Положение о бухгалтерском учете грантов в коммерческих банках (Утверждено Постановлением правлениям ЦБ от 08.11.2003 г. N 27/3, зарегистрированным МЮ 21.01.2004 г. N 1300)
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением правления ЦБ
от 08.11.2003 г. N 27/3,
зарегистрированным
МЮ 21.01.2004 г. N 1300
о бухгалтерском учете грантов
в коммерческих банках
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данное Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и "О бухгалтерском учете" и устанавливает порядок бухгалтерского учета грантов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее по тексту - МСФО) для коммерческих банков Республики Узбекистан (далее по тексту - банки).
Настоящее Положение применяется банками для ведения бухгалтерского учета грантов, получаемых банками от правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных. Данное Положение не применяется в отношении грантов, получаемых от акционеров банка.
1. В целях данного Положения используются следующие понятия:
грант - это содействие со стороны правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных, в виде передачи ресурсов банку на определенных условиях, связанных с финансированием соответствующих затрат в прошлой или будущей операционной деятельности банка. К грантам не относятся те виды правительственной помощи, которые не могут быть обоснованно оценены, или такие операции с правительством, которые не отличаются от обычных операций банка. Примерами такой правительственной помощи могут являться предоставление бесплатных технических или маркетинговых консультаций или предоставление гарантий;
правительственная помощь - это действия правительства, направленные на предоставление экономических выгод банку или банковской системе в целом. Правительственная помощь в контексте данного Положения не включает косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например, создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление определенных ограничений для конкурентов;
гранты, относящиеся к активам - это гранты, основное условие предоставления которых состоит в том, что банк, получающий грант, принимает обязательство купить, построить или же каким-либо иным способом приобрести долгосрочные активы. Оно может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими вид активов, их местонахождение или сроки их приобретения или владения;
гранты, относящиеся к доходу - это гранты, не относящиеся к активам;
условно-безвозвратные кредиты - это кредиты, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных предписанных условий;
справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки на общих условиях между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами.
III. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ГРАНТОВ
2. Гранты на пропорциональной основе относятся на доходы тех периодов, в которые понесены соответствующие расходы, связанные с выполнением условий гранта.
3. Гранты не отражаются непосредственно на счете капитала.
4. Банки не должны признавать гранты, если не будет обоснованной уверенности в том, что:
а) банк выполнит условия, связанные с грантом; и
б) эти гранты будут получены.
Фактическое получение гранта не является обоснованием для утверждения, что условия, связанные с грантом, были или будут выполнены.
5. Банки признают грант в качестве дохода одним и тем же способом вне зависимости от того, был ли он получен в виде денежных средств в начале выполнения условий гранта или по частям на протяжении определенного периода времени, или в виде сокращения обязательства перед правительством, правительственными органами и аналогичными организациями, в том числе местными, национальными или международными.
6. Следующие гранты должны признаваться в качестве дохода того периода, когда они подлежат получению:
а) предоставляемые в качестве компенсации понесенных расходов или убытков; или
б) предоставляемые в виде оказания правительством непосредственной финансовой поддержки банку без каких-либо связанных с грантом затрат в будущем.
7. Грант может быть предоставлен в виде передачи неденежного актива, в том числе оборудования, земли или других ресурсов, для использования банком. В этих случаях банк должен оценить справедливую стоимость неденежного актива и учитывать грант и актив по этой справедливой стоимости.
8. Банки отражают полученные гранты в балансовом отчете как отсроченный доход.
9. Отсроченный доход по грантам, относящимся к амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета "Прочие беспроцентные доходы" на пропорциональной основе на протяжении срока полезной службы актива (приложение N 1).
10. Отсроченный доход по грантам, относящимся к доходу или не амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета "Прочие беспроцентные доходы" пропорционально признанию тех расходов, которые они должны компенсировать (приложение N 2).
11. При возникновении обстоятельств, при которых банку необходимо возвращать грант, сумма возврата, прежде всего, должна быть вычтена из любой неамортизированной суммы отсроченного дохода, возникшего в связи с этим грантом. В случае если возвращаемая сумма превышает любой отсроченный доход или такой отсроченный доход отсутствует, возврат суммы должен признаваться немедленно в качестве расхода (приложение N 3).
IV. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГРАНТАХ
12. Банк должен раскрыть нижеследующее:
а) учетную политику, принятую для представления грантов, в том числе методы представления, принятые в отношении финансовой отчетности;
б) характер и размер грантов, признаваемых в финансовых отчетах, а также указание других форм правительственной помощи, от которых банк получил прямую выгоду; и
в) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.
к Положению
Представление грантов, относящихся к активам
1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 10 млн. сум. в целях приобретения спецтранспорта для доставки пенсий в областные филиалы банка. Стоимость спецтранспорта - 16 млн. сум. Транспортное средство будет амортизироваться по прямолинейному методу в течение 5 лет. Ожидается, что ликвидационная стоимость транспортного средства составит 1 млн. сум.
1) Бухгалтерские проводки по приобретению неденежного актива
Дт. Транспортное оборудование 16 млн.
Кт. Кассовая наличность 6 млн.
Кт. Другие отсроченные доходы 10 млн.
2) Начисление износа (ежегодная сумма):
Дт. Расход по износу 3 млн.
Кт. Накопленный износ - транспортное оборудование 3 млн.
3) Признание дохода от гранта (ежегодно):
Дт. Другие отсроченные доходы 2 млн.
Кт. Другие беспроцентные доходы 2 млн.
Грант должен быть представлен в балансовом отчете и отчете о прибылях и убытках 31 декабря 20х3 года следующим образом:
Метод отсроченного дохода
Балансовый отчет (неполный)
Оборудование |
16 000 000 |
Накопленный износ |
3 000 000 |
Отсроченный доход |
8 000 000 |
Отчет о прибылях и убытках (неполный)
Прочий доход |
2 000 000 |
Расходы на износ |
3 000 000 |
к Положению
Представление грантов, относящихся к доходу
1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 2 млн. сум. для покрытия расходов по транспортировке и оплате труда персонала, связанных с доставкой и распределением пенсионных выплат на протяжении 2-х последующих лет, с условием того, что банк должен производить распределение в соответствии с указаниями правительства. В случае невыполнения условий гранта на протяжении 2-х лет полная сумма гранта должна быть возвращена. На момент получения гранта банк произвел следующие бухгалтерские проводки:
Дт. Кассовая наличность 2 млн.
Кт. Другие отсроченные доходы 2 млн.
Банк предполагает, что затраты по этим услугам составят ежегодно по 1,2 млн. сум. на протяжении 2-х лет. В 20х3 году банк понес соответствующие расходы в размере 1,2 млн. сум. (600 000 сум. - транспортные расходы; 600 000 сум. - зарплата сотрудникам).
(а) В какой (ие) период (ы) должен признаваться грант?
В равной сумме в 20х3 и 20х4 гг.
Дт. Другие отсроченные доходы 1 млн.
Кт. Другие беспроцентные доходы 1 млн.
(б) Следующим образом, должна быть представлена выгода, получаемая от гранта, в отчете о прибылях и убытках за год, завершившийся 31 декабря 20х3 года.
Отчет о прибылях и убытках - обобщенная статья доходов
Прочие доходы |
1 000 000 |
Расходы по транспортировке |
600 000 |
Расходы по зарплате |
600 000 |
Представление грантов, относящихся
к неамортизируемым активам
Местные органы власти выделили Банку А 10 га земли в окрестностях города. Условием, сопутствующим этому гранту, было требование к банку привести в порядок эту территорию и проложить дороги с привлечением рабочих из поселения, где расположен этот участок земли. Правительство установило минимальный оклад, который должен выплачиваться рабочим. Вся эта деятельность потребует трех лет и предварительно оценена в 60 млн. сум. Эта сумма будет потрачена следующим образом: по 10 млн. сум. в течение первого и второго года и 40 млн. сум. в течение третьего года.
Банку потребуется признавать справедливую стоимость гранта на протяжении периода 3 лет пропорционально затратам, связанным с выполнением этого обязательства. Таким образом, сумма в размере 120 млн. сум. будет признаваться следующим образом:
Субсидия - 10 га земли;
Затраты по выполнению обязательств - 60 млн., на протяжении 3 лет;
По 10 за первый и второй годы, 40 млн. - за третий год;
Справедливая стоимость земли - 120 млн.
Бухгалтерские проводки по отражению гранта:
Дт. Земля 120 млн.
Кт. Другие отсроченные доходы 120 млн.
Год Признанный грант
1 120 * (10/60) = 20 млн.
2 120 * (10/60) = 20 млн.
3 120 * (40/60) = 80 млн.
Первый год:
Дт. Другие отсроченные доходы 20 млн.
Кт. Другие беспроцентные доходы 20 млн.
В последующие годы производятся такие же бухгалтерские проводки.
к Положению
Возврат гранта, относящегося к активам
Предположим, что условия получения гранта те же, что в приложении N 1. Однако, 5 января 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, и грант в размере 10 млн. сум. возвращается правительству. Следующие бухгалтерские проводки необходимо произвести с учетом того, что банк использовал метод отсроченного дохода.
Дт. Другие отсроченные доходы 8 млн.
Дт. Другие беспроцентные расходы/Другие беспроцентные доходы 2 млн.
Кт. Кассовая наличность 10 млн.
Возврат гранта, относящегося к доходу
Предположим, что условия получения гранта те же, что и в приложении N 2. В январе 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, как это требуется условиями гранта. Предположим, что выгоды от гранта были отражены как прочие доходы. Следующую бухгалтерскую проводку нужно сделать в 20х4 году, учитывая, что банк использовал метод отсроченного дохода.
Дт. Другие отсроченные доходы 1 млн.
Дт. Другие беспроцентные доходы 1 млн.
Кт. Кассовая наличность 2 млн.