Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.08.2022 г. N ПП-357 "О мерах по поднятию на новый уровень сферы информационно-коммуникационных технологий в 2022-2023 годах"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.08.2022 г.
N ПП-357
О МЕРАХ
ПО ПОДНЯТИЮ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ СФЕРЫ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В 2022-2023 ГОДАХ
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года N УП-60 "О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы", а также в целях реализации приоритетных задач по поднятию сферы информационно коммуникационных технологий на новый уровень:
1. Определить основными задачами дальнейшего развития сферы информационно-коммуникационных технологий в 2022-2023 годах:
а) доведение до конца 2022 года:
уровня охвата населенных пунктов широкополосной сетью мобильной связи до 98 процентов, высокоскоростным мобильным интернетом вдоль автомобильных дорог международного значения - до 60 процентов;
уровня охвата линиями оптоволоконной связи до 80 процентов путем строительства 40 тысяч километров оптоволоконных линий связи и создания возможности подключения дополнительно 800 тысяч домохозяйств к высокоскоростному интернету;
количества пользователей электронными государственными услугами до 4 миллионов человек путем увеличения их в 2 раза посредством привлечения к оказанию данных услуг частного сектора;
объема экспорта IТ-услуг до 100 миллионов долларов путем создания в регионах центров по привитию необходимых навыков и обеспечению молодежи гарантированными заказами;
б) внедрение до конца 2023 года:
ежегодного обучения в сфере информационных технологий более 6,5 тысячи молодых людей путем развития системы подготовки кадров в области цифровых технологий в форме дистанционного образования;
свыше 214 информационных систем и программных продуктов в государственных органах, в том числе органах государственной власти на местах и на предприятиях реального сектора экономики.
2. Утвердить:
"Дорожную карту" по дальнейшему совершенствованию сферы информационно-коммуникационных технологий в 2022-2023 годах согласно приложению N 1*;
Перечень приоритетных проектов цифровизации государственного управления в 2022-2023 годах согласно приложению N 2*;
Перечень приоритетных проектов цифровизации отраслей реального сектора экономики в 2022-2023 годах согласно приложению N 3*;
"дорожные карты" по комплексному ускорению процессов ведомственной цифровой трансформации отдельных органов государственного и хозяйственного управления в 2022-2023 годах согласно приложениям NN 3а - 3е*;
Перечень приоритетных проектов цифровой трансформации регионов в 2022-2023 годах согласно приложениям NN 4 - 17*.
3. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций на основании статей 20, 24-1, 30 и 69 Земельного кодекса Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок, в дальнейшем - в конце каждого квартала формировать перечень (адресов, координат и площадей) целевых земельных участков, необходимых для установки антенно-мачтовых сооружений, в соответствии с предложениями операторов мобильной связи;
представить данный перечень в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента для выделения Министерству включенных в перечень пустующих земельных участков несельскохозяйственного назначения с правом постоянного пользования;
передать в аренду операторам мобильной связи земельные участки несельскохозяйственного назначения, выделенные Министерству с правом постоянного пользования для установки антенно-мачтовых сооружений, путем открытого конкурса. При этом особый приоритет отдается популяризации опыта совместной эксплуатации одного и того же земельного участка либо антенно-мачтового сооружения;
обеспечить установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) между хокимиятами районов (городов) или собственниками, пользователями, арендаторами земель и операторами связи в порядке, установленном постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2022 года N ПП-204, в целях установки и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений на включенных в перечень земельных участках сельскохозяйственного назначения или выделенных другим собственникам, пользователям, арендаторам земель.
4. Установить, что с 1 октября 2022 года операторам и провайдерам разрешается выполнять строительно-монтажные работы в объектах телекоммуникаций с даты внесения на экспертизу проектно-сметной документации установки технических средств, при этом экспертиза проектно-сметной документации проводится в 15-дневный срок.
Министерству по чрезвычайным ситуациям и Санитарно-эпидемиологической службе обеспечить оформление заключений органов государственного пожарного надзора и санитарного паспорта посредством Единого портала интерактивных государственных услуг (далее - Единый портал) в срок, не превышающий двух недель, в целях начала эксплуатации радиоэлектронных средств сетей мобильной связи.
Министерству юстиции, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Санитарно-эпидемиологической службе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок критически пересмотреть действующий порядок оформления заключений органов государственного пожарного надзора и санитарного паспорта и внести в Кабинет Министров предложения по их упрощению, включая сокращение сроков, путем оптимизации действующих процедур.
5. Поэтапно образовать с 1 сентября 2022 года во всех регионах республики центры экспорта дистанционных услуг путем использования информационно-коммуникационных технологий и определить их основными задачами:
повышение интереса к экспорту программных продуктов и IТ-услуг за счет обучения оказанию аутсорсинговых услуг;
подготовку специалистов для организаций, осуществляющих деятельность по всей республике и оказывающих аутсорсинговые услуги;
оказание содействия в поиске заказов лицам, владеющим навыками оказания аутсорсинговых услуг и выпускникам обучающих курсов, организуемых в центрах экспорта дистанционных услуг.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечить размещение центров экспорта дистанционных услуг в современных зданиях, отремонтированных в соответствии с требованиями Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (далее - IT-парк) и обеспеченных бесперебойным электроснабжением.
Агентству по делам молодежи обеспечить центры экспорта дистанционных услуг современным компьютерным оборудованием.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций принять меры по регулярному привлечению заказов с зарубежных рынков в центры экспорта дистанционных услуг и обеспечению занятости молодежи.
6. В целях создания дополнительных удобств для населения и субъектов предпринимательства при пользовании электронными государственными услугами с 1 ноября 2022 года разрешить:
операторам мобильной связи, коммерческим банкам и операторам платежных систем оказание электронных государственных услуг на Едином портале посредством своих мобильных приложений с соблюдением требований информационной безопасности;
пользование электронными государственными услугами, внедренными на мобильном приложении Единого портала, с использованием ключей электронной цифровой подписи, размещенных на идентификационной ID-карте.
При этом пользователи электронных государственных услуг идентифицируются посредством Единой информационной системы идентификации пользователей системы "Электронное правительство".
7. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Агентства по делам молодежи о ежегодном проведении начиная с 2023 года конкурса на Приз Президента с общим призовым фондом 1 миллион долларов США за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий в целях дальнейшей поддержки стартап-проектов молодежи в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством по делам молодежи в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок организации и проведения указанного конкурса.
8. В целях поддержки стартап-проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, направленных на оказание IТ образовательных услуг, разработку программных продуктов и их экспорт, внедрить с 1 октября 2022 года порядок выделения грантов в размере до 1 миллиарда сумов путем конкурса, проводимого Технологическим парком программных продуктов и информационных технологий за счет средств Фонда поддержки молодых предпринимателей при Министерстве инвестиций, промышленности и торговли.
9. Запустить с 1 января 2023 года Единую платформу Портала Правительства Республики Узбекистан, включающую официальные сайты и порталы государственных органов, указанных в приложении N 18*, по принципу "Единое окно".
10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2023 года обеспечить разработку электронной системы "Digital office" - автоматизированное рабочее место работников государственных органов и организаций (далее - система "Digital office"), включающей систему единого электронного документооборота, мессенджер обмена информацией, календарь заседаний и мероприятий, защищенную электронную почту и предоставляющей возможность видео-конференц-связи, на первом этапе - ее внедрение в системе Министерства в тестовом режиме, в дальнейшем - во всех государственных органах. При этом:
Государственное учреждение "Центр управления проектами электронного правительства" определяется оператором системы "Digital office", а также ответственным за обеспечение ее технической поддержки, бесперебойной работы и информационной безопасности;
система "Digital office" создается как единая точка доступа государственных органов и организаций, указанных в приложении N 19*, к соответствующим информационным системам.
11. Определить, что с 1 октября 2022 года данные государственных информационных систем и ресурсов предоставляются:
на безвозмездной основе посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство" - для использования в целях межведомственного взаимодействия;
на платной основе посредством Платформы цифровых данных системы "Электронное правительство" - для коммерческого использования.
Запретить предоставление данных государственных информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций посредством прямой интеграции в информационные системы третьих лиц, не являющихся государственными органами и организациями. При этом предоставление данных, имеющихся в информационных системах и ресурсах налоговых и кадастровых органов, третьим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном соответственно в постановлениях Кабинета Министров от 10 июля 2014 года N 186 "О совершенствовании порядка дифференцированного подхода при определении стоимости государственных услуг в сфере государственного кадастра", от 19 августа 2021 года N 529 "О мерах по предоставлению данных о налогоплательщиках третьим лицам" и от 18 октября 2022 года N 610 "О мерах по обеспечению прозрачности учета прав на недвижимое имущество, а также совершенствованию отдельных административных процедур в сфере кадастра".
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок подключения к Межведомственной интеграционной платформе и Платформе цифровых данных.
12. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) государственные информационные системы и ресурсы с 1 октября 2022 года поэтапно размещаются, хранятся и обрабатываются в Центре обработки данных системы "Электронное правительство" по перечню, утвержденному Координационной комиссией по реализации Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030";
б) начиная с 1 января 2023 года:
закупка серверных устройств и оборудования для хранения и обработки данных государственных информационных систем и ресурсов проводится по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций;
закупка, разработка и внедрение автоматизированных интеллектуальных систем выявления и предупреждения атак и угроз информационным системам, а также технических средств и программных продуктов, защищающих от распространения секретной информации по техническим каналам связи, проводятся по согласованию с уполномоченным органом в сфере обеспечения кибербезопасности.
13. Установить, что с 1 января 2023 года мониторинг проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах, а также хозяйственных субъектов, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 и более процентов (далее - государственные органы и организации),осуществляется посредством Межведомственной автоматизированной информационной системы "NIS.UZ", учет освоенных по ним средств - ведется в статистической отчетности Государственного комитета по статистике.
При этом государственные органы и организации ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, обеспечивают отображение информации о состоянии исполнения проектов и средств, освоенных в их рамках, в Межведомственной автоматизированной системе "NIS.UZ" с приложением подтверждающих первичных документов.
14. Определить, что льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные абзацем вторым пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 30 июня 2017 года N УП-5099 "О мерах по коренному улучшению условий для развития отрасли информационных технологий в республике" применяются также при приобретении услуг в сфере информационных технологий у нерезидентов республики.
15. Внедрить с 1 октября 2022 года поэтапно систему осуществления государственного космического мониторинга семи социально-экономических сфер, указанных в приложении N 20*, в обязательном порядке посредством спутниковых аппаратов.
Агентству "Узбеккосмос", Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, устанавливающий порядок осуществления государственного космического мониторинга.
16. Ввести:
в структуре центрального аппарата Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций должность заместителя министра по вопросам развития цифрового образования в рамках общей предельной численности управленческого персонала;
с 1 октября 2022 года в структуре хокимиятов районов (городов) должность менеджера проектов внедрения цифровой экономики в рамках общей предельной численности работников.
Предоставить Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций право на выплату менеджерам проектов внедрения цифровой экономики дополнительной надбавки к заработной плате в размере до 100 процентов за счет Фонда.
17. Уполномочить Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций:
вносить обязательные для рассмотрения руководителями всех государственных органов и организаций представления по устранению нарушений законодательства, выявленных в актах законодательства, регулирующих сферу цифровой экономики и электронного правительства, включая использование (или неэффективное использование) действующих информационных систем и программно-аппаратных комплексов, а также способствующих им причин и условий.
координировать деятельность по реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий заместителей руководителей по цифровизации государственных органов и организаций (Chief Digital Officer), а также ежеквартально оценивать их работу в зависимости от конкретных результатов.
18. Согласиться с предложениями Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности и Агентства по управлению государственными активами по:
публичному размещению (IPO) начиная с 1 сентября 2023 года дополнительных простых акций в размере до 2 процентов уставного фонда АК "Узбектелеком" в целях продолжения ускоренного развития телекоммуникационной инфраструктуры;
оставлению в распоряжении предприятий и организаций системы Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций их дивидендов, начисленных на долю государства по итогам 2021-2025 годов, и целевом направлении данных средств на финансирование проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий.
19. Установить следующий порядок осуществления координации и мониторинга качественного и своевременного исполнения настоящего постановления, в соответствии с которым:
а) заместители руководителей по цифровизации министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, вносят отчеты о выполнении мер, предусмотренных "дорожными картами", проектами и ведомственными программами цифровой трансформации, утвержденных настоящим постановлением, в Межведомственную автоматизированную информационную систему "NIS.UZ";
б) Министерство цифровых технологий:
оценивает состояние внедрения цифровых технологий в деятельность ответственных министерств и ведомств и организует регулярное заслушивание отчетов заместителей руководителей по цифровизации;
ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, вносит Кабинету Министров Республики Узбекистан обобщенную аналитическую информацию по исполнению "дорожных карт", программ и ведомственных программ цифровой трансформации, утвержденных настоящим постановлением;
в) Премьер-министр Республики Узбекистан на ежеквартальной основе:
на заседаниях Координационной комиссии по реализации Стратегии "Цифровой Узбекистан-2030" принимает меры поощрения или дисциплинарного наказания руководителей ответственных министерств и ведомств вплоть до освобождения от занимаемой должности исходя из результативности их деятельности в сфере цифровизации;
вносит Президенту Республики Узбекистан отчеты о принимаемых мерах и имеющихся недостатках в сфере обеспечения информационной безопасности в органах государственного и хозяйственного управления.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения NN 1 - 20 приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 августа 2022 г.