирование уличного и дворового пространства возводимых жилых комплексов, с учетом организации мест отдыха для жителей многоквартирных домов, рационального размещения и устройства детских площадок, пунктов сбора мусора, оборудованных автостоянок и благоустройства прилегающих территорий.
14. Министерству финансов совместно с Центральным банком, Министерством экономики Республики Узбекистан и АКИБ "Ипотека банк" в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по увеличению уставного капитала АКИБ "Ипотека банк" на сумму 100 млрд.сум, в счет увеличения доли государства в уставном капитале банка.
16. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан и АКИБ "Ипотека банк" привлекать льготные долгосрочные кредиты международных финансовых организаций и иностранных правительственных финансирующих организаций, а также зарубежных стран для финансирования реализации Программы.
а) сроком до 1 июля 2020 года физических лиц (заемщиков) от уплаты налога на имущество по приобретенным квартирам до погашения ими ипотечного кредита, предоставленного в рамках реализации Программы АКИБ "Ипотека банк", АКБ "Узпромстройбанк" и АКБ "Асака банк";
б) сроком до 1 января 2020 года в рамках реализации Программы:
генеральные подрядные и субподрядные организации - от уплаты всех видов налогов в части объемов работ, осуществляемых ими по строительству и реконструкции объектов многоквартирных домов на условиях "под ключ";
организации-производителей строительных материалов, оборудования, строительной техники и автотранспорта (на территории республики) - от уплаты налога на добавленную стоимость и единого налогового платежа в части реализуемых ИК "Узшахар курилиш инвест" и подрядным организациям объемов строительных материалов, оборудования, строительной техники и автотранспорта для строительства и реконструкции объектов многоквартирных домов на условиях "под ключ";
ИК "Узшахар курилиш инвест" и генеральные подрядные организации - от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для строительства и реконструкции объектов многоквартирных домов сырье, изделия, узлы, конструкции, строительные материалы, строительную технику и оборудование, а также запасные части к ним, автотранспортные средства, включая дорожно-строительную технику, по перечням, утверждаемым в установленном порядке;
организации-импортеров - от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за импортируемые строительные материалы, сырье, изделия, узлы и конструкции, включая пиломатериалы и кровельные металлические листы, пассажирские лифты, индивидуальные котлы, оборудование и запасные части к ним, в том числе комплектующие детали и материалы для их производства (или сборки), а также от налога на добавленную стоимость и единого налогового платежа в части поставок импортируемых товаров в адрес ИК "Узшахар курилиш инвест" и генеральных подрядных организаций;
организации, выполняющие работы (услуги), включая нерезидентов Республики Узбекистан, - от уплаты налога на добавленную стоимость и единого налогового платежа в части, связанной с реализацией Программы;
"ИК "Узшахар курилиш инвест" - от уплаты всех видов налогов;
в) сроком до 1 июля 2020 года от налога на добавленную стоимость оборот по реализации "ИК "Узшахар курилиш инвест" жилых домов (квартир в многоквартирных домах), построенных в рамках Программы на 2017-2019 годы.
19. Освободить АКИБ "Ипотека банк" с 1 января 2017 года от уплаты:
государственной пошлины в судах обшей юрисдикции по искам о разрешении споров с подрядными организациями по вопросам строительства и реконструкции многоквартирных домов, а также о взыскании кредиторской задолженности заемщиков по ипотечным кредитам, выданным для приобретения квартиры в многоквартирном доме.
20. Министерству экономики Республики Узбекистан предусмотреть в ежегодных материальных балансах выделение подрядным организациям в необходимых объемах металлопроката и цемента для строительства и реконструкции многоквартирных домов в рамках Программы по прямым договорам и декларированным ценам.
21. Госархитектстрою Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г.Ташкента и проектными организациями обеспечить в установленном порядке:
ведение архитектурно-строительного, технического и авторского надзора за качеством выполнения строительно-монтажных работ и соблюдением градостроительных норм и правил;
на ежегодной основе согласование с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Узбекистан приведенную стоимость 1 кв.м многоквартирного дома, возводимого в прогнозном периоде, с учетом прочих и непредвиденных расходов.
22. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Госархитектстроем, Центральным банком Республики Узбекистан, АКИБ "Ипотека банк", Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации целей и задач Программы, а также хода ее реализации, обеспечив размещение передач и статей на условиях социальной рекламной информации.
23. Госархитектстрою совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, АКИБ "Ипотека-банк" и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке внести в Кабинет Министров:
в месячный срок проект Положения о порядке финансирования строительства и реконструкции, а также реализации квартир в многоквартирном доме молодым семьям, жителям ветхих жилых домов и другим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий:
в месячный срок расчет структуры затрат заказчика, подрядчика и финансирующего банка для определения себестоимости многоквартирного дома;
в трехмесячный срок предложения по совершенствованию механизма ипотечного кредитования физических лиц.
24. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с Госархитектстроем, Министерством финансов и Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
Министерствам и ведомствам привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
25. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Закирова Б.И.
Исполняющий обязанности
Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 22.11.2016 г. N ПП-2660
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Программы по строительству доступных
многоквартирных домов в городах
на 2017-2020 годы*
N |
Наименование региона |
2017 год
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
кол-во домов
|
кол-во квартир |
кол-во домов |
кол-во квартир |
кол-во домов |
кол-во квартир |
кол-во квартир |
||
ВСЕГО:
|
191 |
7 919 |
335 |
13 917 |
355 |
14 757 |
4 256 |
|
1. |
Республика Каракалпакстан
|
7 |
315 |
10 |
450 |
10 |
450 |
244 |
2. |
Андижанская область
|
7 |
294 |
14 |
588 |
14 |
588 |
268 |
3. |
Бухарская область
|
6 |
252 |
10 |
420 |
10 |
420 |
216 |
4. |
Джизакская область
|
5 |
210 |
15 |
645 |
15 |
645 |
236 |
5. |
Кашкадарьинская область
|
7 |
315 |
14 |
630 |
14 |
630 |
240 |
6. |
Навоийская область
|
5 |
210 |
8 |
336 |
8 |
336 |
210 |
7. |
Наманганская область
|
8 |
336 |
14 |
588 |
14 |
588 |
108 |
8. |
Самаркандская область
|
9 |
405 |
16 |
720 |
16 |
720 |
240 |
9. |
Сырдарьинская область
|
5 |
225 |
10 |
450 |
10 |
450 |
210 |
10. |
Сурхандарьинская область
|
5 |
210 |
10 |
420 |
10 |
420 |
492 |
11. |
Ташкентская область
|
15 |
624 |
40 |
1 680 |
40 |
1 680 |
182 |
12. |
Ферганская область
|
5 |
210 |
14 |
600 |
14 |
600 |
328 |
13. |
Хорезмская область
|
5 |
225 |
10 |
450 |
10 |
450 |
300 |
14. |
г. Ташкент
|
102 |
4 088 |
150 |
5 940 |
170 |
6 780 |
982 |
*) Параметры строительства многоэтажных домов будут уточнены при согласовании генеральных планов соответствующих городов.
к Постановлению Президента РУз
от 22.11.2016 г. N ПП-2660
ПАРАМЕТРЫ И ИСТОЧНИКИ
финансирования реализации программы
строительства доступных многоквартирных
домов в городах на 2017 год
N
|
Наименование регионов
|
Всего на 2017 год
|
в том числе:
|
Расчетная стоимость затрат на 2017 год*, млрд.сум
|
из них за счет:
|
|||||
5-ти этажные дома |
7-ми этажные дома
|
первоначальных взносов населения (25%)
|
Средства Халк банка
|
|||||||
кол-во домов |
кол-во квартир
|
кол-во домов
|
кол-во квартир
|
кол-во домов
|
кол-во квартир
|
|||||
Всего, том числе:
|
191 |
8 121 |
33 |
1 485 |
158 |
6 636 |
897,1 |
224,3 |
672,8 |
|
1 |
Республика Каракалпакстан
|
7 |
315 |
7 |
315 |
30,6 |
7,7 |
23,0 |
||
2 |
Андижанская область
|
7 |
294 |
7 |
294 |
31,4 |
7,8 |
23,5 |
||
3 |
Бухарская область
|
6 |
252 |
6 |
252 |
26,9 |
6,7 |
20,2 |
||
4 |
Джизакская область
|
5 |
210 |
5 |
210 |
22,4 |
5,6 |
16,8 |
||
5 |
Кашкадарьинская область
|
7 |
315 |
7 |
315 |
30,6 |
7,7 |
23,0 |
||
6 |
Навоийская область
|
5 |
210 |
5 |
210 |
22,4 |
5,6 |
16,8 |
||
7 |
Наманганская область
|
8 |
336 |
8 |
336 |
35,9 |
9,0 |
26,9 |
||
8 |
Самаркандская область
|
9 |
405 |
9 |
405 |
39,4 |
9,8 |
29,5 |
||
9 |
Сырдарьинская область
|
5 |
225 |
5 |
225 |
21,9 |
5,5 |
16,4 |
||
10 |
Сурхандарьинская область
|
5 |
210 |
5 |
210 |
22,4 |
5,6 |
16,8 |
||
11 |
Ташкентская область
|
15 |
630 |
15 |
630 |
67,3 |
16,8 |
50,5 |
||
12 |
Ферганская область
|
5 |
210 |
5 |
210 |
22,4 |
5,6 |
16,8 |
||
13 |
Хорезмская область
|
5 |
225 |
5 |
225 |
21,9 |
5,5 |
16,4 |
||
14 |
г. Ташкент
|
102 |
4 284 |
102 |
4 284 |
501,6 |
125,4 |
376,2 |
*) Параметры подлежат уточнению по итогам утверждения проектно-сметной документации, разрабатываемой с учетом расчетной стоимости 1 кв.м обшей площади для жилых домов в г Ташкенте не более 1,94 млн.сум, а в городах республики - не более 1,77 млн.сум для 7-ми этажных и 1,94 млн.сум для 5-ти этажных жилых домов
к Постановлению Президента РУз
от 22.11.2016 г. N ПП-2660
СОСТАВ
Рабочей группы по координации и мониторингу
за реализацией Программы по строительству
и реконструкции доступных многоквартирных
домов в городах на 2017-2020 годы
Закиров В. |
- заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан руководитель Рабочей группы
|
Ходжаев В. |
- первый заместитель министра экономики, заместитель руководителя Рабочей группы
|
Мирзаев М. |
- заместитель министра финансов
|
Арабов С. |
- председатель Госкомземгеодезкадастра
|
Таджиев А. |
- заместитель председателя Госархитектстроя
|
Юлдашев А. |
- первый заместитель председателя Государственного налогового комитета
|
Ходжаев С. |
- первый заместитель председателя Центрального банка
|
Махкамов И. |
- генеральный директор агентства "Узкоммунхизмат"
|
Абдуллаев А. |
- председатель правления АК "Халк банк"
|
Мусаев О. |
- председатель правления АКБ "Ипотека-банк"
|
Саломов Ф. |
- председатель правления АО "Узбекэнерго"
|
Махмудов Ш. |
- председатель правления АК "Узтрансгаз"
|
Абдуллаев В. |
- директор ГУП "УзшахарсозликЛИТИ"
|
Мухамадиев А. |
- директор ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ"
|
по должности |
- Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и г.Ташкента
|
Кадиров В. |
- ведущий специалист Информационно-аналогического департамента Кабинета Министров, секретарь Комиссии |
Примечания.
При переходе членов Рабочей группы на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности или на которых возложено выполнение соответствующих обязанностей.
Рабочая группа при необходимости имеет право привлекать руководителей и специалистов других заинтересованных министерств и ведомств.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)