Платность счета-фактуры – это новый налог?

preview

Из-за пробелов в законодательстве, слабой технической и организационной подготовки бухгалтеры по-прежнему не могут получить ответы на многочисленные вопросы, касающиеся практического применения электронных счетов-фактур, онлайн-ККМ и виртуальных касс. Они предлагают вспомнить опыт внедрения электронной отчетности и системы «Банк-клиент» и отказаться от резкого перехода в строго установленные даты. Мягкий переходный период позволит освоить новые технологии без потрясений. Также много вопросов вызывает платность этого инструмента.

Постепенный переход

На электронную отчетность переходили два года, и никакие санкции в этот период ни к кому не применялись. В каждой районной ГНИ проводились еженедельные практические семинары, на которых бухгалтеры пробовали заполнять формы налоговой отчетности. Помимо прочего, такое общение способствовало техническому совершенствованию системы. В результате она стала удобным учетным инструментом для всех.

Этот же принцип можно было бы применить и в период перехода на ЭСФ и онлайн-ККМ.

Нужен административный регламент

За услуги отправки и получения ЭСФ, а также за услуги оператора фискальных данных нужно платить. Цена за отправку одного документа у некоторых операторов доходит до 1,5 тыс. сум. Не заплатишь оператору – не исполнишь свою обязанность оформлять ЭСФ, вмененную государством.

Таким образом, у нас появилось что-то очень похожее на обязательный платеж, обладающий признаком «возмездности». Причем, бремя его уплаты ляжет не на самих хозяйствующих субъектов, а на конечных покупателей товаров и услуг. Ведь, скорее всего, неся расход на услуги оператора, предприниматели просто начнут учитывать его в цене договора.

Вывод: обязательные платежи, связанные с оформлением счетов-фактур, должны быть урегулированы, как минимум, соответствующим административным регламентом. В нем должны быть оговорены вопросы:

  • ценообразования и распределения полученных средств;
  • гарантий своевременности оказания услуги;
  • отказа в ее оказании;
  • распределения ответственности за технические сбои;
  • другие важные вопросы, которых немало.

Почему все это нельзя просто предусмотреть в договорах с операторами ЭСФ? Потому что такая обязанность и платность вменены государством, у хозсубъектов нет выбора.

Кроме того, очень желательно предусмотреть на начальном этапе работы системы ЭСФ хотя бы краткий бесплатный период. Чтобы люди опробовали систему, чтобы сами операторы убедились, что могут работать без сбоев.

Страшное слово – технический сбой

Предприниматели еще не успели забыть дату – «25 ноября 2019 года». Они всерьез опасаются технических причин, которые могут помешать бесперебойной работе систем электронного документооборота и онлайн-ККМ.

В некоторых регионах перебои в электроснабжении из-за резкого похолодания привели к тому, что бухгалтеры не смогли своевременно сдать отчетность.

Из опыта с электронной отчетностью бухгалтеры знают, как сложно работать в системе в последний день ее сдачи. Большие перегрузки приводят к тому, что система зависает, выдает ошибку «Сервис не доступен». Как с объемами в масштабах республики будут справляться системы ЭСФ и онлайн-касс, пока неизвестно.

Проблем можно избежать, если:

  • документально определить сроки переходного периода, его регламент и мероприятия;
  • предусмотреть возможность оформления бумажных счетов-фактур, когда оформление электронных невозможно по техническим причинам объективного характера;
  • дать предпринимателям хотя бы месяц бесплатно поработать в системе;
  • в течение переходного периода не наказывать налогоплательщика за нарушение правил ЭСФ и применения онлайн-ККМ.

 

P.S.: Пожалуйста, оставьте свой комментарий под этим материалом! Нам очень интересно узнать Вашу точку зрения по всем перечисленным проблемам.

Татьяна ЛЫМАРЕВА,

 Олег ГАЕВОЙ