Как сэкономить при переходе на онлайн-ККМ

preview

Льготы для предпринимателей, переходящих на онлайн-ККМ, предусмотрены Указом Президента №УП-5813. Вuxgalter.uz считает, что есть важные нюансы, которые требуют дополнительных разъяснений со стороны уполномоченных органов. О чем идет речь?

Напомним: субъектам предпринимательства при переходе на онлайн-ККМ или виртуальные кассы:

  • предоставляется право уменьшить сумму начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль, налога с оборота (до 2020 года – единого налогового платежа) или НДФЛ в фиксированной сумме (до 2020 года – фиксированный налог) – на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10 БРВ с условием регистрации онлайн-ККМ в ОГНС до 1 января 2021 года ;
  • бесплатно выдается базовая часть программного продукта (база) виртуальной кассы .

Подробно о том, как перейти на онлайн-ККМ и виртуальную кассу, мы писали тут. ГНК опубликовал разъяснение главного налогового инспектора Салима НОРБЕКОВА о применении льготы. Но не все моменты сейчас понятны.

Формы налоговой отчетности противоречат УП-5813

В частности, из форм налоговой отчетности следует, что уменьшается не сумма начисленного и подлежащего уплате налога, а налогооблагаемая база. Утвержденные ГНК формы отчетности противоречат УП-5813 и нуждаются в корректировке.

Например, приобретение и установка онлайн-ККМ обошлись предпринимателю в 3 млн сум. Согласно УП-5813 он может заплатить меньше налогов на 2 223 000 сум. (10 БРВ). А по формам отчетности он сможет сэкономить только 333 450 сум. (2 223 000  х 15%), если платит налог на прибыль. И – всего 88 920 сум. (2 223 000  х 4%), если он платит налог с оборота.

Кого касается льгота?

При сдаче электронной налоговой отчетности выберите льготу 7371 и укажите сумму затрат на приобретение, установку и запуск онлайн-ККМ. При этом будьте готовы по просьбе сотрудников налоговых органов подтвердить эту сумму документально (банковские платежки, счета-фактуры).

Салим НОРБЕКОВ утверждает, что льгота не касается предпринимателей, устанавливающих виртуальную кассу. При этом стоимость программы виртуальной кассы и ее пусконаладки с учетом бесплатной базовой части не сильно отличается от аналогичных расходов по онлайн-ККМ. См. – расчет.

Кроме того, к виртуальной кассе нужно покупать дополнительное оборудование – ПК (если его нет), планшет или POS-систему, чековый принтер, сканер, модем для передачи данных. Если льготы предоставляются исключительно на онлайн-ККМ, значит, они, по мнению налоговиков, предпочтительнее? Почему?

Если налоговая база (в соответствии с УП-5813 – сумма налога, подлежащая к уплате) по налогу на прибыль, налогу с оборота или НДФЛ в фиксированной сумме окажется меньше суммы затрат на покупку, установку и ввод в эксплуатацию онлайн-ККМ, остаток можно учесть при расчете и уплате налога в следующем налоговом периоде.

Как подсчитать расходы?

Расходы считаются путем сложения следующих затрат в расчете на каждое такое устройство:

1) стоимость онлайн-ККМ.

Если вы перенастраиваете ККМ с фискальной памятью, которую использовали ранее, принимайте в расчет все расходы, возникшие после выхода УП-5813, т.е. после 6 сентября 2019 года:

  • покупную стоимость самой ККМ (если она была приобретена после 6 сентября 2019 года);
  • стоимость устройств, необходимых для модернизации и настройки (сканеры, Wi-Fi роутеры и прочее);
  • стоимость услуг Центра технического обслуживания (ЦТО) по перенастройке ККМ.

Одно из требований к ККМ – сертификация. ККМ с фискальной памятью и онлайн-ККМ – это два разных устройства, требования к которым установлены разными документами. Возникает вопрос: как быть с сертификацией в случае перенастройки?

Салим НОРБЕКОВ, по этому вопросу говорит, что, если ранее зарегистрированная и использовавшаяся в офлайн-режиме ККМ при перенастройке в онлайн-режим будет соответствовать требованиям онлайн-ККМ, это устройство сертифицировать не нужно. Опять же возникает вопрос: как это возможно? Какими нормативными документами аргументировать свои действия, если следовать совету Салима НОРБЕКОВА?

Сотрудники ЦТО могут не согласиться и потребовать сертификации перенастроенной онлайн-ККМ. В этом случае затраты на сертификацию также могут быть включены в калькуляцию расходов на переход онлайн-ККМ.

2) Сумму, уплаченную ЦТО за установку и пусконаладку онлайн-ККМ.

На практике все услуги ЦТО могут предоставляться в рамках одного договора. В этом случае нужно обратить внимание, чтобы в таком договоре были прописаны  установка и пусконаладка.

В публикации ГНК подняты актуальные вопросы. Но для единообразной правоприменительной практики нужно:

  • привести формы налоговой отчетности в соответствие с УП-5813;
  • получить более четкую позицию ГНК по применению этой льготы. В ней должны быть четко отражены все затраты предпринимателей, которые могут быть учтены при применении этой льготы.

Олег ГАЕВОЙ

Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Наличные расчеты в Узбекистане: консультации по учету, кассовым операциям и порядку наличные расчеты, консультации по кассовым операциям, учет наличных, кассовая дисциплина, оформление платежей, Узбекистан бухгалтерия касса Операции с наличными средствами в Узбекистане: консультации по учету, кассовым операциям и оформлению наличных платежей. Какие правила кассовой дисциплины обязательны и как избежать нарушений? Получите экспертные советы и пошаговые инструкции на Buxgalter.uz! /uz/publish/doc/text158146_kak_sekonomit_pri_perehode_na_onlayn-kkm