Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Готовимся к годовой инвентаризации с учетом МСФО
Приближается конец года, на носу – ежегодная инвентаризация. Вопрос, как к ней подготовиться и как провести, особенно актуален для акционерных обществ, коммерческих банков, страховых организаций и крупных налогоплательщиков. Ведь они с 1 января 2021 года должны вести бухгалтерию на основе МСФО.
О том, как это сделать, по просьбе buxgalter.uz рассказала директор аудиторской компании ООО «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА:
– «В правилах подготовки и проведения инвентаризации пока нет никаких новостей. В решении этих задач нужно руководствоваться Национальным стандартом бухгалтерского учета №19. Причем этих правил по-прежнему должны придерживаться все, в том числе – организации, которые с нового года переходят на МСФО.
Многих бухгалтеров волнует вопрос – будут ли вноситься изменения в правила проведения инвентаризации в связи с переходом на МСФО? Определенность в этом вопросе, скорее всего, появится в 2021 году. Так как существенно увеличится число организаций, работающих по МСФО, и уже на следующий год они должны будут сдавать финотчетность по международным стандартам. Вот тогда и станет очевидным, что в действующем законодательстве еще предстоит усовершенствовать.
Итак, как подготовиться к ежегодной инвентаризации? Какие выводы можно сделать на основе многолетних наблюдений?
Ежегодную инвентаризацию проводят перед составлением годовой финансовой отчетности. Сроки сдачи такой отчетности установлены Положением о сроках предоставления и квартальной и годовой финансовой отчетности №942 от 03.07.2000 г. Исключение – имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Как правило, инвентаризацию к финансовой отчетности совмещают с инвентаризациями товарно-материальных запасов и основных средств, которые согласно НСБУ №4 и НСБУ №5 должны производиться не реже одного раза в год.
Сюда же можно подтянуть и другие виды инвентаризации, для которых пунктом 1.5 НСБУ №19 установлена более частая периодичность. И это будет рациональным решением, поскольку при инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности проверяется абсолютно все.
Очень важным считаю подготовительный этап, для которого сейчас самое время.
План подготовки
1. Наведите порядок в документации, разложите все по папкам, чтобы при инвентаризации можно было быстро найти нужный документ. Этот этап редко когда обходится без восстановления бухгалтерской документации. Даже у самых опытных бухгалтеров найдется несколько затерявшихся или недооформленных документов. Все эти недостатки нужно устранить заранее. Все должно соответствовать учетной политике предприятия.
2. Инициируйте подготовку товарно-материальных ценностей. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам и размерам в определенном порядке, удобном для подсчета их количества.
3. Проверьте правильность квалификации активов согласно определенным Учетной политикой критериям основных средств, товарно-материальных ценностей, инвентаря.
4. Подготовьте по всем объектам и подразделениям инвентаризационные описи в двух экземплярах, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета».
5. В дату, определенную руководством, подготовьте проект приказа о проведении инвентаризации в срок, определенный Учетной политикой. Это позволит заранее снять организационные вопросы. В том числе:
- определить сроки и проверяемые объекты;
- сформировать состав комиссии по инвентаризации. В этом вопросе руководствуйтесь п.п. 2.8–2.10 НСБУ №19. Учтите, что количество членов комиссии должно быть оптимальным, чтобы обеспечить инвентаризацию по правилам НСБУ №19;
- разработать регламент. Это могут быть правила, инструкции, распоряжения, регламентирующие работу членов комиссии на каждой стадии инвентаризационного процесса. В этих документах должна быть прописана методология, учитывающая специфические особенности фирмы, порядок получения подтверждений, данных учета у контрагентов – поставщиков, покупателей, банков. Распишите процедуру решения вопросов по претензиям к работе комиссии. Определите формы первичных учетных документов, в которых будут отражаться результаты инвентаризации.
6. Руководитель организации должен обеспечить инвентаризационную комиссию всем необходимым для работы. Особое внимание нужно уделить обеспечению пломбиром, которым будут опечатываться помещения, где проходит инвентаризация.
7. После этого остается только подписать приказ и раздать его членам комиссии, чтобы начать инвентаризацию».
На что обратить внимание при проведении инвентаризации и как устранить выявленные расхождения, расскажем в ближайших публикациях.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ