Указ Президента Республики Узбекистан от 13.03.2020 г. N УП-5963 "О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
13.03.2020 г.
N УП-5963
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО УГЛУБЛЕНИЮ РЕФОРМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ
ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В целях дальнейшего углубления реформ в строительной отрасли, снижения бюрократических барьеров, широкого внедрения инновационных идей, разработок и передовых информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечения прозрачности на всех этапах строительства:
1. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) допускается применение до 31 декабря 2028 года на территории Республики Узбекистан зарубежных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности (далее - нормативные документы) согласно приложению N 1 одновременно с национальными нормативными документами, в том числе на этапе проведения экспертизы проектной документации, при условии:
адаптации с привлечением местных проектно-изыскательских организаций проектной документации, подготовленной на основе зарубежных нормативных документов, с разработкой специальных технических условий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами;
покрытия со стороны заказчика (инвестора) расходов по оплате услуг независимых зарубежных специалистов и консультантов, привлекаемых, при необходимости, уполномоченным органом при рассмотрении адаптированной проектной документации, независимо от результата такого рассмотрения;
внедряется электронный рейтинг проектно-изыскательских организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статистической отчетности (опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда);
внедряется электронный рейтинг строительных подрядных организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статистической отчетности (опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда), а также сведений Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан (объем завершенных строительством объектов, наличие предписаний по устранению нарушений градостроительного законодательства и их исполнение, а также другие критерии) с дифференциацией рейтинга по категориям в зависимости от объемов и объектов строительства;
закупочные процедуры в рамках государственных закупок в сфере строительства осуществляются в электронной форме в режиме онлайн с возможностью интеграции с другими электронными системами и использования данных электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций при оценке их соответствия установленным квалификационным требованиям закупочных процедур;
к участию в государственных закупках в сфере строительства допускаются проектно-изыскательские и строительные подрядные организации, включенные в электронный рейтинг и имеющие положительные показатели по соответствующим критериям (опыт работы, финансовая устойчивость, наличие в штате квалифицированных работников, данные которых включены в межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда");
для проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, включенных в электронный рейтинг и имеющих положительные показатели по соответствующим критериям, не требуется прохождение предварительной квалификации для допуска к участию в государственных закупках, а также предоставление общей и технической частей конкурсной (тендерной) документации;
проектная документация по объектам, финансируемым за счет средств государственных заказчиков и субъектов государственных закупок, подлежит обязательной экспертизе на соответствие требованиям энергетической эффективности в сроки, отведенные для проведения комплексной экспертизы проектной документации;
вводится требование о выполнении собственными силами не менее тридцати процентов от стоимости работ (услуг) проектно-изыскательскими и строительными подрядными организациями, признанными победителями закупочных процедур в рамках государственных закупок в сфере строительства.
2. Согласиться с предложением Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов Республики Узбекистан и хокимията г. Ташкента о проведении эксперимента по привлечению субъектов частного предпринимательства к осуществлению функций заказчика в городе Ташкенте (далее - эксперимент), предусматривающего:
отбор 10 объектов строительства в городе Ташкенте, проектирование и строительство которых запланировано на 2021-2022 годы;
заключение договоров на инжиниринговые услуги (включая технический надзор и управление проектом) с субъектами частного предпринимательства по результатам отбора наилучших предложений;
утверждение Кабинетом Министров Республики Узбекистан перечня объектов строительства и субъектов частного предпринимательства, участвующих в эксперименте.
Установить, что эксперимент проводится в срок до завершения строительно-монтажных работ и ввода отобранных объектов в эксплуатацию.
3. Создать при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Научно-исследовательский институт технического нормирования и стандартизации в форме государственного учреждения (далее - Институт).
4. Определить основными задачами Института:
изучение проблем системы нормирования в строительстве и внедрения инновационных технологий;
гармонизацию национальных нормативных документов с международными нормами, правилами и стандартами в строительстве на основе их изучения и анализа;
разработку требований по безопасности зданий, сооружений и их отдельных элементов, а также мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;
создание и ведение научно-технической библиотеки и электронной базы нормативных документов, в том числе зарубежных;
взаимодействие с зарубежными и международными организациями, консультантами и специалистами и их привлечение к совершенствованию базы национальных нормативных документов.
5. Структура и количество штатных единиц Института утверждаются министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства, исходя из направлений его деятельности и объема работ.
Установить, что:
деятельность Центра финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, средств Фонда поддержки деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, средств технического содействия (грантов) МФИ/ИПФО и иных источников, не запрещенных законодательством;
штатная численность Центра комплектуется за счет оптимизации управленческого персонала соответствующих министерств и ведомств в 2020 году.
6. Министерству строительства Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Программу по разработке и пересмотру национальных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности в 2020-2023 годах (далее - Программа).
Определить, что в рамках реализации Программы:
разработка, пересмотр и совершенствование национальных нормативных документов, в том числе ведомственных, осуществляется с привлечением зарубежных компаний, имеющих опыт работы в строительной сфере;
отраслевые министерства и ведомства обеспечивают предоставление в обязательном порядке Министерству строительства Республики Узбекистан проектов разработанных и пересмотренных нормативных документов, в том числе ведомственных, на согласование до их утверждения;
источником финансирования работ по разработке и пересмотру нормативных документов являются бюджетные средства, выделяемые соответствующим министерствам и ведомствам, а также иные средства, не запрещенные законодательством.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан:
в месячный срок оказать содействие Министерству строительства Республики Узбекистан в привлечении международных экспертов и консультантов для реформирования строительной отрасли, в том числе эффективной организации работ по разработке и пересмотру национальных нормативных документов;
в месячный срок обеспечить выделение Министерству строительства 15 миллиардов сумов за счет средств Резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан для разработки и пересмотра национальных нормативных документов в 2020 году, а также оплаты услуг международных экспертов и консультантов;
при разработке параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2021-2023 годы предусматривать выделение необходимых средств для разработки и пересмотра национальных нормативных документов.
9. Министерству занятости и трудовых отношений и Министерству строительства в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию норм по охране труда и технике безопасности в строительной отрасли с дифференциацией минимальных требований в зависимости от видов выполняемых строительно-монтажных работ и других критериев на основе передового зарубежного опыта.
10. Министерству финансов совместно с Министерством строительства и Антимонопольным комитетом в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию порядка организации и проведения закупочных процедур в сфере строительства с учетом передового зарубежного опыта, в том числе требований по разработке и утверждению закупочной документации при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта.
11. Министерству строительства Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 августа 2020 года обеспечить разработку с привлечением международных финансовых институтов:
Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2020-2025 годы;
порядка согласования и утверждения специальных технических условий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности;
порядка предоставления допуска на строительство объектов на условиях "под ключ" (Engineering Procurement Construction) методом "fast-track" (одновременное проектирование, закупка и строительные работы);
б) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, хокимиятом г. Ташкента и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения:
в двухмесячный срок - об утверждении объектов строительства и субъектов частного предпринимательства, участвующих в эксперименте;
по результатам эксперимента и с учетом передового опыта зарубежных стран - об организации и финансировании строительства объектов, осуществляемого за счет централизованных источников, с участием субъектов частного предпринимательства, осуществляющих функции служб заказчика, а также о реформировании деятельности служб заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, города Ташкента, министерствах и ведомствах;
в) совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики и промышленности, Центральным банком и Торгово-промышленной палатой с привлечением широкой общественности в срок до 1 мая 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по регламентации процесса долевого строительства многоквартирных жилых домов, в том числе предусмотрев установление требований к:
наличию согласованной проектно-сметной документации до начала привлечения средств на условиях долевого строительства и ограничению нецелевого использования застройщиком средств участников долевого строительства, аккумулируемых на банковском счету застройщика;
обязательной государственной регистрации договора на участие в долевом строительстве и ведению единого реестра застройщиков, привлекающих средства на условиях долевого строительства;
г) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана в срок до 1 мая 2020 года организовать краткосрочные курсы подготовки и переподготовки работников строительной отрасли с выдачей сертификатов соответствия профессии;
д) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственным комитетом по статистике, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в рамках создания электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций:
в срок до 1 апреля 2020 года определить перечень необходимой информации для формирования электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, а также порядок ее предоставления в Министерство строительства Республики Узбекистан министерствами, ведомствами и организациями;
в сроки, установленные для внедрения электронных рейтингов, разработать необходимое программное обеспечение с интеграцией в Национальную информационную систему "Прозрачное строительство";
е) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, а также заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по укреплению и обновлению материально-технической базы проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций;
ж) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
13. Установить следующий порядок организации исполнения настоящего Указа:
первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. - обеспечить качественное, полноценное и своевременное исполнение данного Указа, организовать и координировать эффективную деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за разработку и пересмотр нормативных документов, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;
заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности - министру экономики и промышленности Кучкарову Д.А. - обеспечить внедрение передового зарубежного опыта в порядок организации и проведения закупочных процедур в сфере строительства, а также выделение необходимых средств для разработки и пересмотра национальных нормативных документов;
министру строительства Республики Узбекистан Закирову Б.И. - принять необходимые меры по повышению эффективности деятельности проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, подведомственных образовательных учреждений, а также совершенствованию норм по охране труда и технике безопасности в строительной отрасли;
первому заместителю министра строительства Республики Узбекистан Хидоятову Ш.С. - обеспечить поэтапную и качественную разработку и пересмотр всех национальных нормативных документов, широкое внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в сферу строительства, в том числе в закупочные процедуры;
генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. - организовать брифинги, пресс-конференции, выпуск публикаций и тематических телепередач по освещению сути и содержания, а также практической значимости настоящего Указа.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 13.03.2020 г. N УП-5963
ПЕРЕЧЕНЬ
зарубежных нормативных документов в области
технического регулирования в сфере градостроительной
деятельности, которые допускаются к применению
на территории Республики Узбекистан одновременно
с национальными нормативными документами
N |
Наименование нормативных документов
|
Государства |
1. |
Еврокоды (European Codes, EС)
|
Европейский Союз |
2. |
Британские стандарты (British Standards, ВS)
|
Великобритания |
3. |
Китайские национальные строительные стандарты (GB, CJ, JC, JG и др.)
|
Китайская Народная Республика |
4. |
Корейские строительные коды (Korean building code, КВС)
|
Республика Корея |
5. |
Строительные нормы и правила (СНиП)
|
Российская Федерация |
6. |
Международные строительные коды США (International building code, IBC)
|
Соединенные Штаты Америки |
7. |
Национальные стандарты Японии (Japanese Industrial Standards, JIS)
|
Япония |
к Указу Президента РУз
от 13.03.2020 г. N УП-5963
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 22 мая 2018 года N УП-5445 "О дополнительных мерах по оптимизации порядка осуществления проектных и строительных работ в капитальном строительстве":
а) в пункте 1:
в абзаце втором слова "Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство)" заменить словами "Министерство строительства Республики Узбекистан";
в абзаце третьем слово "Агентством" заменить словами "Министерством строительства Республики Узбекистан";
б) абзац третий пункта 3 исключить;
в) пункт 4 исключить.
2. В Указе Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года N УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства":
абзац первый пункта 3 исключить;
абзацы второй - седьмой считать соответственно абзацами первым - шестым;
приложение исключить.
4. Пункт 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2018 года N ПП-3895 "О мерах по созданию современных деловых центров "Business city" на территориях республики" исключить.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 марта 2020 г.
"Народное слово", 14 марта 2020 г.