Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Указ Президента Республики Узбекистан от 23.09.2024 г. N УП-143 "О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения"

Полная версия документа доступна на платных тарифах

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.09.2024 г.

N УП-143



О ВЫВЕДЕНИИ НА НОВЫЙ ЭТАП МЕР

ПО СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ


Обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста в республике создало возможность для сокращения уровня бедности с 23 процентов в 2019 году до 11 процентов в 2023 году. Поставлена цель - к концу 2025 года сократить уровень бедности до 6 процентов.

Для выведения на более высокий этап мер применения новых подходов и накопленного национального опыта в обеспечении результативности программ улучшения условий быта населения, развития предпринимательства, сокращения бедности и социальной поддержки в регионах:


1. Определить первостепенной задачей государственной социально-экономической политики, государственных органов и организаций всех уровней выведение из бедности 500 тысяч жителей в оставшийся период 2024 года, 1 миллиона - в 2025 году за счет осуществления комплексных мер в направлениях обеспечения занятости населения высокодоходной стабильной работой, создания условий для получения образования и овладения профессией молодежи, основанных на инновационных и цифровых технологиях, доступа всех слоев населения к медицинским и социальным  услугам, а также развития инфраструктуры махаллей.


2. Одобрить предложение Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства экономики и финансов, а также Национального агентства социальной защиты о реализации Программы "От бедности к благополучию" (далее - Программа), направленной на призыв каждого гражданина ответственно подходить к своему будущему и будущему своих детей и создание возможности для реализации ими своего потенциала, на основе достигнутых положительных результатов и накопленного национального опыта, а также передовой международной практики в сфере сокращения бедности.

Определить, что начиная с 1 ноября 2024 года Программа реализуется на основе принципа "Семь возможностей и ответственность для бедных семей", предусматривающего:

стабильную занятость и достижение получения высокого дохода - установление с предпринимателями взаимовыгодного сотрудничества и привлечение ведущих предпринимателей в каждую махаллю, эффективное использование приусадебных земель, реализацию в каждом районе и городе по не менее пяти драйверных проектов, служащих импульсом социально-экономическому развитию, предоставление в аренду бедным семьям дополнительно 50 тысяч гектаров посевных площадей, с условием оплаты в рассрочку таких средств, как оборудование для малого производства, передвижные магазины, мотороллеры, скутеры;

получение образования и овладение профессией - доведение в 2024-2025 годах до 80 процентов уровня охвата детей из бедных семей дошкольным образованием, обучение не менее одного ребенка из семьи иностранным языкам, профессии или специальности, создание возможности для получения одним ребенком, в частности девочкой, высшего образования, обучение детей компьютерной грамотности, создание условий для посещения учебных курсов по информационным технологиями программированию, в том числе организацию кружков в школах;

доступ к гарантированному государственному медицинскому обслуживанию - создание возможностей для прохождения каждым членом бедных семей полного медицинского осмотра один раз в год, повышения их ответственности за собственное здоровье (отказ от вредных привычек в повседневном образе жизни и питании), посещения каждым ребенком спортивных кружков, а также сокращение в два раза расходов семьи, затрачиваемых на медицинские услуги за собственный счет;

доступ к социальным услугам - предотвращение факторов, ограничивающих возможность осуществления трудовой деятельности семьями, путем расширения объема социальных услуг и помощи, в частности налаживание патронажа на основе дневного посещения лиц, нуждающихся в постороннем уходе, услуг воспитания и дневного ухода за детьми;

улучшение условий жизни - расширение доступа к ипотечной системе, строительство или реконструкцию современных "зеленых" жилых домов в махаллях с использованием экологически чистых материалов и технологий, подведение чистой питьевой воды, внедрение в домохозяйствах энергосберегающих инновационных систем освещения, отопления и горячего водоснабжения, а также переработки отходов;

развитие государством инфраструктуры махаллей - бесперебойное обеспечение электрической энергией и интернетом, водой для орошения приусадебных земель, а также улучшение транспортного сообщения махалли с районным центром, ремонт внутренних дорог, поэтапную реализацию программ ускоренного комплексного развития регионов;

прямой диалог с работниками государственных органов - установление органами государственной власти всех звеньев регулярной прямой связи с бедными семьями, осуществление ими совместных действий и прикрепление руководителей к бедным семьям, оказание содействия совместному решению их проблем.


3. Создать Республиканскую комиссию по реализации Программы "От бедности к благополучию" (далее - Комиссия) в составе согласно приложению, определить Министерство занятости и сокращения бедности и его территориальные органы рабочим органом Республиканской и территориальных комиссий.

Возложить на Комиссию следующие задачи:

координацию деятельности организаций республиканского и местного значения по исполнению Программы, изучение проведенной работы по выведению из бедности с выездом на места;

определение показателей эффективности деятельности ведомств и организаций всех уровней, а также руководителей, прикрепленных к бедным семьям и махаллям, по реализации возможностей, предусмотренных Программой;

внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан по итогам каждого месяца информации о проделанной работе и задачах, предлагаемых к последующей реализации.


4. Кабинету Министров (Арипов А.) в месячный срок исходя из функциональных задач каждого министерства и ведомства обеспечить утверждение "отраслевых дорожных карт по сокращению бедности", направленных на реализацию возможностей, предусмотренных по соответствующему направлению Программы, и достижение целевых показателей, а также осуществлять контроль за их своевременной и качественной реализацией.

Определить специальных представителей Президента Республики Узбекистан в регионах (Мирзаев Г., Кадиров Д., Куранбаев К., Бобоев А.) ответственными за установление регулярной прямой связи между исполнительными органами и бедными семьями.


5. Определить, что с 1 декабря 2024 года Национальным агентством социальной защиты по результатам изучения "махаллинской семеркой" социальных условий бедных семей и причин попадания в бедность формируется Реестр бедных семей.

Национальному агентству социальной защиты и Министерству занятости и сокращения бедности в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Комиссию критерии включения и исключения населения из Реестра бедных семей.


6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2025 года:

а) при трудоустройстве, самозанятости, налаживании предпринимательской деятельности официально не занятыми членами семей, получающих пособия и материальную помощь на детей из малообеспеченных семей, выплата данных пособий и материальной помощи продолжается до окончания срока их выплаты, но на срок не более 6 месяцев;

б) на члена семьи, включенной в Реестр бедных семей, трудоустроившегося на работу с ежемесячной заработной платой в размере не менее 1,5-кратного минимального размера оплаты труда, социальный налог уплачивается по ставке 1 процент в течение трех лет;

в) меры поддержки бедным семьям оказываются на основе социального договора с учетом таких условий, как обеспечение занятости трудоспособных членов семьи, эффективное использование своих приусадебных земель (посев культур), получение образования, овладение профессией и изучение иностранных языков членами семей, в том числе детьми, а также контроль за их здоровьем, содержание в чистоте их жилья.

При этом в случаях невыполнения условий социального договора оказание социальной помощи и услуг (кроме социального пособия) прекращается.


7. Национальному агентству социальной защиты совместно с Министерством занятости и сокращения бедности, Министерством экономики и финансов в двухмесячный срок внести:

в Комиссию на утверждение порядок внедрения в практику социального договора с проведением глубокого анализа расходов, направленных на государственную социальную поддержку и повышение доходов населения;

в Кабинет Министров на утверждение перечень социальных услуг и помощи, предоставляемых с требованием занятости от трудоспособных членов семьи.


8. Министерству экономики и финансов совместно с министерствами и ведомствами, а также Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить разработку государственной программы на 2025 год в рамках Стратегии "Узбекистан - 2030" во взаимоувязке с Программой "От бедности к благополучию", а также программами развития регионов и отраслей.

При этом в месячный срок внести проект Указа, предусматривающий новую систему, направленную на обеспечение результативности деятельности местных хокимиятов по социально-экономическому развитию регионов, повышение их ответственности и подотчетности, а также расширение финансовых, экономических и административных полномочий и возможностей.


9. Эффективную организацию и контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                  Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 23.09.2024 г. N УП-143



СОСТАВ

Республиканской комиссии по реализации

Программы "От бедности к благополучию"


  

Кучкаров Д.

-

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр экономики и финансов, председатель Республиканской комиссии

        

Оллоёров М.

-

советник Президента Республики Узбекистан - директор Национального агентства социальной защиты, заместитель председателя Республиканской комиссии

           

Мирзиёева Ш.

-

первый заместитель директора Национального агентства социальной защиты

         

Адхамов И.

-

заместитель Генерального прокурора

               

Бобоев А.

-

председатель Счетной палаты

       

Ташкулов А.

-

министр юстиции

         

По должности

-

министр занятости и сокращения бедности

        

Худаяров А.

-

и.о. министра здравоохранения

         

Абдурахмонов И.

-

министр сельского хозяйства

            

Умарова Х.

-

министр дошкольного и школьного образования

              

Шарипов К.

-

министр высшего образования, науки и инноваций

                

Шерматов Ш.

-

министр цифровых технологий

 

Бобожонов П.

-

министр внутренних дел

           

Норкулов И.

-

первый заместитель министра экономики и финансов

            

Кудратов Л.

-

министр инвестиций, промышленности и торговли

           

Махкамов И.

-

министр транспорта

           

Мирзамахмудов Ж.

-

министр энергетики

     

Хамраев Ш.

-

министр водного хозяйства

           

Касымов Д.

-

Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства

          

Вахабов Д.

-

председатель Торгово-промышленной палаты

         

Куранбаев К.

-

председатель Ассоциации махаллей Узбекистана

      

Хасанов О.

-

директор Республиканского центра духовности и просветительства

    

Ходжаев А.

-

директор Агентства информации и массовых коммуникаций

     

Джурабаев А.

-

председатель Национальной телерадиокомпании Узбекистана

     

Парпибаева О.

-

председатель Комитета семьи и женщин

      

Саъдуллаев А.

-

директор Агентства по делам молодежи

       

Сайдуллаев Н.

-

первый заместитель председателя Центрального банка

    

Аннакличев С.

-

председатель правления АКБ "Банк развития бизнеса"

      

Мирсоатов А.

-

председатель правления АО "Узмиллийбанк"

     

Атабаев Ш.

-

председатель правления АК "Халк банки"

     

Маматкулов Р.

-

председатель правления АКБ "Агробанк"

     

Бутаев О.

-

председатель правления АКБ "Микрокредитбанк"

     

Туляганов К.

-

председатель правления АО "Асакабанк"

    

Акбаржонов А.

-

председатель правления АКБ "Узпромстройбанк"

    

Мирзаев Ч.

-

председатель правления АКБ "Туронбанк"

     

Ирисбекова К.

-

председатель правления АК "Алокабанк"

     

По должности

-

первый заместитель министра занятости и сокращения бедности, ответственный секретарь Республиканской комиссии

        


Примечание: при переходе членов Республиканской комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2024 г.