Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.03.2020 г. N ПП-4633 "О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.03.2020 г.
N ПП-4633
О МЕРАХ
ПО ШИРОКОМУ ВНЕДРЕНИЮ РЫНОЧНЫХ
ПРИНЦИПОВ В СФЕРУ ХЛОПКОВОДСТВА
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы", в том числе внедрения рыночных принципов, обеспечивающих свободную конкуренцию в сельском хозяйстве, отмены государственного заказа на производство хлопка и зерна, повышения экономической эффективности производства и заинтересованности производителей продукции, создания дополнительных рабочих мест за счет широкого привлечения инвестиций:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, АО "Узпахтасаноат" и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана об отмене, начиная с урожая 2020 года, государственного заказа на производство хлопка-сырца.
Утвердить Программу мер по регулированию взаимоотношений хлопкосеющих фермерских хозяйств и хлопкоперерабатывающих предприятий в связи с внедрением рыночных принципов в хлопководство согласно приложению N 1.
2. Установить, что:
а) начиная с урожая 2020 года:
отменяется практика установления закупочных цен на хлопок-сырец;
производителям хлопка-сырца (фермерским хозяйствам, хлопково-текстильным кластерам, кооперациям) предоставляется право свободного сорторазмещения районированного хлопчатника;
в целях обеспечения производителей хлопка-сырца качественными семенами сохраняется система поставки сертифицированных семян (в том числе действующий порядок выплаты надбавок за семенной хлопок) с поэтапным возложением на семеноводческие кластеры в структуре Центра развития семеноводства при Министерстве сельского хозяйства, а также хлопково-текстильные кластеры;
б) во всех регионах республики создаются добровольные кооперации фермерских хозяйств.
Определить основными задачами кооперации:
реализацию согласованных мер по производству хлопка-сырца путем заключения договоров с членами кооперации;
организацию совместного использования членами кооперации имущественных комплексов, техники, оборудования, транспортных средств и хлопкоочистительных заводов, необходимых для производства хлопка-сырца;
обеспечение членов кооперации сельскохозяйственной техникой, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, семенами, а также химическими и биологическими средствами защиты на основе договоров, заключаемых между кооперациями и их членами;
заготовку, транспортировку, хранение и переработку хлопка-сырца, в том числе методом мельницы, на основе договоров и организацию реализации произведенной продукции на основе посреднических договоров;
оказание членам кооперации агротехнических, бухгалтерских, консалтинговых, посреднических и иных услуг;
привлечение экспортеров для сотрудничества с кооперацией, проведение маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках;
реализацию хлопкового волокна и вторичной продукции, произведенных членами кооперации, на бирже либо по ценам, сформированным на бирже, на основе прямых договоров.
Распространить на кооперации по производству и переработке хлопка-сырца льготы, установленные для хлопково-текстильных кластеров, созданных на основе соответствующих постановлений Кабинета Министров;
в) отменяется скидка в размере 10 процентов на хлопковое волокно, произведенное в республике, действующая при формировании стартовой цены на бирже;
г) в целях своевременного обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции качественными семенами, адаптированными к местным условиям, предупреждения распространения болезней через семена, не обработанные в установленном порядке, а также последовательного повышения урожайности хлопка-сырца семена хлопчатника для урожая 2020 года поставляются семеноводческими цехами и хлопково-текстильными кластерами системы АО "Узпахтасаноат".
4. Определить, что фермерские хозяйства, хлопково-текстильные кластеры и семеноводческие хозяйства в структуре Центра развития семеноводства, исходя из агротехнических мероприятий, самостоятельно распоряжаются кредитными средствами, выделенными коммерческими банками за счет льготных кредитных ресурсов Фонда государственной поддержки сельского хозяйства, и добровольно выбирают поставщиков материальных ресурсов.
5. Министерству финансов Республики Узбекистан:
выделить Фонду государственной поддержки предпринимательской деятельности по мере необходимости из республиканского бюджета средства до 700 млрд сумов на возмещение части процентов по коммерческим кредитам, привлекаемым на закупку хлопка-сырца и зерна;
обеспечить необходимыми средствами коммерческие банки за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, кредитов международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, привлекаемых для поддержки бюджета, выпуска суверенных и корпоративных международных облигаций, и иных источников, не запрещенных законодательством, при возникновении у коммерческих банков потребности в денежных средствах для обеспечения закупок хлопка-сырца и зерна кредитными ресурсами;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение по совершенствованию механизмов страхования будущего урожая хлопка-сырца и зерновых колосовых культур.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять:
положение об организации деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров с целью эффективной организации кластерной системы в сфере хлопководства;
постановление, предусматривающее создание в регионах республики, в которых отсутствуют хлопково-текстильные кластеры, коопераций-производителей и переработчиков хлопка-сырца на базе хлопкоочистительных предприятий на основе добровольного объединения фермерских хозяйств.
7. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности, Агентства по управлению государственными активами, Министерства сельского хозяйства, Антимонопольного комитета, Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об упразднении АО "Узпахтасаноат".
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить "Дорожную карту" по упразднению АО "Узпахтасаноат".
8. Министерству водного хозяйства совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и Центром "Узгидромет" создать и обеспечить регулярное функционирование специальной электронной страницы, позволяющей в режиме "онлайн" получать сведения об имеющихся либо прогнозируемых водных ресурсах в реках и регионах республики, а также метеорологических, гидрологических и агрометеорологических данных с целью организации современных сервисных услуг в сфере сельского хозяйства.
9. Принять к сведению, что по импорту хлопкового волокна на территорию Республики Узбекистан ограничения не установлены.
10. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу абзац четвертый пункта 1 постановления Кабинета Министров от 12 декабря 2019 года N 985 "О сортовом размещении хлопчатника и прогнозируемых объемах производства хлопка-сырца в 2020 году", а также приложение N 3 к данному постановлению.
11. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.
12. Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 06.03.2020 г. N ПП-4633
ПРОГРАММА МЕР
по регулированию взаимоотношений хлопкосеющих
фермерских хозяйств и хлопкоперерабатывающих
предприятий в связи с внедрением рыночных
принципов в хлопководство
N
|
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Разработка нового порядка финансирования производства хлопка-сырца. При этом предусмотреть внедрение, начиная с урожая 2021 года, системы выделения льготных кредитов на финансирование затрат по производству хлопка-сырца исходя из требований фермерских хозяйств. |
Проект нормативно-правового акта |
1 апреля 2020 года |
Министерство финансов, Центральный банк, Министерство сельского хозяйства |
2. |
Внедрение в Бухарской области в порядке эксперимента механизма помесячного свободного распоряжения кредитными средствами, выделяемыми кластерным предприятиям и фермерским хозяйствам для производства хлопка-сырца через единые специальные банковские карты с последующим внедрением данного механизма в других регионах по итогам эксперимента. |
План мероприятий |
1 апреля 2020 года |
Центральный банк, коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
3. |
Отмена, начиная с урожая 2021 года, практики утверждения баланса производства и поставки хлопкового волокна. |
План мероприятий |
1 сентября 2020 года |
Министерство экономики и промышленности, АО "Узпахтасаноат", Ассоциация "Узтукимачиликсаноат" |
4. |
Реализация в установленном порядке хлопково-текстильным кластерам долей в районных машинно-тракторных парках системы АО "Узагросервис", принадлежащих областным объединениям машинно-тракторных парков. |
План мероприятий |
1 апреля 2020 года |
АО "Узагросервис", Агентство по управлению государственными активами, Ассоциация "Узтукимачиликсаноат", Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов, АО "Узагролизинг", коммерческие банки |
5. |
Исключение хлопковой продукции из перечня социально значимых товаров (услуг) и их стратегических видов, цены (тарифы) на которые регулируются государством. |
Проект нормативно-правового акта |
10 апреля 2020 года |
Антимонопольный комитет, Министерство финансов, АО "Узпахтасаноат" |
6. |
Обеспечение до реализации на хлопкоочистительных заводах пакетов акций (доли) территориальных акционерных объединений "Пахтасаноат" оказания данными заводами услуг по приемке, хранению и переработке (методом мельницы) хлопка-сырца. |
План мероприятий |
20 марта 2020 года |
АО "Узпахтасаноат", Агентство по управлению государственными активами, Министерство сельского хозяйства, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
7. |
Передача автоматизированной системы "Узпахта" АО "Узпахтасаноат" в ведение Министерства сельского хозяйства. |
План мероприятий |
1 июля 2020 года |
АО "Узпахтасаноат", Министерство сельского хозяйства |
8. |
Создание Проектного офиса по упразднению АО "Узпахтасаноат", финансируемого за счет средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами. |
Создание Проектного офиса |
20 марта 2020 года |
Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов, заинтересованные министерства и ведомства |
Внесение на утверждение в Кабинет Министров "Дорожной карты", предусматривающей: а) упразднение АО "Узпахтасаноат", инвентаризацию его активов и обязательств, координацию процессов приватизации предприятий, входящих в его систему; б) установление мероприятий, осуществляемых комиссией по ликвидации АО "Узпахтасаноат", предусмотрев: реализацию в установленном порядке пакетов акций (доли) территориальных акционерных объединений "Пахтасаноат" на хлопкоочистительных предприятиях; реализацию проданных хлопково-текстильным кластерам в соответствии с правительственными решениями на условиях оплаты в рассрочку пакетов акций (доли), принадлежащих территориальным акционерным объединениям "Пахтасаноат", на данных хлопкоочистительных предприятиях в установленном порядке в случае невыполнения хлопково-текстильными кластерами обязательств по заключенным договорам купли-продажи; упразднение по завершении процессов реализации долей территориальных акционерных объединений "Пахтасаноат" на хлопкоочистительных предприятиях АО "Узпахтасаноат" и территориальных акционерных объединений "Пахтасаноат"; в) осуществление Проектным офисом контроля за процессом упразднения АО "Узпахтасаноат" и территориальных акционерных объединений "Пахтасаноат", а также принятие их активов после упразднения. |
План мероприятий |
1 мая 2020 года |
Министерство финансов, Агентство по управлению государственными активами, Проектный офис, АО "Узпахтасаноат", Антимонопольный комитет, Государственный налоговый комитет, коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
|
9. |
Обеспечение ввода в эксплуатацию хлопково-текстильными кластерами швейно-трикотажных комплексов, создание которых предусмотрено в регионах республики в 2020-2021 годах в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2019 года N ПП-4341 "О мерах по организации производства швейно-трикотажной продукции и обеспечению занятости населения в регионах республики". При этом предусмотреть выделение отдельных льготных кредитов хлопково-текстильным кластерам для ввода в эксплуатацию швейно-трикотажных комплексов. |
Внесение изменений в Адресную программу (дислокацию) по созданию комплексов в 2020-2021 годах и обеспечение необходимыми финансовыми источниками
|
В сроки, установленные постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2019 года N ПП-4341 |
Министерство экономики и промышленности, Министерство финансов, Ассоциация "Узтукимачиликсаноат", АО "Узпахтасаноат", соответствующие коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
10. |
Создание и обеспечение техническими средствами информационно-консультативных центров, занимающихся прогнозом состояния развития посевов и ожидаемого урожая сельскохозяйственной продукции в районах, в том числе на посевных хлопковых и зерновых площадях в рамках проекта Всемирного банка "Модернизация сельского хозяйства". Информационно-консультативными центрами организуется: опубликование на периодической основе сведений об ожидаемом урожае, состоянии развития посевов, объеме продукции на складах в разрезе регионов; оказание консультативных услуг хозяйствам по вопросам определения и повышения плодородия почвы, проведения в оптимальные сроки и на должном уровне агротехнических мероприятий, проведения мероприятий по борьбе с распространением вредителей. |
План мероприятий |
1 сентября 2020 года |
Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов |
11. |
Объявление ожидаемых минимальных цен в год урожая исходя из анализа цен на мировом рынке. |
Издание бюллетеня, опубликование в средствах массовой информации |
Ежегодно 1 декабря |
Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Ассоциация "Узтукимачиликсаноат" |
12. |
Обеспечение широкого освещения в средствах массовой информации сути и значения, целей и задач настоящего постановления путем подготовки рекламных роликов, организация специальных телепередач. |
Практические мероприятия |
Еженедельно |
Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальное информационное агентство Узбекистана, Министерство сельского хозяйства |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 марта 2020 г.
"Народное слово", 10 марта 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
16 марта 2020 г., N 10, ст. 107