Концепция по реализации приоритетных направлений реформ в сфере дальнейшей демократизации деятельности средств массовой информации (Приложение N 4 к Постановлению Президента РУз от 10.03.2005 г. N ПП-24)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Постановлению Президента РУз
от 10.03.2005 г. N ПП-24
КОНЦЕПЦИЯ
по реализации приоритетных направлений реформ
в сфере дальнейшей демократизации деятельности
средств массовой информации
NN п/п
|
Задачи по реализации приоритетных направлений |
Наименование законодательных актов, мероприятий |
Форма и механизмы реализации |
Сроки выполнения |
Ответственные исполнители |
|
I. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
||||||
1. |
Реализация конкретных и последовательных мер по реализации демократических стандартов в развитии средств массовой информации (СМИ) |
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в законы "О средствах массовой информации", "О гарантиях и праве доступа к информации", "О защите профессиональной деятельности журналиста" (в том числе и расширение прав творческих коллективов, редакций при взаимодействии с учредителями, уточнение порядка распространения информации без регистрации и т. д.). |
Проект Закона Республики Узбекистан
|
май 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, Минюст, Институт изучения гражданского общества (ИИГО), Национальная ассоциация электронных средств массовой информации (НАЭСМИ), Творческий союз журналистов, УзТРК
|
|
2. |
Дальнейшая либерализация деятельности печати, телевидения, радио, обеспечение их независимости и свободы как обязательной составляющей процесса углубления реформ.
|
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Закон "О принципах и гарантиях свободы информации" (в том числе в части, касающейся определения общественно значимой информации новостей, о чрезвычайных ситуациях и т. д. и механизмов доступа к ней). |
Проект Закона Республики Узбекистан |
июнь 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, Минюст, ИИГО, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, УзТРК |
|
Объективная и критическая оценка в СМИ деятельности органов власти и управленческих структур |
Подготовка предложений о внесении изменений в Закон "О защите государственных секретов" (определение категорий государственных секретов, отнесение информации к государственным секретам, пересмотр перечня сведений, составляющих государственную тайну, и включение его в Закон и т.д.).
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
июль 2005 г. |
СНБ, УзАПИ, УзАСИ, Минюст |
||
4. |
Открытый и профессиональный анализ острых злободневных проблем, тормозящих эффективное продвижение экономических реформ
|
Разработка проекта Закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации" (освещение работы парламента, правительства, выступлений депутатов, политических партий и т.д.).
|
Проект Закона Республики Узбекистан |
август 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, Минюст, ИИГО, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, УзТРК |
|
5. |
Формирование законодательной основы реформирования государственного телевидения, определение статуса и порядка деятельности общественного телевидения.
|
Разработка проектов Законов "О телерадиовещании", "Об общественном телевидении" и "О кабельном вещании". |
Проект Закона Республики Узбекистан |
III квартал 2005 г. |
УзТРК, УзАПИ, УзАСИ, Минюст, ИИГО, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов. |
|
6. |
Обеспечение экономической свободы средств массовой информации - источника их независимого существования и развития.
|
Разработка проекта Закона "Об основах экономических отношений в сфере массовых коммуникаций". |
Проект Закона Республики Узбекистан |
II квартал 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, УзТРК, НАЭСМИ, Минэкономики, Минфин, Минюст |
|
Внесение предложений об образовании общественного Фонда развития и поддержки средств массовой информации. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан |
апрель 2005 г. |
Инициативная группа, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, УзАСИ, УзАПИ, УзТРК, ИИГО
|
|||
Внесение предложений по организации деятельности Фонда, включая: а) разработку положения о попечительском совете Фонда; б) определение регламента работы попечительского совета; в) утверждение порядка аккумулирования средств Фонда; г) принятие порядка рассмотрения заявок и отбора средств массовой информации для их финансирования.
|
Проект Постановления Президента Республики Узбекистан |
апрель 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, УзТРК, Минэкономики, Минфин, Минюст, инициативная группа, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, ИИГО |
|||
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
|
||||||
1. |
Либерализация условий деятельности средств массовой информации |
Совершенствование порядка регистрации (перерегистрации) средств массовой информации и лицензирования деятельности в сфере телерадиовещания и передачи данных, производства, тиражирования, дублирования, реализации и проката кино- видеопродукции. Определение порядка распространения информации для собственных нужд без регистрации.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
август 2005 г. |
УзАПИ, УзТРК, УзАСИ, НАЭСМИ, Узбеккино, Минюст, другие заинтересованные ведомства |
|
2. |
Реализация мер по объективному освещению проводимых реформ на международном информационном рынке |
Разработка комплекса мероприятий по повышению положительного имиджа страны на международной информационной арене, объема доступной и достоверной информации об общественно-политической жизни Узбекистана и доведению ее до международной общественности, повышению информационного обеспечения принимаемых решений государственных органов.
|
Проект постановления Кабинета Министров. Комплекс мероприятий |
сентябрь 2005 г. |
ИАД по вопросам информационных технологий и телекоммуникаций Кабинета Министров, ИСМИ, МИД, УзАСИ, УзТРК. НАЭСМИ, Минэкономики, Минфин, Центр "Маънавият ва маърифат" |
|
3. |
Формирование цивилизованного новостного информационного рынка |
Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности деятельности информационных агентств (Пересмотр положений о Национальном информационном агентстве "УзА", информационных агентствах "Туркистон-пресс" и "Жахон").
|
Проект постановления Кабинета Министров |
август 2005 г. |
ИАД по вопросам информационных технологий и телекоммуникаций Кабинета Министров, УзАСИ, Минэкономики, Минфин, ИА "УзА", НАЭСМИ, информационные агентства, Минюст
|
|
4. |
Развитие рыночных отношений и конкуренции в информационной сфере. |
Разработка критериев по определению монопольного положения средств массовой информации на национальном информационном рынке, а также механизмов их демонополизации.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
сентябрь 2005 г. |
УзАПИ, Антимонопольный комитет, УзАСИ, НАЭСМИ, Минэкономики, Минюст
|
|
5. |
Открытое и объективное освещение деятельности органов управления по реализации экономических реформ
|
Определение порядка постоянной аккредитации представителей средств массовой информации Республики Узбекистан при органах представительной и исполнительной власти. |
Проект постановления Кабинета Министров |
III квартал 2006 г. |
УзАПИ. УзАСИ, НАЭСМИ, Минэкономики, Минюст |
|
6. |
Доведение до зарубежной общественности объективной информации о проводимых реформах в стране и их результатах
|
Совершенствование порядка аккредитации представительств иностранных средств массовой информации в Республике Узбекистан. |
Проект постановления Кабинета Министров |
IV квартал 2005 г. |
МИД, УзАПИ, СНБ, Минюст |
|
7. |
Стимулирование творческой активности работников СМИ |
Пересмотр и оптимизация ставок авторского, постановочного и исполнительского вознаграждения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 23 июня 1993 г. N 307. Осуществление комплекса мероприятий по оказанию государственной поддержки деятельности Творческого союза журналистов и Национальной ассоциации электронных средств массовой информации. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2005 г. |
ИАД по вопросам информационных технологий и телекоммуникаций Кабинета Министров, УзТРК, УзАПИ, Минкультуры и спорта, Минфин, Минюст |
|
8. |
Упорядочение распространения информации зарубежных СМИ в соответствии с международными стандартами и нормами
|
Определение порядка распространения зарубежных информационных продуктов на территории Республики Узбекистан. |
Проект постановления Кабинета Министров
|
октябрь 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, МИД, СНБ, Минюст, НАЭСМИ, Центр "Маънавият ва маърифат"
|
|
9. |
Роль Интернет в борьбе за умы и умонастроения людей - актуальные и приоритетные задачи общества |
Разработка национальной рейтинговой системы классификации информационных ресурсов в сети Интернет, обязательной к применению общественными пунктами коллективного пользования, ВУЗами, школами, лицеями и колледжами.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
ноябрь 2005 г. |
УзАСИ, УзАПИ, МВССО, МНО, Минюст, ИСМИ, НАЭСМИ, Центр "Маънавият ва маърифат"
|
|
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, СТРУКТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
|
||||||
1. |
Регулирование порядка привлечения средств внутренних и внешних спонсоров в средства массовой информации.
|
Определение порядка привлечения средств отечественных, зарубежных и международных организаций в сфере поддержки и развития средств массовой информации. |
Проект постановления Кабинета Министров
|
август 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, Минфин, АВЭС, Минюст, НАЭСМИ |
|
2. |
Поэтапное формировании на базе государственного телевидения канала общественного телевидения. |
Разработка и утверждение комплексной программы по созданию структурной, экономической и правовой основы для дальнейшей демократизации сферы телерадиовещания: |
Проекты Указа и Постановления Президента Республики Узбекистан |
Разработка - II квартал 2005 г. |
ИАД по вопросам информационных технологий и телекоммуникаций Кабинета Министров, |
|
Принятие и осуществление комплекса мер по развитию рынка теле- и радио- индустрии |
- проведение организационных и экономических мероприятий по изменению структуры управления, экономической и производственной деятельности УзТРК в соответствии с рыночными требованиями; - кардинальное повышение содержательного и технического качества телерадиовещания, создание условий для использования телерадиовещания в повышении уровня информационного обеспечения населения, формирования современного прогрессивного мировоззрения; - создание канала общественного телевидения на основе изучения успешного опыта Японии и других развитых стран.
|
Реализация - 2005 -2007 гг. |
УзТРК, УзАСИ Минэкономики, Минфин, Минюст, Министерство труда и социальной защиты населения |
|||
3. |
Формирование условий работы для коммерческих и региональных негосударственных теле-радиостудий, творческой конкуренции идей и программ в этой сфере.
|
Осуществление мер по государственной поддержке реализуемых программ совершенствования деятельности, развития материально-технической базы, повышения творческой активности негосударственных региональных теле-радиостудий. |
Проект постановления Кабинета Министров
|
II квартал 2005 г. |
НАЭСМИ, УзТРК, УзАСИ, Минэкономики, Минфин, Минюст, Общественный фонд поддержки средств массовой информации
|
|
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
|
||||||
1. |
Широкое освещение роли и места органов государственной власти, министерств и ведомств в проведении социально-экономических реформ.
|
Определение порядка о проведении в Национальном пресс-центре и в регионах регулярных брифингов руководителей органов государственной власти, министерств и ведомств. |
Проект постановления Кабинета Министров |
IV квартал 2005 г. |
УзАПИ. УзАСИ, НАЭСМИ, Национальный пресс-центр, министерства и ведомства |
|
2. |
Повышение открытости и доступности органов государственной власти и управления в получении соответствующей информации
|
Реализация мероприятий по совершенствованию и повышению эффективности деятельности пресс-служб в органах государственной власти, расширение их связей с общественностью; |
Проект постановления Кабинета Министров |
Внесение проекта постановления - июль 2005 г. Реализация - в течение 2005-2007 гг. |
ИАД по вопросам информационных технологий и телекоммуникаций Кабинета Министров, УзАСИ, УзАПИ, Минфин, Минэкономики, Минюст
|
|
3. |
Формирование целостных механизмов саморегулирования в информационной сфере |
Создание Национального совета средств массовых информации. Принятие Кодекса этики журналиста и Хартии средств массовой информации, учитывающих национальные традиции и отвечающих международным стандартам в сфере средств массовой информации.
|
Кодекс этики. Хартия СМИ. Комплекс организационных мероприятий |
август 2005 г. |
Творческий союз журналистов, НАЭСМИ, ИИГО, УзТРК, УзАПИ, УзА, ИА "Туркистон-пресс", заинтересованные министерства и ведомства
|
|
4. |
Обеспечения информационной свободы, создание условий для свободного выражения мнений и идей, углубление демократии и политической активности населения в политической и общественной жизни страны.
|
Организация и проведение ежегодного Национального медиафорума средств массовой информации, Интернет-фестиваля (подведение итогов по различным номинациям: "Гражданская позиция", "Актуальное интервью", "Лучший аналитический материал (программа), обсуждение проблемных вопросов и пр.). |
Ежегодный медиафорум |
октябрь, 2005 г. и далее ежегодно |
Творческий союз журналистов, НАЭСМИ, ИИГО, УзТРК, УзАПИ, УзА УзАСИ, Общественный фонд поддержки СМИ, Центр "Маънавият ва маърифат", заинтересованные министерства и ведомства |
|
5. |
Повышение профессиональной квалификации и уровня экономических и правовых знаний работников СМИ.
|
Реализация комплекса мер по повышению правовой культуры и грамотности работников средств массовой информации (тренинги, семинары, круглые столы, конференции, клубы политического обозревателя и пр.). |
Комплекс организационных мероприятий |
Постоянно по отдельному графику |
Творческий союз журналистов, НАЭСМИ, ИИГО, УзТРК, Общественный фонд поддержки СМИ, Центр "Маънавият ва маърифат", заинтересованные министерства и ведомства
|
|
6. |
Повышение творческой активности и формирование объективного общественного мнения
|
Создание и проведение "общественных площадок" для журналистов и широкой общественности по обсуждению актуальных проблем демократизации и формированию основ гражданского общества. |
Комплекс организационных мероприятий |
Постоянно по отдельному графику |
Творческий союз журналистов, НАЭСМИ, ИИГО, УзТРК, Общественный фонд поддержки СМИ, Центр "Маънавият ва маърифат", заинтересованные министерства и ведомства
|
|
7. |
Изучение перспектив развития информационного рынка |
Организация социологических и маркетинговых исследований, касающихся изучения состояния и перспектив развития информационного рынка.
|
Комплекс организационных мероприятий |
По отдельному графику |
Творческий союз журналистов, ИСМИ, центр "Ижтимоий фикр", ИИГО |
|
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ И НФОРМАЦИИ
|
||||||
1. |
Подготовка и переподготовка, совершенствование профессионального уровня журналистов и технического персонала. |
Создание курсов по повышению квалификации работников средств массовой информации при Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
июль 2005 г. |
УзАПИ, УзАСИ, АГОС, Творческий союз журналистов, МВССО, Минэкономики, Минфин, Творческий союз журналистов, Минюст
|
|
2. |
Разработка и реализация комплекса мер в сфере подготовки и переподготовки кадров для СМИ с учетом международных стандартов |
Разработка государственной программы подготовки и переподготовки кадров в области средств массовой информации (пересмотр учебных планов, образовательных стандартов на соответствие международным требованиями, внедрение новых направлений - теле, радио и Интернет журналистика). |
Проект постановления Кабинета Министров
|
август 2005 г. |
МВССО, АГОС, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, Минэкономики, Минфин, Минюст
|
|
3. |
Организация учебных стажировок и тренингов в ведущих образовательных учреждениях и центрах теле-радио-журналистики страны и за рубежом.
|
Совершенствование системы отбора для стажировок за счет бюджетных и грантовых средств в национальных и зарубежных центрах по подготовке и переподготовке журналистов. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2005 г. |
МВССО, АГОС, НАЭСМИ, Творческий союз журналистов, Общественный фонд поддержки СМИ, редакции СМИ
|