Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 03.08.2020 г. N ПП-4796)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 03.08.2020 г. N ПП-4796
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
развития статистики Республики Узбекистан
в 2020-2025 годах
Перспективное стабильное развитие национальной системы статистики Республики Узбекистан требует реализации государственной политики в сфере на основе новых подходов. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах (далее - Стратегия) служит основой для реализации данной задачи.
Основная цель Стратегии - комплексное развитие всей национальной системы статистики страны, способствующей повышению актуальности статистики, отвечающей требованиям пользователей, совершенствованию управления и координации системы статистики, а также охватывающей следующие стратегические цели:
улучшение правовой и организационной инфраструктур;
совершенствование статистической инфраструктуры;
улучшение взаимоотношений между пользователями и поставщиками статистической информации;
улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации;
совершенствование отдельных статистических направлений и методологий.
Реализация Стратегии в 2020-2025 годах предоставляет возможность достижения следующих широкомасштабных стратегических результатов:
высокого уровня удовлетворенности пользователей статистической информации;
качественной мотивации поставщиков статистической информации;
всесторонней поддержки развития национальной статистики правительством и партнерами;
мотивации и высокой квалификации работников;
эффективной координации системы национальной статистики страны.
Развитие национальной системы статистики основывается на достижении основных целевых показателей, определенных в приложении N 1, и своевременной реализации мероприятий, изложенных в приложении N 2 к Стратегии.
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПРАВОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Принимая во внимание важное значение конкретных правовых основ и эффективной организационной структуры в качественном выполнении своих задач, Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики, образующими национальную систему статистики страны, планируется пересмотреть законодательство в сфере статистики и модернизировать организационную инфраструктуру национальной системы статистики.
Внедряется программа управления качеством, усиливается координация национальной системы статистики, планируется более эффективное распределение и распространение статистической информации.
1. Совершенствование законодательства в сфере статистики
Для выполнения Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики своих задач, требуется конкретная правовая и организационная структура официальной статистики, включающая в себя:
во-первых, создание национальной системы статистики, правовой статус органов статистики, а также правовой статус, функции, права и обязанности других государственных ведомств и организаций в рамках национальной системы статистики страны;
во-вторых, конкретные полномочия организаций национальной системы статистики по сбору статистической информации.
Для устранения пробелов в действующем законодательстве разрабатывается проект закона "Об официальной статистике" в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В частности, новый закон направлен на:
повышение прозрачности официальной статистики путем систематизации и объединения в единый закон актов законодательства в данной сфере;
укрепление статуса Государственного комитета по статистике в качестве уполномоченного и независимого органа и расширение полномочий его руководителей;
разработку необходимых нормативно-правовых актов с целью совершенствования межведомственного сотрудничества в сфере статистической деятельности;
пересмотр действующих соглашений между организациями статистики на основе совершенствуемого законодательства с целью обеспечения эффективного сотрудничества и обмена информацией;
создание в государственных ведомствах, производящих информацию и образующих национальную систему статистики страны, производителей информации по отдельным подразделениям статистики;
совершенствование правил обмена информацией для получения и улучшения доступа к информации и документам органов государственного и хозяйственного управления для использования в статистических целях;
учет последних изменений в деятельности органов статистики и других организаций сферы;
создание механизмов постоянного взаимодействия между производителями и пользователями статистической информации, имеющих важное значение в повышении актуальности статистической информации;
конкретное определение производителей официальной статистики, их прав и обязанностей;
разработку методологии формирования, ведения и использования баз данных органов государственного и хозяйственного управления;
проведение мероприятий по переписи, включение процедур об ответственности за участие в данных мероприятиях и ответы на вопросники граждан и субъектов;
определение порядка контроля за качеством распространения статистической информации.
2. Улучшение координации деятельности
производителей статистической информации
Статистический совет в качестве межведомственного комитета должен обладать определенными полномочиями для мотивации всех ведомств к соблюдению соглашений, а также достаточным потенциалом для принятия стратегических решений.
Вместе с тем Статистический совет в предыдущем составе не осуществлял деятельность на должном уровне, в последние годы совершенствование координации системы статистики между производителями информации стало актуальным вопросом.
Улучшение координации деятельности ведомств, занимающихся формированием информации, охватывает следующие мероприятия:
укрепление полномочий и обязанностей Статистического совета;
создание технических рабочих групп, обладающих полномочиями в соответствующих сферах для гармонизации информации, методов и классификаторов статистики с национальными интересами;
осуществление пересмотра действующих соглашений, меморандумов и взаимоотношений органов государственного и хозяйственного управления, занимающихся формированием информации, с целью гармонизации их статистики.
3. Совершенствование организационной структуры
национальной системы статистики
Наличие тщательно разработанного, осуществляющего эффективную деятельность и обеспеченного достаточными ресурсами органа статистики является основой прочной системы статистики в стране.
Вместе с тем предлагаемые меры по повышению координирующей роли и совершенствованию статистической деятельности Государственного комитета по статистике, внедрение в данную деятельность Типовой модели производства статистической информации, позволяющей интегрировать информацию и метаинформацию, могут потребовать более эффективной и полномочной структуры.
Кроме того, для своевременного производства высококачественной и достоверной информации наблюдается потребность в пересмотре организационных структур отдельных подразделений статистики и большинства организаций, занимающихся формированием на должном уровне информации без человеческих ресурсов.
Для совершенствования организационной структуры национальной системы статистики предусматриваются следующие мероприятия:
реорганизация организационной структуры Государственного комитета по статистике с соответствующими полномочиями;
оптимизация организационной структуры Государственного комитета по статистике, в том числе обязанностей и должностных инструкций;
определение числа и квалификации требуемых работников, оценка действующего персонала на соответствие требованиям и проведение анализа существующих пробелов в системе.
4. Разработка национальных базовых принципов
обеспечения качества национальной системы статистики
Система управления качеством, ведения мониторинга и оценки является неотъемлемой частью национальной системы статистики, обеспечивающей соответствие важных аспектов качества статистической информации и процессов национальным и международным системам оценки качества.
Однако в настоящее время в стране отсутствует единая комплексная политика управления качеством статистической информации, в частности ведется политика сбора и анализа информации, но политика ее планирования и распространения не разработана.
С целью обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством реализуются следующие меры:
внедрение базовых принципов обеспечения качества в соответствии со средствами управления качеством ISO 9001-2008 и руководством по национальным базовым принципам обеспечения качества ООН;
повышение осведомленности работников Государственного комитета по статистике в вопросах управления качеством, обучение их принципам и процессам качества;
разработка инструментов управления качеством и реализация политики в области качества;
совершенствование модели качества, включающей в себя показатели качества статистической продукции, их актуальность, достоверность, своевременность выполнения, удобство, понятность и согласованность;
совершенствование политики в области качества в целях удовлетворения потребности пользователей и обновления действующих процессов;
разработка показателей качества и эффективности, а также систем их измерения и осуществления контроля за качеством, программ проверки качества;
реализация политики в области качества и программы его оценки.
5. Улучшение кадрового потенциала системы статистики
Система управления человеческими ресурсами способствует совершенствованию процессов отбора и подготовки квалифицированных кадров, вносящих вклад в достижение цели предоставления достоверной, качественной и своевременной информации.
Кадровый потенциал органов государственной статистики и других организаций-производителей информации не достаточен для удовлетворения в перспективе статистических потребностей. С целью повышения эффективности и результативности своей деятельности национальная система статистики нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных на должном уровне.
В связи с этим необходимо разработать систему управления человеческими ресурсами с использованием механизмов стимулирования, направленных на привлечение и сохранение квалифицированных кадров.
Институт повышения квалификации кадров и статистических исследований (далее - Институт) осуществляет деятельность по направлению повышения квалификации в сфере статистики.
В данном направлении принимаются следующие меры:
разработка мер по реализации широкомасштабной политики в области человеческих ресурсов и подготовки квалифицированных кадров в системе национальной статистики страны;
осуществление пересмотра соответствующих функций должностных обязанностей и тарифной сетки оплаты труда в направлении улучшения стимулирования;
разработка и внедрение новых механизмов ротации, пересмотр порядка и политики подбора и отбора кадров;
создание эффективной системы карьерного продвижения и стимулирования на основе личных заслуг работников;
совершенствование материально-технической, информационно-коммуникационной и статистической инфраструктуры Института;
внедрение в Институте открытых и дистанционных учебных курсов в режиме онлайн по развитию и профессиональной подготовке кадров в сфере статистики, проведению семинаров по вопросам управления человеческими и финансовыми ресурсами;
оказание содействия в осуществлении научно-исследовательской деятельности Института;
организация магистерских и докторских программ для подготовки специалистов по экономическому анализу;
ведение мониторинга профессиональной деятельности.
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Совершенствование статистической инфраструктуры имеет важное значение для формирования высококачественной и актуальной информации.
Цель - укрепление таких основных элементов статистической инфраструктуры, как регистры, методы, классификаторы, системная и информационная архитектура, хранилище метаинформации.
1. Совершенствование классификаторов
и других инструментариев
Наличие национальных классификаторов, методологии и стандартов, разработанных на основе стандартов, принятых и рекомендованных на международном уровне, является ключом для интеграции информации, обеспечения их обмена и подготовки соответствующих статистических показателей.
На Статистический совет возлагаются задачи по последовательному применению единых концепций, характеристик и классификаторов в рамках национальной системы статистики.
Для реализации мероприятий в данном направлении определены следующие задачи:
укрепление роли Статистического совета в координации и унификации методов, классификаторов и методологий, используемых учреждениями системы статистики, в соответствии с международными стандартами;
совершенствование деятельности отдела Государственного комитета по статистике, ответственного за пересмотр методов, используемых органами статистики, ведение мониторинга решений Статистического совета и меморандумов о взаимопонимании между Государственным комитетом по статистике и другими организациями-производителями статистической информации;
осуществление пересмотра классификаторов в соответствии с международными стандартами, их применение в деятельности Государственного комитета по статистике и других организаций;
разработка усовершенствованных проектов Кодекса этики и Кодекса передовых практик в сфере статистики в соответствии с передовым международным опытом, в том числе вопросов защиты конфиденциальности, путем их обсуждения с основными производителями информации;
создание многоязычного глоссария и словарей в области информации и обеспечение их доведения до широкой общественности;
регулярное обучение специалистов организаций, занимающихся формированием информации.
2. Создание статистических регистров
Создание бизнес-регистров в соответствии с международными стандартами предоставляет возможность обеспечения Государственного комитета по статистике совершенными инструментами сбора информации о различных характеристиках предприятий, а также создания системы выборки обследований предприятий для наблюдения за изменениями в различной экономической статистической информации.
В рамках Стратегии создаются усовершенствованные статистические регистры за счет расширения действующей базы данных предприятий с помощью их пополнения информацией с целью профилирования.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
изучение передового международного опыта внедрения статистических регистров, пересмотра действующих государственных регистров и разработки бизнес-регистра в статистических целях;
разработка процедур технического обслуживания и обновления для каждого статистического регистра и подготовка системных спецификаций;
проведение испытаний системы и процессов статистического регистра;
изменение программ обследования для использования статистических регистров в качестве основы проведения выборки.
3. Совершенствование процессов
и методов разработки вопросников
Содержание вопросника оказывает ощутимое влияние на процент и качество ответов, полученных в ходе опроса, и, соответственно, выводы, сделанные на основе результатов опроса.
Действующие методы разработки вопросников не отвечают требованиям. К общим проблемам относятся низкий уровень ответов, тяжелый груз отчетности респондентов и расходы на сбор информации.
Кроме того, формат, структура и методы выборки важны для обеспечения достоверности получаемой информации и репрезентативности всего населения.
Отсутствие единых целостных стандартов выборки и надлежащей подготовки по вопросам формирования выборки в национальной системе статистики затрудняет осуществление процессов совершенствования и оценки качества выбора.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
разработка указаний по выработке вопросников в разных формах, включающих в себя вопросники в бумажном и электронном виде, интервью лицом к лицу, автоматизированные интервью по телефону и механизмы их реализации;
разработка программы пересмотра всех существующих вопросников и создание их базы;
разработка и внедрение процедур пересмотра вопросников на предмет их соответствия стандартам до их применения;
организация обучения вопросам использования методов разработки вопросников для статистических обследований;
изучение возможностей проведения выборки;
обучение работников Государственного комитета по статистике и других организаций методам выборки;
изучение действующего сборника обследований для определения вариантов, обеспечивающих проведение выборочных обследований без потери при этом общности;
совершенствование выборки обследования предприятий и домашних хозяйств с учетом планируемых изменений и разработок в статистических регистрах.
4. Внедрение анализа временных рядов, методов сезонной
корректировки и политики пересмотра информации
Предоставление статистической информации в форме временных рядов является традицией, признанной на международном уровне, которая предоставляет полезную информацию о прогнозировании фактических изменений в информации по причине периодичных, сезонных и беспорядочных происшествий, а также с точки зрения иных видов анализа.
Существуют определенные условия для формирования информации по временным рядам: методологическая согласованность в течении времени, сезонные корректировки высокочастотной информации, использование надлежащих методов дефляции.
С целью укрепления потенциала организаций-производителей информации в подготовке временных рядов определяются следующие меры:
создание временных рядов дискретных показателей в разрезе максимально продолжительного времени;
изменение вопросников для сбора дискретной информации;
внедрение метода сезонной корректировки для субгодовой дискретной информации по всем основным показателям;
совершенствование действующих индексов и методов дефляции;
разработка программ по широкому разъяснению использования временных рядов.
5. Совершенствование работ по проведению
исследований, анализа и мониторинга
Исследовательская и аналитическая работа основных производителей информации в системе статистики является важной с точки зрения повышения содержания, значимости и актуальности их статистики для пользователей.
В рамках реализации Стратегии предусматривается повышение потенциала организаций национальной системы статистики в области научных исследований и анализа, а также совершенствование методов моделирования, прогнозирования и мониторинга.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
разработка эффективных методов подготовки аналитических материалов и отчетов;
развитие аналитического потенциала основных организаций-производителей информации;
создание современных инструментов анализа и разработка форм отчета по анализу;
повышение потенциала всех производителей статистической информации национальной системы статистики страны в вопросах прогнозирования и моделирования.
III. УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Пользователи статистической информации составляют неотъемлемую часть системы статистики и имеют решающее значение в совершенствовании сбора, обработки и распространения качественной информации. Поэтому важно учитывать мнение пользователей при подготовке статистических материалов.
Улучшение отношений между пользователями и поставщиками информации является одной из основных целей Стратегии, способствует повышению эффективности деятельности национальной системы статистики страны.
1. Совершенствование взаимосвязи с пользователями
Для улучшения взаимосвязи с пользователями необходимо проведение распределения и анализа по категориям в соответствии с функциями и их требованиями к статистической информации, в частности распределение на государственные ведомства, отрасли экономики, научные круги, средства массовой информации, международные организации и коллективы в целом.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
совершенствование взаимоотношений с пользователями для информирования общественности о текущей статистической информации;
создание медиацентра в Государственном комитете по статистике для подготовки видеоматериалов, направленных на повышение статистической грамотности населения;
проведение анализа общих потребностей пользователей и обеспечение обратной связи по соответствующим темам;
разработка стандартов предоставления информации для различных групп пользователей;
совершенствование обследований по изучению степени удовлетворенности пользователей для получения представления об изменении их мнений;
разработка обновленных форм официальных сайтов органов статистики и других производителей информации для обеспечения доступа к основной статистической информации;
разработка электронной формы подписки;
обучение пользователей навыкам анализа и использования статистической информации.
2. Совершенствование политики в области
распространения статистической информации
В настоящее время пользователи не обладают информацией в достаточном и необходимом объеме, действующая политика в области распространения информации недостаточно эффективна.
В целях создания последовательного и комплексного подхода к распространению информации предусмотрены следующие меры:
подготовка и реализация программы распространения информации, в том числе календаря опубликования информации;
совершенствование функций распространения информации;
разработка предложений о распространении статистической информации для всех организаций-производителей информации, обеспечении интеграции их информации, а также распространении посредством портала открытых данных;
внедрение международных стандартов распространения информации;
увеличение публикаций по временным рядам;
осуществление мониторинга получения информации и постоянное совершенствование;
регулярное обновление электронных информационных ресурсов Государственного комитета по статистике.
3. Совершенствование политики по поставщикам
статистической информации
Действующая система сбора информации налагает тяжелый груз отчетности на поставщиков информации, в частности сложность и большой объем вопросников оказывает негативное воздействие на полноту и достоверность полученных ответов. Поэтому требуется внедрение политики приведения к минимуму груза отчетности за счет предоставления респондентам большей гибкости в эффективном отборе, обеспечении упрощенности вопросников, сроках проведения опроса или получения заполненных вопросников.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
определение и реализация политики в отношении респондентов;
внедрение системы измерения груза отчетности респондентов во время проведения обследований;
установление целевых показателей сокращения груза отчетности респондентов и осуществление контроля за их внедрением;
определение прав и обязанностей респондентов и распространение соответствующей информации;
разработка методологии проведения опроса с использованием сall-центров и запуск пилотного проекта в соответствии с передовым международным опытом.
КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии являются одними из наиболее важных требований создания эффективно функционирующей системы статистики. Принимая во внимание ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий, требованием времени является использование возможностей данных технологий в процессе сбора, обработки и распространения информации учреждениями статистики.
Цель - создание комплексной системы обработки информации, охватывающей полный цикл сбора (обследования/управления) информации. Данный процесс предусматривает разработку интегрированного программного обеспечения для разработки вопросников, создания инструментариев обследования, проведения обследований, сбора, редактирования, переписи, обобщения и распространения информации с помощью цифровых устройств, в данном процессе широко используется общая база метаинформации.
Информационные системы Государственного комитета по статистике необходимо интегрировать с базами данных других производителей статистической информации. В систему следует внедрить автоматизированный личный опрос (АЛО), автоматизированный опрос по телефону (АОТ), автоматизированный веб-опрос (АВО) и другие методы сбора информации.
1. Создание интегрированной системы формирования,
хранения и обработки статистической информации
Одной из основных целей Стратегии является создание комплексной информационной системы вместо существующих различных программ и баз данных.
В целом в целях создания эффективно функционирующей комплексной системы обработки информации предусматривается разработка подробного плана для национальной системы статистики в области ИКТ, охватывающего:
совершенствование баз данных и метаинформации, а также их классификации путем внедрения функций обработки и анализа в режиме онлайн посредством модернизации инструментов и установления нового программного обеспечения;
разработку мобильных приложений для сбора и ввода информации;
разработку и внедрение статистических регистров для обеспечения согласованности и пропорционального обновления информации;
внедрение средств автоматизированного личного интервью (АЛО);
подготовку персонала для использования средств автоматизированного личного интервью (АЛО) и автоматизированного опроса по телефону (АОТ);
совершенствование части сбора и распространения информации веб-портала Государственного комитета по статистике путем разработки новых веб-сервисов
для респондентов и пользователей;
разработку системы охраны и защиты информации;
создание и установку дополнительной резервной системы, гарантирующей безопасность информационных баз;
создание системы VoIP, связывающей центральный аппарат с Институтом и территориальными подразделениями, для организации проведения видеоконференций и организации обучения.
2. Улучшение материально-технического обеспечения
Государственного комитета по статистике, его
территориальных подразделений и Института
и модернизация информационно-
коммуникационных технологий
Существует необходимость в полном обновлении всего материально-технического обеспечения Государственного комитета по статистике, его территориальных подразделений и Института, в том числе более 60 процентов информационно-коммуникационной инфраструктуры. Программное обеспечение, используемое для обработки информации и управления базами данных, устарело и не может выполнять сложные задачи.
Для решения данных вопросов определены следующие задачи:
разработка политики и программы обновления информационной инфраструктуры, используемой в системе Государственного комитета по статистике и других производителей официальной статистики;
закупка, установка и техническое обслуживание средств и программного обеспечения;
введение в эксплуатацию центра (Дата-центра) по хранению и обработке статистической информации в целях создания мощностей, необходимых для сбора, обработки и хранения статистической информации;
разработка и реализация плана обновления материально-технической базы с привлечением необходимых финансовых средств.
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
СТАТИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОЛОГИЙ
Основная статистическая информация страны формируется путем ежегодно утверждаемых правительством программ государственных статистических работ, включающих в себя более 1,4 тысячи наименований или свыше 1 400-1 500 тысяч статистических работ.
Программа определяет статистические показатели, предусмотренные для формирования, Государственный комитет по статистике несет ответственность за механизмы их формирования.
Вследствие отсутствия нормативно-правовой базы и актов, определяющих механизмы координации Государственным комитетом по статистике статистических работ, данная функция реализуется неэффективно. В частности, действующая система не дает возможности обеспечения в должной мере полной согласованности методов формирования и методологических основ статистической информации в соответствии с передовыми международными стандартами.
Одной из основных целей Стратегии является разработка необходимых рекомендаций и мероприятий по совершенствованию всех отдельных статистических направлений и сбору административной информации путем интеграции международных стандартов и передового опыта.
В частности, наблюдается существенное совершенствование каждого направления статистики с точки зрения состава производителей статистической информации, охвата, согласованности, конкретности, актуальности, удобства и понятности статистической информации.
1. Укрепление потенциала системы статистики
в области переписи
За годы независимости в Республике Узбекистан мероприятия по переписи населения не проводились. Изменения, резко повлиявшие на численность населения, половозрастную структуру, особенности расселения на территории республики и другие социально-демографические характеристики, существенно ограничивают применение информации текущего учета населения.
Перепись населения играет большую роль в системе официальной статистики, служит важнейшей основой для разработки долгосрочных прогнозов и государственных целевых программ социально-экономического развития, программ создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, формирования показателей национальных целей устойчивого развития, изучения процессов размещения и использования трудовых ресурсов, проведения научных исследований.
Также не проводились мероприятия сельскохозяйственной переписи, имеющаяся статистическая информация формируется через статистические обследования и административную информацию.
Признавая необходимость и значение данных мероприятий, Указом Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года N УП-5655 "Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан" предусмотрено проведение переписи населения в 2022 году, Указом Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы" - сельскохозяйственной переписи в 2023 году.
В целях эффективной организации и проведения мероприятий переписи предусмотрена реализация следующих задач:
разработка организационных, финансовых, материально-технических, правовых и методологических основ переписи населения и сельскохозяйственной переписи;
образование в системе Государственного комитета по статистике отдельных подразделений по организации мероприятий переписи;
подготовка планов действий по проведению переписи населения (в том числе включающих в себя требования к средствам и программному обеспечению);
разработка и тестирование вопросников переписи;
создание инфраструктуры, необходимой для проведения переписи, и внедрение новых технологий для обеспечения охвата, качества и своевременности проведения по результатам мероприятий;
подготовка и организация кампаний по пропаганде мероприятий переписи;
разработка плана по подготовке кадров в целях повышения потенциала и квалификации лиц, участвующих в мероприятиях переписи;
проведение подготовки, необходимой для повышения знаний и навыков руководителей и интервьюеров по проведению мероприятий переписи.
2. Совершенствование национальных счетов
Система национальных счетов (далее - СНС) система взаимосвязанных статистических показателей, применяемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. С ее помощью проводятся изучения и анализ экономической деятельности страны и регионов на основе взаимосвязанных расчетов, отражающих производство, использование и распределение товаров и услуг.
В Узбекистане СНС осуществляется на основе рекомендаций Системы национальных счетов, принятых в 1993 году. Руководство по СНС разработано под эгидой таких ведущих международных организаций, как Организация Объединенных Наций, Европейская комиссия, ОЭСР, МВФ и Всемирный банк, регулярно обновляется за счет меняющихся требований ее пользователей, новых тенденций глобальной экономики, например, глобализации экономики, возрастания роли операций с финансовыми инструментами.
С 2013 года в Узбекистане принимаются меры по внедрению в практику СНС-2008. В рамках Стратегии начиная с 2020 года планируется поэтапное внедрение СНС-2008.
При этом для полного внедрения в практику СНС-2008 требуется изучение и внедрение методологических разработок в соответствии с международными стандартами путем реализации следующих задач:
повышение кадрового потенциала и квалификации, развитие профессиональных навыков в области статистики национальных счетов;
внедрение методологических разработок, определяющих объем, структуру и динамику валового внутреннего продукта;
совершенствование источников административной информации в статистических целях;
поэтапное внедрение международных классификаций и стандартов СНС, в том числе СНС-2008;
использование системы таблиц "Ресурсы и использование" для получения более конкретных оценок в отношении ненаблюдаемой экономики;
совершенствование практики составления таблиц "Ресурсы и использование" путем обновления коэффициентов затрат производства на основе результатов обследования структуры расходов предприятий;
совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры путем внедрения программного обеспечения, разработанного специально для СНС;
внесение сезонных корректировок в целях повышения качества квартальных счетов и переход от метода расчета ВВП по ценам соответствующего периода прошлого к методу расчета ВВП на основе среднегодовых цен базисного года;
совершенствование расчета структурных частей ВВП и других показателей экономической статистики в стабильных ценах, в том числе с внедрением подхода двойного дефлятирования при составлении рядов в стабильных ценах;
достижение согласованности между национальными счетами, государственной финансовой статистикой и платежным балансом;
совершенствование квартальных национальных счетов, внедрение дискретного подхода при составлении квартальной экономической статистики;
обеспечение наиболее полного охвата ВВП путем совершенствования оценки его структурных частей;
подготовка к участию в регулярном глобальном раунде Программы международных сопоставлений и совершенствование расчетов ВВП в методе расходования;
кардинальный пересмотр сроков предоставления квартальной (месячной) статистической отчетности на всех уровнях Отраслевой статистики и, соответственно, сроков формирования ВВП и других макропоказателей в соответствии с международным опытом и рекомендациями международных статистических организаций (МВФ, АБР, Межгосударственный статистический комитет СНГ).
3. Совершенствование статистики цен
В настоящее время в стране статистика цен формируется в соответствии со стандартами таких международных организаций, как МВФ, ОЭСР, Евростат, ЕЭК ООН, Всемирный банк и МОТ. Индексы потребительских цен и обследования бюджетов домашних хозяйств составлены в соответствии с Классификацией индивидуального потребления по целям (КИПЦ-1999).
Работа по составлению переписи при формировании статистики цен осуществляется на основе результатов обследования бюджетов домашних хозяйств и статистики предпринимательства.
Вместе с тем имеются недостатки в процессе составления статистики цен, в частности выборке источников информации, в результате Государственный комитет по статистике сталкивается с трудностями при учете качества продукции и услуг, новой продукции, аспектов сезонных изменений, а также охвате малых предприятий.
Разработка и реализация мер по совершенствованию порядка формирования статистики цен предоставит возможность гармонизации и обеспечения их сопоставимости с аналогичной информацией других стран, поднятия на качественно новый уровень показателей, составляемых в соответствии с действующими рекомендациями международных организаций.
Для совершенствования статистики цен предусмотрена реализация следующих задач:
внедрение международных стандартов при расчете индексов потребительских цен, в том числе критически пересмотрев методологию определения удельного веса товаров (услуг) в потребительской корзине;
разработка методологии расчета индекса цен в сельском хозяйстве;
расширение продукции и перечня предприятий, отбираемых при расчете индексов цен производителей, а также охват малых предприятий, на которые не распространяется требование о предоставлении ежемесячной информации;
осуществление отбора источников информации индекса потребительских цен на основе регистров;
совершенствование методологии расчета индекса цен на экспортируемые и импортируемые товары (услуги) и индекса цен на рынке жилья в соответствии с международными стандартами;
совершенствование методологии статистики цен с учетом качества товаров (услуг), новой продукции, сезонных аспектов и временно отсутствующих товаров, отражающих цены на товары и услуги с длительным производственным циклом и производимых на основе индивидуального заказа;
совершенствование методологии расчета индекса цен на материалы, приобретенные промышленными предприятиями;
принятие мер, необходимых для подготовки к внедрению "Классификации индивидуального потребления по целям-2018" во взаимоувязке с национальными счетами;
внедрение методов сезонной корректировки в статистику цен;
внедрение практики регулярного опубликования на официальном сайте Государственного комитета по статистике средних цен и их изменений в составе основных потребительских товаров по республике и в разрезе регионов;
внедрение эффективных механизмов формирования статистики цен, например, интеграции с онлайн-кассовыми системами и других.
4. Совершенствование обследования домашних хозяйств
Выборочное обследование домашних хозяйств - один из важных источников официальной статистики в Узбекистане. Информация, полученная в период обследований, позволяет государственным органам и общественности отслеживать благосостояние, результаты экономической деятельности и другие важные тенденции.
Государственный комитет по статистике начиная с 2000 года регулярно отслеживает уровень благосостояния населения и собирает информацию, отображающую уровень жизни населения, в рамках выборочного обследования домашних хозяйств (ВНДХ).
Выборка обследований направлена на обеспечение полномочности (репрезентативности) информации в разрезе республики и регионов.
За прошедший период выборка обследований совершенствовалась. В настоящее время размер выборки установлен на уровне 10 000 домашних хозяйств, отбираемых два раза в год из 208 кластеров. Обследования организуются посредством участия в них домашних хозяйств по принципу добровольности. В отобранных домашних хозяйствах обследования проводятся в течение одного месяца и затем меняются на другие домашние хозяйства.
Налаженная практика служит достижению поставленной цели, однако нуждается в совершенствовании для снижения затрат, расширения охвата и повышения конкретности информации, а также сокращения расхода времени, необходимого для сбора и обработки информации.
За участие в выборочных обследованиях домашних хозяйств органами статистики предусмотрено единовременное вознаграждение респондентов.
В связи с этим для совершенствования выборочного обследования домашних хозяйств предусматриваются следующие задачи:
совершенствование методологии проведения выборочного обследования домашних хозяйств;
совершенствование выборки выборочных обследований домашних хозяйств;
внедрение использования современных электронных устройств (планшетов) и технологий автоматизированного личного опроса при проведении выборочных обследований домашних хозяйств;
внедрение современного программного обеспечения для сбора, обработки и анализа информации, а также обеспечения на надлежащем уровне подготовки персонала, ведущего обследования домашних хозяйств.
5. Совершенствование статистики внешней торговли
Реформы, осуществляемые в нашей стране, способствуют росту торговых связей с зарубежными государствами. Меняются условия рынков как за рубежом, так и на внутреннем рынке, что требует постоянного изучения внешнеторговой деятельности республики для получения полной информации о внешнеторговых операциях. Действующее законодательство определяет порядок формирования итоговой информации о внешнеторговой деятельности Республики Узбекистан.
Вместе с тем в министерствах и ведомствах существуют разные подходы к подготовке аналитической информации по экспортно-импортным операциям отдельно по видам или группам продукции. Сохраняются пробелы в гармонизации классификаторов и стандартов, используемых Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом.
Для дальнейшего совершенствования статистики в области внешней торговли предусмотрены следующие задачи:
гармонизация классификаций и стандартов в области внешней торговли, используемых Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом;
дальнейшее повышение качества существующих форм отчетов в области внешней торговли;
расширение охвата статистики внешней торговли;
совершенствование практики обеспечения своевременной обработки и анализа информации в области внешней торговли;
обеспечение единой базы статистической информации и целостности информации в области внешней торговли.
6. Совершенствование статистики в сфере энергетики
В настоящее время отсутствует полная информация, раскрывающая общую картину в сфере энергетики страны. Имеющаяся информация основывается на административной информации Министерства энергетики и иных ведомств и организаций.
Для расчета показателей деятельности отрасли энергетики и определения потребления энергоресурсов физическими лицами планируется ввести дополнительные показатели в вопросник обследования домашних хозяйств.
Совершенствование статистики в отрасли энергетики в соответствии с международными стандартами позволит сформировать высококачественный топливно-энергетический баланс, необходимый для определения рационального и экономного потребления топливно-энергетических ресурсов хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
Для достижения целей в данном направлении предусмотрены следующие задачи:
определение отсутствующей информации на основе потребности пользователей и совершенствование статистики в отрасли энергетики на основе стандартов ООН;
осуществление пересмотра обследования домашних хозяйств путем включения вопросов по энергоэффективности и расходованию энергии;
осуществление пересмотра форм статистической отчетности в отрасли энергетики в соответствии с международными стандартами с целью обеспечения полного охвата показателей для формирования высококачественного энергетического баланса;
повышение актуальности статистики в отрасли энергетики посредством предоставления полной и последовательной информации о состоянии энергетики.
7. Совершенствование статистики в области
охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов
Мониторинг окружающей среды является многогранным вопросом, влияющим на все отрасли экономики. Сбор статистики в области окружающей среды осуществляется органами по охране окружающей среды, промышленной безопасности, использования недр, лесного хозяйства и рядом ответственных государственных органов.
Создание основ для систем статистической отчетности, необходимой для принятия политических решений в области устойчивого экономического развития, повышение статистического потенциала ответственных министерств и ведомств в области окружающей среды предоставляют возможность улучшения механизма сбора информации и подготовки временных рядов по показателям экологии на основе рекомендаций международных организаций.
Существует необходимость в подготовке системной, дающей возможность сопоставления, широко охватывающей статистической информации и показателей, напрямую отвечающих требованиям разработки комплексной политики в рамках концепции устойчивого развития.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
выявление недостающей информации на основе потребности пользователей и совершенствование статистики в области окружающей среды на основе стандартов ООН;
внедрение международного стандарта по учету экологической информации, позволяющей в рамках единой системы собирать и обобщать информацию о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в частности запасов водных, земельных, минеральных, биологических ресурсов и их изменении, а также переработке отходов, оценке запасов экологических активов и их прогнозных показателей;
изучение международного опыта по разработке статистических показателей в области окружающей среды;
использование Географической информационной системы в качестве основы для разработки и распространения статистической информации о состоянии окружающей среды;
разработка системы сбора первичной информации об окружающей среде, позволяющей создать дополнительную систему экологической и экономической статистики.
8. Совершенствование статистики предприятий
Формирование информации о статистике экономической деятельности и предпринимательства осуществляется Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов юридических лиц и обследования предпринимательской деятельности.
Обследования малых предприятий и микрофирм применяются для разработки статистики малого бизнеса. Кроме того, Государственный комитет по статистике ежеквартально проводит обследование индивидуальных предпринимателей в сферах торговли, услуг, промышленности и транспорта.
Вместе с тем необходимо совершенствование действующей методологии сезонной корректировки с учетом последних международных рекомендаций.
В целях получения достоверной, научно обоснованной статистической информации, позволяющей дать реальную оценку деятельности субъектов предпринимательства и обеспечения полного разделения предприятий в разрезе регионов, а также по видам экономической деятельности предусмотрена реализация следующих задач:
осуществление пересмотра всех направлений статистики предпринимательства в соответствии с передовым международным опытом;
разработка широко охватывающего статистического бизнес-регистра и пропаганда использования единой национальной идентификации всеми субъектами страны;
совершенствование методологии проведения обследования предприятий с целью формирования достоверной и полноценной информации о статистике предприятий;
совершенствование производства информации о высокочастотных временных рядах, приспособленных с учетом сезонных изменений.
9. Совершенствование статистики государственных финансов
Статистика государственных финансов составляется Министерством финансов Республики Узбекистан. Руководство по статистике государственных финансов (далее - РСГФ-2014), разработанное МВФ в 2014 году, является основным международным стандартом в области статистики государственных финансов.
В настоящее время Министерство финансов Республики Узбекистан работает над расширением охвата статистики государственных финансов всей системы государственного управления, включая все внебюджетные средства, внебюджетные расчеты бюджетных организаций и операции других институциональных подразделений, которые в соответствии с РСГФ-2014 классифицируются как часть системы Государственного бюджета.
Министерство финансов, Государственный комитет по статистике и Центральный банк Республики Узбекистан должны работать в тесном сотрудничестве для гармонизации пособий по СНС-2008, статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой систем, платежному балансу и международной инвестиционной позиции, это обеспечит качество и достоверность статистической информации, гармонизацию стандартов и обмен экспертными знаниями.
Министерство финансов Республики Узбекистан принимает меры для повышения целостности финансовой отчетности по фискальной статистике. Классификация Государственного бюджета пересматривается в соответствии с методологией РСГФ-2014.
Для совершенствования статистики государственных финансов предусмотрены следующие задачи:
расширение институционального охвата фискальных отчетов, сбор и распространение статистики Государственного бюджета, которая в соответствии со стандартами РСГФ-2014 классифицируется как часть системы государственного управления, в том числе внебюджетные средства, внебюджетные расчеты бюджетных организаций и других институциональных подразделений;
внедрение стандартов РСГФ-2014 с учетом правильной классификации государственных операций и представления данных баланса;
обновление базы данных о государственных предприятиях и их регулярное распределение по отраслям для обеспечения полноты и достоверности финансовой статистики;
обеспечение целостности статистической информации в фискальных отчетах за счет достижения согласованности между бюджетным исполнением комплекта фискальной информации и отчетами статистики государственных финансов, сопоставления основных агрегатов в финансовых отчетах, а также повышения грамотности населения.
10. Совершенствование статистики внешнего сектора
Статистика внешнего сектора состоит из платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга, международных резервных активов, международной торговли товарами и обменных курсов.
Фундаментальной основой формирования статистики внешнего сектора являются:
а) по платежному балансу и международной инвестиционной позиции - "Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" МВФ;
б) по валовому внешнему долгу - "Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей" МВФ;
в) по международным резервам - "Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы представления информации: основные критерии" МВФ;
г) по международной торговле товарами - "Статистика международной торговли товарами: руководство для составителей, первое пересмотренное издание" ООН.
Формирование и опубликование статистики внешнего сектора осуществляются:
а) Центральным банком Республики Узбекистан - по платежному балансу и международной инвестиционной позиции, валовому внешнему долгу, международным резервам и обменным курсам;
б) Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике - по международной торговле товарами.
Совершенствование статистики внешнего сектора предусматривает выполнение следующих задач:
полная автоматизация процессов формирования и обработки статистической информации внешнего сектора на основе рекомендаций МВФ;
повышение грамотности пользователей статистики внешнего сектора и уровня осведомленности широкой общественности;
внедрение требований Специального стандарта распространения информации (ССРД) МВФ;
совершенствование индикаторов внешнего долга;
обеспечение охвата, периодичности и своевременности информации по статистике внешнего сектора.
11. Совершенствование статистики денежно-
кредитного и финансового сектора
Несмотря на то, что в последние годы достигнуты определенные результаты в области денежно-кредитной статистики, Стратегия Центрального банка и Государственного комитета по статистике направлена на поддержание осуществляемых усилий по улучшению качества денежно-кредитной и финансовой статистики в соответствии с последними международными стандартами, классификациями и методологиями. В данном направлении предусмотрены следующие задачи:
осуществление пересмотра политики формирования и ведения макроэкономической и финансовой статистики;
обеспечение полноты охвата финансовой статистики Республики Узбекистан путем организации подготовки и опубликования Центральным банком "Обзора финансового сектора" и "Обзора других финансовых организаций";
совершенствование показателей финансовой устойчивости.
12. Совершенствование демографической статистики
Демографическая статистика составляется с использованием информации о рождаемости, смертности и миграции на основе результатов последнего демографического изучения (переписи), проведенного 1989 года.
Работа по регистрации актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и расторжение брака и другие) осуществляется органами загса Министерства юстиции Республики Узбекистан. Регистрация прибывших и выбывших как внутри страны, так и за рубежом ведется на основе статистических купонов учета к листку прибытия и выбытия подразделениями миграции и оформления гражданства Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
В целях совершенствования демографической статистики определены следующие задачи:
систематизация информации, сформированной на основе административной информации и опроса о рождаемости, смертности и миграции;
принятие стандартной классификации по демографической статистике;
разработка стандартных периодических отчетов и сводной статистики для публикации.
13. Совершенствование статистики образования
Статистика образования в государственных образовательных учреждениях основывается на административной информации, собираемой Министерством народного образования и Министерством высшего и среднего специального образования на уровне образовательных учреждений, сбор информации о негосударственных образовательных учреждениях осуществляется Государственным комитетом по статистике.
Министерство народного образования и Министерство высшего и среднего специального образования в сотрудничестве со Всемирным банком разрабатывают информационные системы управления образованием (ИСУО), предоставляющие возможность сбора, обобщения и анализа информации в электронной форме.
Министерство дошкольного образования при содействии ЮНИСЕФ начало внедрение ИСУО и принимает меры по дальнейшему расширению применения ИСУО в других сферах, особенно в области стратегического планирования, управления и измерения качества образования. Однако по причине отсутствия опыта в области управления информацией министерство сталкивается с проблемами расширения применения ИСУО.
Для достижения целей в данной области предусмотрена реализация следующих задач:
осуществление пересмотра и совершенствования системы формирования информации в целях предупреждения дублирования статистических процессов в деятельности Государственного комитета по статистике и соответствующих министерств;
расширение рамок статистической информации, необходимой для осуществления мониторинга исполнения документов стратегического планирования в области образования в соответствии с международными стандартами, а также совершенствование классификации и методологии;
развитие статистической инфраструктуры во всех соответствующих министерствах в области образования и укрепление их потенциала по своевременному формированию качественной и актуальной информации;
оказание содействия в формировании единой структуры ИСУО.
14. Совершенствование статистики здравоохранения
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан аккумулирует статистическую информацию о статистике здоровья населения, статистике медицинских учреждений и кадровой статистике в рамках системы министерства. Статистическая информация о расходах на здравоохранение, а также другие различные показатели могут получаться из Министерства здравоохранения, Министерства финансов, других министерств и ведомств, а также частных медицинских учреждений. Начато поэтапное внедрение системы счетов здравоохранения (ССЗ) при технической поддержке ВОЗ.
Также Государственный комитет по статистике берет информацию из государственных (не входящих в систему Министерства здравоохранения Республики Узбекистан) и частных медицинских учреждений и организаций в электронной форме.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
формирование основного перечня показателей, включаемых в статистическую отчетность о здоровье и благополучии населения в соответствии с международными стандартами, а также внесение необходимых изменений для конкретного отображения статистики в отчетах национальных и международных организаций;
осуществление пересмотра статистики здравоохранения и практики распространения информации в соответствии с международными стандартами;
осуществление пересмотра и совершенствование системы формирования информации в целях недопущения дублирования работ, осуществляемых Государственным комитетом по статистике и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;
расширение статистики и совершенствование методологий здравоохранения (в том числе информации, получаемой из документов о регистрации актов гражданского состояния и других источников здравоохранения), необходимых для осуществления мониторинга процессов реализации национальных стратегий в области здравоохранения в соответствии с международными стандартами;
развитие статистической инфраструктуры Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и укрепление его потенциала в области производства и анализа информации;
разработка автоматизированной системы сбора информации и системы электронного межведомственного обмена информацией для повышения эффективности и качества деятельности в области статистики здравоохранения.
15. Совершенствование статистики социальной сферы
Статистика социальной сферы составляется соответствующими министерствами и ведомствами, Государственный комитет по статистике несет ответственность за сбор, обобщение и распространение соответствующей статистической информации.
Вместе с тем показатели документов стратегического планирования в области социально-экономического развития (например, ЦУР) разрабатываются Государственным комитетом по статистике путем проведения обследований домашних хозяйств.
Вместе с тем существует потребность в совершенствовании статистики социальной сферы и бедности в соответствии с передовой международной практикой.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
совершенствование программы обследования домашних хозяйств для сбора дополнительной информации об уровне жизни, образовании, окружающей среде, здравоохранении и других социальных вопросах;
совершенствование выборки и ее методологии для получения прозрачной и достоверной информации в соответствии с международными стандартами;
осуществление интеграции информационно-коммуникационных технологий в процессах проведения обследований, а также внедрение современных программ в процессы обработки, анализа и предоставления информации (STATA, SPSS);
внедрение новой "Классификации индивидуального потребления по целям-2018" для формирования потребительских расходов.
16. Совершенствование статистики
целей устойчивого развития (ЦУР)
В сентябре 2015 года Узбекистан принял резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций N 70, принятую на саммите ООН по устойчивому развитию.
В целях организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года в Республике Узбекистан принято соответствующее решение, утвержден перечень из 16 национальных целей и 125 национальных задач ЦУР.
Вместе с тем существуют ощутимые пробелы в формировании и распространении отсутствующей статистической информации ЦУР, что требует изучения и разработки необходимой методологии, а также создания соответствующих механизмов сбора информации.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
внедрение международных стандартов и методологий в процессы формирования информации, необходимой для подготовки показателей ЦУР;
изучение опыта передовых стран по проведению мониторинга ЦУР;
укрепление потенциала министерств и ведомств, ответственных за разработку и мониторинг показателей ЦУР;
разработка и утверждение плана действий с конкретными сроками разработки методологий для национальных показателей ЦУР и структуры мониторинга.
17. Совершенствование статистики науки и инноваций
Подготовка соответствующей статистики о науке, исследованиях и разработках имеет важное значение для обследования инновационного развития страны и стимулирования инноваций. В статистике науки и инноваций имеется ряд проблемных аспектов. В частности, ощущается нехватка информации и потребность в методической поддержке при внедрении классификаций, методологий и инструментариев в соответствии с международной практикой, например, "Руководства Осло-2018" и "Руководства Фраскати-2015".
Кроме того, имеется необходимость в изучении опыта стран Европы по сбору, представлению и использованию статистической информации в области науки и инноваций.
Для решения данных проблем определены следующие задачи:
повышение квалификации ответственных работников Государственного комитета по статистике и Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;
разработка методологии статистики в области науки и инноваций и внедрение таких международно признанных стандартов, как "Руководство Осло-2018" и "Руководство Фраскати-2015", в процесс подготовки статистики науки и инноваций.
18. Совершенствование гендерной статистики
Государственный комитет по статистике разрабатывает и распространяет статистику по гендеру с максимально возможным уровнем распространения.
Вместе с тем текущий учет гендерной статистики не дает возможности полностью учитывать все гендерные аспекты, в том числе мониторинга выполнения международных обязательств.
Необходимо разработать качественные и количественные показатели гендерной статистики в динамических рядах по годам, отображающие гендерные аспекты в Узбекистане, соответствующие международным стандартам.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
создание межведомственной рабочей группы по гендерной и детской статистике;
проведение дополнительных обследований и обработка информации для полного внедрения "Минимального базового набора гендерной статистики", разработанного Статистическим отделом ООН;
создание национальной системы индикаторов мониторинга выполнения национальных стратегий и программ по обеспечению международных обязательств и гендерного равенства, а также расширению прав и возможностей женщин.
19. Совершенствование статистики труда
На практике статистика труда ведется Государственным комитетом по статистике и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
Информация о числе занятого населения формируется Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов предприятий и организаций, результатов обследования рабочей силы, информации налоговых органов, а также информации государственных статистических обследований, проведенных среди образовательных учреждений о численности студентов дневной формы обучения.
"Обследования рабочей силы" (ОРС) проводится Министерством занятости и трудовых отношений.
Министерство частично следует стандартам Международной организации труда (МОТ), однако имеются заметные исключения, в частности такие, как отсутствие полного учета безработных и временно безработных лиц, практики сбора информации о количестве отработанных часов и другие. Также отсутствует конкретность в документировании охвата ответов, полученных в ходе обследований.
Действующая методика определения занятости и безработицы не полностью соответствует резолюциям Международной Конференции статистики труда (МКСТ).
Не применяются последние версии Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-2008) и Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011).
Для совершенствования статистики в сфере труда определены следующие задачи:
обеспечение соответствия стандартам МОТ в определении других основных показателей занятости и рынка труда, адаптация и внедрение показателей МОТ;
внедрение на практике последней версии "Международной стандартной классификаций занятий-2008" и "Международной стандартной классификации образования-2011";
совершенствование методологии "Обследования рабочей силы", включая выборку и вопросники в соответствии с рекомендациями Международной организации труда;
развитие электронного сбора информации в рамках "Обследования рабочей силы";
сбор и опубликование информации о количестве отработанных часов в рамках "Обследования рабочей силы";
обеспечение полноценного проведения обследования вакантных рабочих мест в соответствии с международными стандартами;
обеспечение применения международных стандартов при проведении "Обследования затрат на рабочую силу";
формирование статистической информации о гендерной разнице при оплате труда на основе статистики доходов.
20. Совершенствование статистики туризма
Государственный комитет по статистике и Государственный комитет по развитию туризма наладили взаимное сотрудничество в работе по сбору статистической информации в сфере туризма, разрабатываемой в соответствии с международными рекомендациями по статистике туризма (МРСТ-2008) Всемирной туристской организации ООН.
Однако данная статистика требует совершенствования некоторых направлений для формирования подробной информации, в том числе о статистике внутреннего туризма, международных сравнениях статистики туризма и местных направлениях для иностранных туристов.
Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:
создание международно согласованной системы статистики туризма;
совершенствование классификаций, методов и методологий статистики туризма в соответствии с международными стандартами (Международные рекомендации по статистике туризма-2008);
укрепление статистического потенциала организаций-производителей информации.
21. Совершенствование статистики транспорта
Нехватка широкомасштабной, достоверной и конкретной информации о сфере транспорта является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительного решения.
В настоящее время существует проблема в определении единого методологического подхода во взятии на статистический учет основных показателей транспортной инфраструктуры отдельными подразделениями министерств и ведомств. Проблема найдет свое отображение в различных подходах к определению и сбору информации, в том числе в перечне обследуемых субъектов, основных показателях транспортной инфраструктуры.
Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:
совершенствование классификации и методологий в области статистики транспорта в соответствии с международными стандартами и передовой практикой;
внедрение современных технологий сбора информации, основанных на технологии АЛО (автоматизированного личного опроса) с использованием планшетных устройств;
внедрение автоматизированных систем сбора информации;
совершенствование методологии расчета индекса цен и тарифов на транспортные услуги в разрезе видов транспорта;
укрепление потенциала Государственного комитета по статистике в области подготовки информации о транспортной и логистической инфраструктуре, в том числе трансграничной логистики.
22. Совершенствование статистики информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ)
Индустрия информационно-коммуникационных технологий играет роль катализатора экономики, поскольку характеризуется в качестве фактора роста и развития посредством традиционных и цифровых технологий, открывает направления взаимодействия государственных органов между собой и с обществом, в том числе для образования и профессиональной подготовки, а также диалога между гражданами.
В результате потребность в информации по ИКТ является наиболее приоритетной задачей с точки зрения соответствия последним технологическим достижениям и обеспечения обновления.
Вместе с тем в настоящее время действующая нормативно-правовая база учета электронной коммерции вызывает множество вопросов и недопонимание у ее субъектов и органов официальной статистики.
Для совершенствования статистики информационно-коммуникационных технологий определены следующие задачи:
внедрение в практику передовых рекомендаций и методологий подготовки информации о формировании и учете электронной коммерции;
совершенствование руководств и методологий в области подготовки информации об инфраструктуре ИКТ, использовании ИКТ, тарифах на услуги ИКТ, секторе производства ИКТ, использовании ИКТ в образовании, торговле ИКТ и другой информации в соответствии с международными стандартами;
повышение потенциала Государственного комитета по статистике и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций в производстве и распространении статистической информации в сфере ИКТ.
23. Совершенствование статистики ненаблюдаемой экономики
"Теневая экономика", включающая в себя неофициальную, теневую и нелегальную деятельность, является актуальной проблемой методологического и информационного обеспечения экономической статистики, связанной с проблемами охвата всех видов экономической деятельности при оценке ВВП и других экономических показателей страны.
В настоящее время при формировании экономических показателей осуществляется оценка производства неофициального сектора вышеперечисленных видов деятельности. Оценка теневого и нелегального производства не осуществляется органами статистики, налоговой службы или другими органами, реализующими макроэкономическую политику, не включается в показатели отраслевой статистики и, соответственно, не включается в валовой внутренний продукт страны.
Внедрение данной методологии в статистическую практику позволит определить масштабы теневой экономики в стране, что в свою очередь позволит органам государственного управления принимать эффективные решения и меры по ее сокращению.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
разработка широко охватывающей статистической информации о неформальном секторе в соответствии с международными стандартами и передовым опытом;
совершенствование руководств и методологий, направленных на обеспечение целостности оценок ВВП.
24. Совершенствование статистики сельского хозяйства
Статистика сельского хозяйства производится Государственным комитетом по статистике на основе статистических отчетов предприятий и организаций, информации Министерства сельского хозяйства, обследований сельского хозяйства и фермерских хозяйств.
Поскольку сельское хозяйство является важным сектором экономики, существует большая потребность в достоверной и широко охватывающей национальной статистике сельского хозяйства.
Государственный комитет по статистике тесно сотрудничает с организацией ФАО ООН в составлении продовольственного баланса страны, однако публикуемая ими статистическая информация не всегда идентична, что уменьшает доверие к статистике сельского хозяйства. Вследствие того, что сельскохозяйственная перепись в Республике Узбекистан не проводилась, достоверность статистической информации подвергается сомнению.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
разработка достоверной и широко охватывающей национальной системы статистики сельского хозяйства;
повышение достоверности и доступности статистики сельского хозяйства и продовольствия;
повышение доступности информации о рыночных ценах и тенденциях в сельском хозяйстве;
расширение масштаба информации об эффективности деятельности фермерских и дехканских хозяйств;
разработка организационной и методологической основы обследования сельского хозяйства;
обеспечение полноценности результатов переписи, создание необходимой инфраструктуры для своевременного и качественного проведения переписи и внедрение новых технологий (например, мобильных устройств, геопространственных информационных систем и других);
разработка и реализация плана мер по подготовке кадров в целях повышения потенциала и квалификации лиц, принимающих участие в сельскохозяйственной переписи.
25. Совершенствование жилищной статистики
Мониторинг состояния жилищного фонда страны, обеспечение эффективной деятельности рынка жилья, а также адаптация жилищной политики к нуждам граждан имеют важной значение.
В рамках деятельности Государственного комитета по статистике собирается важная информация о жилищном фонде путем сбора статистической, административной и ведомственной информации, а также обследования домашних хозяйств.
Вследствие того, что перепись населения в Республике Узбекистан долгое время не проводилась, существуют определенные трудности в определении полноценного и объективного состояния благоустройства и жилищного фонда Республики Узбекистан.
Для устранения данных недостатков определены следующие задачи:
проведение нового периодического исследования потребности в жилье;
систематизация анализа информации, переписи населения и отчетности по обследованию домашних хозяйств, а также местных административных отчетов;
принятие современных классификаций о жилье;
разработка периодических отчетов и сводной статистической информации для опубликования.
26. Совершенствование статистики инвестиций и строительства
Инвестиции и строительство, включенные в основной капитал, являются самыми крупными структурными частями ВВП, во многих странах обеспечивают долю в экономической активности. Также в них входят отрасли, на которые непосредственно влияет государственная политика, обладающие информацией, необходимой для обеспечения эффективной деятельности данного сектора.
Государственный комитет по статистике формирует статистическую информацию в строительстве, характеризует структуру и динамику инвестиций в нефинансовых активах, инвестиции в основной капитал, ввод в эксплуатацию основных фондов, производственных объектов, жилых домов и социальных объектов.
Методы и методологии, используемые для обобщения статистики строительства, нуждаются в совершенствовании в соответствии с международными стандартами для обеспечения полного охвата и достоверности первичной статистической информации об инвестициях, вложенных в строительство.
Для достижения целей в данном направлении определены следующие задачи:
принятие новых и обновление действующих современных классификаций в соответствии с передовой международной практикой;
проведение новых периодических опросов об уведомлениях о начале строительно-монтажных работ;
систематизация статистической информации о финансировании проектов строительства;
совершенствование расчета прямых иностранных инвестиций;
разработка периодических отчетов и сводной статистической информации в сфере строительства для опубликования.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
От реализации Стратегии ожидаются следующие результаты:
1) для обеспечения высокой удовлетворенности пользователей в статистической информации:
улучшение результатов обследований уровня удовлетворенности пользователей;
повышение количества посещений и использования статистической информации в информационных ресурсах Государственного комитета по статистике;
увеличение количества встреч с пользователями для обсуждения вопросов о размещении информации и приоритетных направлений;
увеличение освещения Государственного комитета по статистике в средствах массовой информации с точки зрения их количества и продолжительности по времени;
2) путем обеспечения качественного стимулирования поставщиков статистической информации предусматривается достижение:
высокого или, как минимум, не снижаемого уровня ответов;
устранения недостатков в предоставлении отчетов;
устранения жалоб о нагрузке отчетности, направляемых в Государственный комитет по статистике;
уменьшения количества отрицательных комментариев в средствах массовой информации;
увеличения доли отчетности, представляемой в электронной форме;
3) путем всесторонней поддержки правительства и партнеров деятельности по развитию национальной статистики:
операционный бюджет, получаемый от Правительства, остается на том же уровне или увеличивается относительно бюджетов других государственных ведомств;
средства, получаемые на специальные разработки, сохраняются на высоком уровне;
помощь, оказываемая международными партнерскими организациями, сохраняется на прежнем уровне и все больше увеличивается;
4) путем достижения высокой мотивации и квалификации персонала:
повышается уровень удовлетворенности работников, улучшаются результаты их деятельности;
растут показатели мотивации молодых, мобильных работников;
уменьшается количество свободных рабочих мест;
оптимизируется количество отпусков по личным причинам;
улучшаются показатели операционной деятельности;
5) посредством эффективной координации всей национальной системы статистики страны:
эффективно функционирует Статистический совет;
увеличиваются периодичность и регулярность встреч между Государственным комитетом по статистике и другими производителями статистической информации, а также статистическими ведомствами других стран;
более актуальными становятся меморандумы о взаимопонимании между Государственным комитетом по статистике и каждым ведомством национальной статистики.
к Национальной стратегии
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Национальной стратегии развития
статистики Республики Узбекистан
в 2020-2025 годах
N
|
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Отчетный 2019 год
|
По итогам годов
|
|||||
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
||||
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
|
|||||||||
1. |
Повышение оценки в "Индексе статистического потенциала стран" Всемирного банка |
в баллах (по 100- балльной шкале) |
64,4 |
67,8 |
71,1 |
74,4 |
78,7 |
85,3 |
94,0 |
2. |
Повышение квалификации работников Национальной системы статистики в Институте повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете по статистике |
число работников, в год |
1 100 |
1 123 |
1 210 |
1 240 |
1 300 |
1 350 |
1 400 |
3. |
Переход на новые стандарты распространения статистической информации Международного валютного фонда |
стандарт |
р-ОСРД (расширенная Общая система распространения данных) |
ССРД (Специальный стандарт распространения данных) |
|||||
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
|
|||||||||
4. |
Число респондентов, участвующих в выборочных обследованиях, по уровню удовлетворенности отчитывающихся субъектов |
в единицах, в год |
10 000 |
12 000 |
14 000 |
16 000 |
18 000 |
20 000 |
22 000 |
5. |
Увеличение количества статистической информации (сборник данных в разделе "Официальная статистика"), публикуемой на веб-сайте Госкомстата |
в единицах, в год |
140 |
250 |
280 |
310 |
340 |
370 |
400 |
6. |
Количество индикаторов для размещения на веб-сайте Национальных целей устойчивого развития к общему количеству установленных индикаторов |
в процентах |
32,5 |
41,2 |
45,6 |
51,5 |
55,8 |
60,2 |
65,0 |
7. |
Количество индикаторов для размещения на веб-сайте www.gender.stat.uz
|
в единицах |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
8. |
Количество сборников данных для размещения на Портале открытых данных
|
в единицах |
6 000 |
9 000 |
10 000 |
11 000 |
12 000 |
13 000 |
14 000 |
III. УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
|||||||||
9. |
Проведение опросов среди пользователей для определения уровня удовлетворенности публикуемой статистической информации |
количество опросов в год |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
12 |
12 |
10. |
Проведение "круглых столов" в высших образовательных заведениях, а также брифингов, пресс-конференций и других встреч с представителями средств массовой информации |
в единицах, в год |
22 |
30 |
36 |
50 |
56 |
60 |
65 |
11. |
Уровень автоматизации процессов сбора ведомственной и административной статистической информации путем внедрения межведомственного обмена данными |
в процентах |
12 |
33 |
75 |
81 |
85 |
95 |
100 |
12. |
Индекс доверия пользователей к официальной статистической информации |
индекс |
- |
- |
1,0* |
1,015 |
1,02 |
1,025 |
1,03 |
КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
|||||||||
13. |
Внедрение компьютерной системы персонального интервьюирования CAPI (Computer-assisted personal interviewing) с использованием специальных устройств (планшеты) в процессы выборочных обследований |
в процентах |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
100 |
14. |
Обновление и переоснащение используемого IT-оборудования и программного обеспечения |
в процентах к общему количеству IT
|
10 |
20 |
30 |
40 |
10 |
10 |
10 |
15. |
Поэтапный переход к электронному хранению архивной информации |
в процентах |
3 |
5 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
16. |
Поэтапное внедрение (до 2023 г.) автоматизированной информационной системы e-Stat 4.0, позволяющей предоставлять статистическую информацию в режиме онлайн |
формы статистических отчетов, в единицах |
- |
72 |
110 |
122 |
- |
- |
- |
17. |
Увеличение количества оказываемых государственных и интерактивных услуг |
в единицах |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
18. |
Количество посещений веб-сайта Госкомстата |
в тысячах, в год
|
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
800 |
19. |
Проведение опросов среди пользователей информации Госкомстата о качестве предоставляемых услуг |
количество опросов, в год
|
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕТОДОЛОГИЙ
|
|||||||||
20. |
Освоение международных стандартов - заполняемость гармонизированными показателями статистических вопросников, составленных международными организациями |
в процентах |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
21. |
Совершенствование форм статистической отчетности (на основе международных рекомендаций) |
в процентах от количества форм |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
22. |
Доля общедоступных показателей, раскрываемых в формате открытых данных |
в процентах |
40 |
60 |
75 |
85 |
90 |
100 |
100 |
23. |
Уровень охвата публикуемых индикаторов в базах данных международных организаций на Портале открытых данных |
в процентах |
46 |
54 |
60 |
62 |
65 |
70 |
80 |
24. |
Соответствие статистических методологий и классификаций передовому международному опыту |
в процентах |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Примечания:
- в случае достижения целевого показателя 100% до 2025 года настоящий целевой показатель сохраняется и в последующие годы;
- государственные органы и организации в рамках своих полномочий оказывают Госкомстату практическое содействие в достижении вышеуказанных целевых показателей.
к Национальной стратегии
ГРАФИК
реализации мероприятий в рамках
Национальной стратегии развития статистики
Республики Узбекистан в 2020-2025 годах
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 августа 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
10 августа 2020 г., N 31, ст. 352