Положение о комитетах и комиссиях Олий Мажлиса Республики Узбекистан (Утверждено Постановлением ОМ РУз от 05.05.1995 г.)
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением ОМ РУз
от 05.05.1995 г. N 50-I
ПОЛОЖЕНИЕ
о комитетах и комиссиях Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Узбекистан Олий Мажлис избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Олий Мажлиса.
Комитеты и комиссии Олий Мажлиса призваны способствовать эффективной деятельности Олий Мажлиса как высшего государственного представительного органа власти Республики Узбекистан.
Основными задачами комитетов и комиссий Олий Мажлиса являются:
разработка проектов законов Республики Узбекистан и решений Олий Мажлиса;
предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Олий Мажлиса;
осуществление контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принятых Олий Мажлисом, а также содействие в их реализации.
Комитеты и комиссии образуются Олий Мажлисом на срок его полномочий.
Перечень и численный состав комитетов и комиссий определяются Олий Мажлисом. В течение срока полномочий Олий Мажлис, в случае необходимости, может образовывать и избирать новые комитеты и комиссии, упразднять и реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в состав комитетов и комиссий.
Комитеты и комиссии избираются Олий Мажлисом открытым голосованием в составе председателей и членов. Заместитель председателя и секретарь комитета, комиссии по представлению председателя комитета, комиссии назначаются из числа членов соответствующего комитета, комиссии Председателем Олий Мажлиса по согласованию с Кенгашем Олий Мажлиса.
Председатели, заместители председателей и секретари комитетов, комиссий (кроме временных) осуществляют свою деятельность, как правило, на постоянной основе и на период своих полномочий не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, заниматься предпринимательской деятельностью.
При формировании комитетов и комиссий учитываются профессиональные и иные интересы депутатов, их производственный и жизненный опыт, свободно выраженное желание. В составах комитетов и комиссий, как правило, обеспечивается представительство депутатов от фракций и блоков.
Депутат Олий Мажлиса может быть избран, как правило, членом только одного комитета или одной комиссии Олий Мажлиса.
В состав комитетов и комиссий не могут быть избраны Председатель Олий Мажлиса и его заместители.
Все члены комитетов и комиссий пользуются равными правами.
Депутат Олий Мажлиса, не избранный в состав комитета или комиссии, вправе участвовать в их работе с совещательным голосом.
Полномочия депутатов в комитетах и комиссиях могут быть прекращены досрочно по их просьбе, а также в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнение ими своих обязанностей.
Изменения в состав комитетов и комиссий по предложению председателей комитетов и комиссий вносит Председатель Олий Мажлиса с последующим внесением на утверждение Олий Мажлиса.
Комитеты и комиссии ответственны перед Олий Мажлисом и подотчетны ему.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИТЕТОВ И КОМИССИЙ
Комитеты и комиссии организуют работу в соответствии со своими планами, поручениями и рекомендациями Олий Мажлиса, его Председателя и Кенгаша Олий Мажлиса.
Деятельность комитетов и комиссий координируется Председателем Олий Мажлиса.
Комитеты и комиссии строят свою работу на основе коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности и широкой инициативы членов комитетов и комиссий.
Основной организационной формой работы комитетов и комиссий являются их заседания.
Заседания комитетов и комиссий созываются по мере необходимости и проводятся как между заседаниями Олий Мажлиса, так и в период между сессиями.
Заседания комитетов и комиссий правомочны, если на них присутствует не менее половины состава комитета или комиссии. В случае невозможности прибыть на заседание член комитета или комиссии заблаговременно сообщает об этом председателю комитета или комиссии.
Заседания комитетов и комиссий, как правило, проводятся открытыми. На заседания могут приглашаться представители государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, специалисты и ученые, которые участвуют в заседаниях с правом совещательного голоса.
В случае необходимости комитет или комиссия может принять решение о проведении закрытого заседания.
Комитеты и комиссии для подготовки и углубленной проработки вопросов вправе создавать рабочие группы. В состав рабочих групп наряду с депутатами Олий Мажлиса могут входить представители министерств, государственных комитетов, ведомств, других государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, ученые, специалисты. Комитеты и комиссии также могут создавать совместные рабочие группы. На время работы в составе рабочих групп за специалистами и учеными сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы в соответствии с законодательством.
Комитеты и комиссии при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению, пользуются равными правами и несут равные обязанности.
Члены комитетов и комиссий обязаны участвовать в деятельности комитетов и комиссий, содействовать проведению в жизнь их решений, выполнять поручения комитетов и комиссий.
Член комитета или комиссии пользуется правом решающего голоса по рассматриваемым вопросам, участвует в их подготовке, обсуждении и принятии решений, а также в организации выполнения решений Олий Мажлиса, комитета или комиссии.
Члену комитета или комиссии обеспечиваются условия для активного участия в решении всех вопросов, рассматриваемых комитетом или комиссией, заблаговременно направляются для этого необходимые документы и другие материалы.
Члены комитетов и комиссий по поручению комитетов и комиссий и по своей инициативе изучают на местах вопросы, относящиеся к их ведению, обобщают предложения государственных органов и общественных объединений, а также граждан и сообщают свои выводы и предложения в комитеты или комиссии.
Вопросы, которые относятся к ведению комитетов и комиссий или нескольких комитетов и комиссий, могут подготавливаться и рассматриваться комитетами и комиссиями совместно.
Совместные заседания комитетов и комиссий ведут их председатели по согласованию между собой.
По вопросам, находящимся на рассмотрении комитета или комиссии, они могут запрашивать мнение других комитетов и комиссий.
Если комитеты или комиссии считают, что вопрос, переданный на их рассмотрение, относится также к ведению другого комитета или комиссии, либо признают необходимым высказать свое мнение по вопросу, рассматриваемому другим комитетом или комиссией, они вправе внести соответствующее предложение Председателю Олий Мажлиса или в Кенгаш Олий Мажлиса.
По просьбе других комитетов и комиссий комитет или комиссия может по вопросам своего ведения принимать участие в подготовке вопросов, рассматриваемых этими комитетами или комиссиями.
В случае расхождения позиций комитетов, комиссий по одному и тому же вопросу ими принимаются меры по преодолению разногласий. С этой целью могут создаваться согласительные группы из числа депутатов, входящих в состав этих комитетов и комиссий. Если согласие не достигается, они доводят свои предложения до сведения Председателя Олий Мажлиса.
По рассматриваемым вопросам комитеты и комиссии принимают решения, имеющие рекомендательный характер, или дают заключения.
Все вопросы в комитетах и комиссиях Олий Мажлиса решаются простым большинством голосов от общего состава членов комитета или комиссии.
Решения, заключения и протоколы комитетов или комиссий подписываются председателем комитета или комиссии.
Совместные решения, принятые комитетами или комиссиями, и совместно подготовленные ими заключения, а также протоколы совместных заседаний подписываются их председателями.
Принятые комитетами и комиссиями решения направляются соответствующим государственным органам, общественным объединениям и другим заинтересованным организациям.
Решения комитетов и комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в отношении которых они были приняты. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комитетам или комиссиям не позднее чем в месячный срок, если комитетами или комиссиями не установлен иной срок.
III. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТОВ И КОМИССИЙ
По поручению Олий Мажлиса, его Председателя, Кенгаша Олий Мажлиса или по собственной, инициативе комитеты и комиссии разрабатывают проекты новых законов Республики Узбекистан и решений Олий Мажлиса по вопросам, относящимся к их ведению, подготавливают вопросы, связанные с совершенствованием законодательства.
Комитеты и комиссии участвуют в формировании предложений по повестке дня сессий Олий Мажлиса.
Комитеты и комиссии по вопросам, внесенным ими в Олий Мажлис, либо по вопросам, переданным комитетам или комиссиям на предварительное или дополнительное рассмотрение, определяют своих докладчиков или содокладчиков.
При обсуждении совместно подготовленного законопроекта на сессии Олий Мажлиса с докладом выступает головной комитет или комиссия. Другие комитеты или комиссии могут выступать с содокладом.
Комитеты и комиссии по вопросам, отнесенным к их ведению, вправе запрашивать от государственных органов и общественных объединений, от должностных лиц документы, письменные заключения, отчетные данные и иные материалы.
В необходимых случаях законопроекты направляются на научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключения Кабинета Министров, мнения соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств, общественных объединений, а также ученых и специалистов.
Руководители государственных органов, общественных объединений, иные должностные лица за предоставление комитетам или комиссиям Олий Мажлиса недостоверной информации либо за умышленное сокрытие информации несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комитеты и комиссии имеют право приглашать на свои заседания руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента, предприятий, учреждений, организаций и заслушивать их сообщения о выполнении законов, других актов Олий Мажлиса, рекомендаций комитетов и комиссий.
Комитеты и комиссии заблаговременно извещают соответствующие органы и организации о предстоящем рассмотрении вопросов.
Комитеты и комиссии по итогам предварительного рассмотрения переданных на их изучение законопроектов представляют Кенгашу Олий Мажлиса свои заключения. В заключениях содержатся предложения о внесении проекта закона в повестку дня очередной сессии Олий Мажлиса либо об отклонении законопроекта или о продолжении работы над законопроектом.
Комитеты и комиссии в предварительном порядке рассматривают направленные им Председателем Олий Мажлиса или Кенгашем Олий Мажлиса проекты бюджета республики, отчеты о его исполнении, проекты стратегических государственных программ, а также готовят по этим проектам и по проектам соответствующих законов и постановлений свои заключения.
По поручению Олий Мажлиса, его Председателя, Кенгаша комитеты и комиссии осуществляют контроль за реализацией предложений, критических замечаний и запросов депутатов Олий Мажлиса.
Председатель комитета или комиссии:
организует подготовку необходимых материалов, созывает заседания комитета или комиссии и председательствует на них;
дает поручения членам комитета или комиссии, направляет им материалы и документы, связанные с деятельностью комитета или комиссии;
приглашает членов комитета или комиссии для участия в работе рабочих групп, а также для выполнения других поручений комитета или комиссии;
приглашает для участия в работе комитета или комиссии представителей государственных органов и общественных объединений, специалистов и ученых;
представляет комитет или комиссию на сессиях Олий Мажлиса, заседаниях Кенгаша Олий Мажлиса, в отношениях с государственными органами и общественными объединениями;
ежегодно представляет Кенгашу Олий Мажлиса отчет о проделанной работе комитета или комиссии;
организует работу по исполнению решений комитета или комиссии;
информирует Олий Мажлис, его Председателя, Кенгаш о выполнении их поручений;
информирует членов комитета или комиссии о выполнении принятых ими решений и рассмотрении их рекомендаций;
осуществляет другие функции в соответствии со своей компетенцией.
Заместитель председателя комитета или комиссии выполняет по поручению председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Секретарь комитета или комиссии:
готовит проект плана работы комитета или комиссии;
осуществляет контроль за его выполнением;
ответственен за делопроизводство комитета или комиссии;
выполняет другие поручения председателя, заместителя председателя комитета или комиссии.
Комитеты и комиссии Олий Мажлиса осуществляют свою деятельность гласно, широко информируют о ней общественность. На заседания комитетов, комиссий и рабочих групп могут приглашаться представители средств массовой информации.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности комитетов и комиссий Олий Мажлиса обеспечивается Секретариатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.