Кому нужно сдавать пояснительную записку и как ее правильно составить

preview

С этим вопросом бухгалтеры сейчас сталкиваются, сдавая финансовую отчетность за 2020 год. Нужно ли, к примеру, сдавать пояснительную записку микрофирмам и малым предприятиям? Buxgalter.uz собрал мнения специалистов:

Ботир МАНСУРОВ, налоговый консультант:

– «Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и включает в себя :

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет о денежных потоках;
  • отчет о собственном капитале;
  • примечания, расчеты и пояснения.

«Примечания, расчеты и пояснения (пояснительная записка)» – такая же форма финансовой отчетности, как баланс и другие формы.

Структуру и содержание финансовой отчетности определяет Минфин, а именно :

  • малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из:

– бухгалтерского баланса – формы №1;

– отчета о финансовых результатах – формы №2.

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса определены Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

Кроме того, в соответствии с п. 6 постановления Президента «О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование» от 15 июня 2005 года № ПП-100 Налоговому комитету и Госкомстату было поручено обеспечить безусловное соблюдение установленного порядка и сроков представления финансовой и статистической отчетности субъектами предпринимательства. Согласно этому порядку микрофирмы и малые предприятия представляют:

  • финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса – формы №1 и отчета о финансовых результатах – формы №2, – ежегодно;
  • статистическую отчетность – ежеквартально или ежегодно в зависимости от видов отчетности.

Итак, пояснительная записка (пояснения) как форма финансовой отчетности не предусмотрена в перечне финансовых отчетов, обязательных для предоставления в налоговые органы малыми предприятиями. Поэтому считаю, что малые предприятия не обязаны предоставлять пояснительную записку в налоговые инспекции». 

Татьяна ЛЫМАРЕВА, эксперт buxgalter.uz:

– «Норма п. 5 Правил по заполнению форм финансовой отчетности не разделяет малые или крупные предприятия: к годовой финансовой отчетности прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия.

Поэтому считаю, что пояснительную записку необходимо представлять всем предприятиям независимо от принадлежности к малому или крупному бизнесу. Она также имеется в составе электронной отчетности – в разделе формы финансовой отчетности на my.soliq .uz.

Как отчитаться за год, в котором уплачивали и налог с оборота, и налог на прибыль, мы подробно рассказали в отдельной статье на сайте

Цель пояснительной записки – раскрыть данные, которые предприятие указало в финансовой отчетности – в бухгалтерском балансе и ОФР.

Законодательством не предусмотрена специальная форма пояснительной записки. Она представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и ОФР. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав и полноту данных в ней, но с соблюдением требований НСБУ.

Внимание
В каждом НСБУ содержится перечень информации, которая должна раскрываться в финансовой отчетности.

Пояснительная записка может содержать следующие разделы:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации (общая сумма чистой выручки, себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, услуг), расходы периода, прочие доходы, например, от выбытия ОС, доходы и расходы финдеятельности и т.д.).

В документе можно дать краткую информацию о методах:

  • оценки товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценки незавершенного производства;
  • амортизации основных средств;
  • признания выручки от реализации и т.п.

Если в учетную политику организации были внесены изменения, нужно сообщить об этом в записке, обосновать их причины и необходимость.

Желательно также привести расшифровки строк баланса и формы №2. В частности. Данные о:

  • составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • изменениях в структуре и объеме ОС и НМА;
  • арендованном имуществе;
  • финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженностях;
  • составе затрат на производство и прочих расходов;
  • объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности;
  • обеспечении обязательств;
  • чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности в отчетном периоде и их последствиях (особенно – в период пандемии). К примеру, – о фактах, объясняющих причины резких скачков или снижения показателей чистой выручки по сравнению с прошлым годом и т.д.

Многие могут сказать, что данные, которые мы отражаем в пояснительной записке, система налоговых органов и так может собрать на основе отчетов и проанализировать. Например, – исходя из представленной отчетности по налогу на прибыль, НДС и налогу с оборота, а также исходя из показателей бухгалтерского баланса и ОФР. Однако пока данная форма существует в составе финотчетности, ее необходимо представлять.

Напоминаем!
Если по состоянию на 1 число отчетного года проводится переоценка основных фондов, ее результаты принимаются при формировании данных финотчетности на начало отчетного года. При этом несоответствия данных на конец предыдущего и начало отчетного года объясняются как результаты переоценки ОС, проведенной по состоянию на 1 число отчетного года, и излагаются в пояснительной записке к финотчетности текущего периода.

С 1 января 2021 года норма обязательной переоценки отменена . Но это не означает, что организации не могут или не должны проводить добровольную (инициативную) переоценку ОС в соответствии со своей учетной политикой в целях бухгалтерского учета. Проводить или не проводить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 2021 года, решает руководство предприятия в соответствии с учетной политикой для целей бухучета на 2021 год. Подробнее об этом читайте тут и тут».


Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана (CIPA, DipIFR):

– «Требования к информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности, должны быть включены в стандарты. Все, что есть на эту тему в НСБУ, и нужно раскрывать.

В МСФО же каждый стандарт содержит требования по раскрытиям.

При составлении финансовой отчетности по МСФО должны быть выполнены все требования всех уместных стандартов, в том числе – требования по раскрытиям. Если что-то не раскрыто составителями отчетности или раскрыто неполно, аудитор, проводящий аудит в соответствии с МСА, не даст (не имеет права давать) положительное мнение по такой отчетности, потому что такая неполная отчетность будет вводить пользователей в заблуждение.

Ориентиры по раскрытиям для целей МСФО-отчетности можно найти в опубликованной финансовой отчетности компаний, ценные бумаги, которых котируются на фондовых биржах. Причем в качестве ориентиров нужно выбирать действующих в сопоставимой отрасли».